Взаимодействие педагогов и семьи в процессе адаптации детей с ТНР в ДОУ
статья по логопедии

Кабарухина Инна Николаевна

Включение родителей дошкольников в процесс адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопедической группы, а также в образовательный процесс позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kabaruhina_statya_2.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

И. Н. Кабарухина

учитель-логопед

г. Таганрог, МБДОУ д/с № 2

Взаимодействие педагогов и семьи в процессе адаптации детей

           с ТНР в ДОУ

        Практика работы учителя-логопеда показывает, что включение родителей дошкольников в процесс адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопедической группы, а также в образовательный процесс позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы в ДОУ. Однако большинство родителей сталкиваются с тем, что оказываются неподготовленными к удовлетворению особых образовательных потребностей своих детей. Поэтому в детском саду для повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) педагогами логопедической группы проводится ознакомление семей с режимом дня, графиком и этапами коррекционной работы по преодолению речевых нарушений, информирование о возможных затруднениях в процессе адаптации и необходимости сотрудничества. Для этого организуются родительские собрания, индивидуальные консультации учителя-логопеда, занятия для родителей, оформляются информационные стенды, речевые уголки и разрабатывают памятки по лексическим темам и основным направлениям коррекционной работы, таких как артикуляционная и дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики, автоматизация звуков, предлагается картотека логопедических игр.

        Речевые нарушения неблагоприятно влияют на процесс адаптации дошкольников и самостоятельно не преодолеваются. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют трудности в общении, низкую речевую активность, недоразвитие высших психических функций, наличие вторичных нарушений, проявляющихся в нарушениях в эмоционально-волевой сфере. Для создания эмоционально-положительной атмосферы в группе организуются ритуалы приветствия и прощания со взрослыми и детьми, дети оречевляют режимные моменты, продуктивную и образовательную деятельность.

        Работу по организации взаимодействия родителей и педагогов учителю-логопеду необходимо начинать на этапе зачисления ребенка в группу. На первой встрече учитель-логопед может оценить и повлиять на настроение родителей, проконсультировать, рассказать о плюсах пребывания ребенка в логопедической группе. В процессе беседы специалист анализирует отношение родителей к проблеме, узнает насколько родители готовы к сотрудничеству, какие есть опасения и вопросы, касающиеся воспитания и развития детей, какую информацию они хотели бы получать от педагогов ДОУ, проявляя при этом грамотность, компетентность, чуткость и такт. Со стороны родителей не менее важными являются проявление инициативы и стремление сотрудничать.

        Работа психолого-педагогического консилиума детского сада помогает выявить особенности раннего речевого и психического развития ребенка. Проводится изучение медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких детей, их соматическом и психическом развитии, получаемом лечении и его эффективности, консультировании другими специалистами. Педагоги уточняют следующие факторы: состав семьи, ее образовательно-культурный уровень, психоэмоциональный климат семьи, тип семейного воспитания, отношение семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи, уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ. Отдельно уточняется информация о статусе языковой, социальной и психологической среды, в которой находился ребенок с раннего детства, какой язык доминирует в семье или ближайшем окружении, присутствует ли двуязычие.

        В процессе адаптации детей с речевыми проблемами необходимо анализировать и учитывать особенности коммуникативной, игровой и продуктивной деятельности ребенка, особенности его эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, психоэмоционального состояния, познавательной активности, также развитие высших психических функций (мышления, восприятия, внимания, памяти) и навыков самообслуживания. Для успешного пребывания детей в логопедической группе помимо организации предметно-развивающей среды, оформления игровых зон и постоянного обновления речевого материала проводятся совместные с родителями тематические занятия, спортивные мероприятия, семейные выставки, экскурсии и прогулки.

        Четко сформулированные правила взаимодействия взрослых с ребенком по соблюдению режима дня, распределению речевой, умственной, физической, эмоциональной нагрузки, установлению правил поведения, регулярности занятий, избеганию ситуаций речевого негативизма, переутомления, позволяют преодолеть адаптационные трудности, смоделировать ситуацию комфорта и успеха, стереотип правильного стиля общения, грамотной речи.

        Доверительные отношения с родителями, доброжелательная обстановка, высокая информативность участников, системность и последовательность действий педагогов и родителей в процессе адаптационной помощи ребенку помогают облегчить период привыкания к новой обстановке и социализации детей, имеющих трудности речевого развития.

        В случае необходимости, проводится качественный анализ параметров адаптации детей специалистами ДОУ, определяется наличие положительной динамики или ее отсутствия. Свидетельством успешно выбранной стратегии в период адаптации являются стабильно положительное эмоциональное состояние ребенка, его контакт с детьми и взрослыми, соблюдение им правил поведения, игровая активность, налаженность питания и дневного сна, положительная динамика усвоения программы логопедической группы.

        Сопровождение детей с ТНР в период адаптации является залогом успешной коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

«Взаимодействие педагога и семьи в процессе социализации и развитии художественного творчества дошкольника"

Презентация о взаимодействии педагога и родителей в процессе социализации и развитии художественного творчества....

СТАТЬЯ на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Статья на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ...

ОПЫТ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Актуальность темы. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается  на психическом и ...

Взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от во...

Статья на тему: "Эффективные формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ ".

Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша....