Календарный план старшей группы с ФФНР и ФНР
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Панченко Евгения Борисовна

Календарный план проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ФНР и ФФНР на 2020-2021 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnyy_plan_starshey_gruppy_ffnr.docx119.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Чайка» города Саки Республики Крым

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

с детьми старшей группы с ФНР и ФФНР

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель-логопед:

Панченко Е.Б.

Начат: 05.10.2020 года

Окончен: 31.05.2021 года

Звукопроизношение, грамматический строй речи.

Количество НОД  в год – 33.                                               Запланировано НОД – 33.

В неделю НОД – 1.                                                               Проведено –

Длительность НОД – 25 минут.

ДАТА

№  П/П  НОД

ТЕМА

НОД

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ  НАВЫКИ

ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА

АРТИКУЛЯЦ.

ГИМНАСТИКА,

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

ФОРМЫ,

МЕТОДЫ

РАБОТЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПЛАН

ФАКТ

         ОКТЯБРЬ  

06.10.2020

1

Развитие   слухового внимания   на неречевых звуках.

1. Формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.

2. Развивать фонематические процессы;

3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

4. Развивать дыхание, голос.

А/У «Улыбка», «Трубочка».

Д/П  «Мы руки поднимаем».

1.  Игра «Подуй, как ветерок».

2.  Игра «Узнай инструмент».

3. Игра «Кто голос подает?».

Игрушки для развития речевого выдоха.

Бумага.

Артикуляционная картинка «Улыбка», «Трубочка».

13.10.2020

2

Развитие   слухового внимания   на неречевых звуках.

1. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений.

2. Познакомить с понятием «слово».

3. Развивать фонематическое восприятие детей;

4. Развивать слуховое внимание;

5. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

6. Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.

А/У  «Накажем непослушный язычок».

Д/П  «Смотри скорей, который час».

1. Игра «Фокус».

2. Игра «Хлопай, не зевай».

3. Игра «Доскажи словечко».

4. Игра «Звук заблудился».

5.  Игра «Какое слово лишнее».

Ватные шарики.

Плакат ротовой полости.

Артикуляционная картинка  «Накажем непослушный язычок».

20.10.2020

3

Звукоподражательный комплекс.

1. Уточнение понятий: «слова-  предметы» и «слова – действия».

2. Знакомство с понятием «предложение».

3. Активизация речевой деятельности детей.

4. Совершенствование речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

5. Формирование длительного плавного выдоха.

6. Развитие артикуляционной и общей моторики.

А/У «Киска сердится».

Д/П «Мы руки поднимаем».

1. Игра «Веселый котенок».

2. Упражнение «Исправим ошибки».

3. Упражнение «Повтори за мной».

Предметные картинки с изображениями домашних животных и птиц.

Султанчики для дыхательной гимнастики.

Артикуляционная картинка «Киска сердится».

27.10.2020

4

ЗВУК

[У]

1. Знакомство детей с гласным звуком [у] и буквой У.

2. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита.

3. Совершенствование умения выделять звук [у] из ряда звуков, слогов, слов, определять  наличие данного гласного звука в слове в сильной позиции (под ударением).

4. Учить различать понятия  «звук» - «буква».

5. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, воображения, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.

А/У «Трубочка».

Д/П  «Каждый день по утрам».

1. Игра «Хлопни в ладоши».

2. Игра «Запомни - повтори».

3. Игра «Один - много».

Сюжетная картинка «Едет поезд».

Тетрадь.

Цветные ручки.

Артикуляционная картинка «Трубочка».

         НОЯБРЬ

03.11.2020

5

ЗВУКИ

[У-А]

1. Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

2. Закреплять понятия «слово», «гласный звук»;

3. Развивать фонематические процессы;

4. Закреплять понятие о месте нахождения звука в слове: звук в начале слова;

5. Развивать моторный праксис, просодические компоненты речи;

6. Выделять звуки из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов).

А/У «Лопаточка».

Д/П  «Каждый день по утрам».

1. Игра «Хлопай, топай, не зевай».

2. Игра «Эхо».

Предметные картинки со звуками А и У в начале слов.

Схема для характеристики звуков.

Артикуляционная картинка «Лопаточка».

10.11.2020

6

ЗВУК  [И]

1. Знакомство с буквой И.

2. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита.

3. Совершенствование навыка дифференциации гласных звуков.

4. Активизация речевой деятельности, фонематических представлений, развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

А/У «Втягивание».

Д/П  «Мы пойдем на носках».

1. Упражнение «Лесенка».

2. Упражнение «Слушайте внимательно».

3. Упражнение «Найди картинки».

Схема для характеристики звуков.

Предметные картинки со звуком И в названии.

Артикуляционная картинка

«Втягивание».

17.11.2020

7

ЗВУК

[Т - Т’]

1. Закрепление навыка различения гласных звуков [т] и [ть]. Знакомство с буквой Т.

2. Соотнесение  артикуляционно-акустического образа звуков [т] и [ть] с буквой Т.

3. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов в первой позиции. Подбор слов на заданный звук. Звуковой анализ прямых слогов ( та, то, ту, ти).

А/У «Болтушка».

Д/П  «Мы ехали, ехали».

1. Игра «Найди место звука».

2. Игра «Посмотри и запомни».

3. Игра «Запомни, повтори, положи».

Предметные картинки.

Тетради.

Карандаши.

Артикуляционная картинка

«Болтушка».

24.11.2020

8

ЗВУК  

[М - М’]

1. Знакомство со звуками [м], [мь] и буквой М.

2. Закрепление понятий «звук» (гласный - согласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий), «слово».

3. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

4. Подбор слов на заданный звук. Звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов: ма, му, мо, ум, ам, ом.

5. Обучение приемам точечного массажа лица и кистей рук.

6. Самомассаж органов артикуляции, подготовка к постановке свистящих звуков.

А/У  «Трубочка» - «Улыбка».

Д/П  «Вот мы руки развели».

1. Игра «Поймай звук».

2. Игра «Синие и зеленые тарелочки».

3. Состав рассказа по картине.

Иллюстрация с предметами в названии которых есть звук [м].

Тетради.

Карандаши.

Артикуляционная картинка

«Трубочка» - «Улыбка».

         ДЕКАБРЬ  

01.12.2020

10

ЗВУК

[Ы]

1. Знакомство со звуком [ы] буквой Ы.

2. Совершенствование навыка дифференциации   гласных и согласных звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

3. Совершенствование навыка звукобуквенного анализа, умения находить место звука в слове.

4. Образование формы множественного числа существительных и выделение гласного в конце слова.

5. Развитие связной речи, внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков звукового анализа и синтеза.

А/У «Заборчик».

Д/П  «Заколдованный звук».

1. Игра «Один – много».

2. Игра «В каком вагоне едет звук».

3. Игра «Ы или И».

Разрезная азбука.

Мяч.

Артикуляционная картинка «Заборчик».

08.12.2020

9

ЗВУК  

[С]

1. Постановка звука [с].

2. Изолированное произнесение звука (звук  гоняем по дорожкам).

3. Определение наличия заданного звука в слове.

4. Развитие фонематического  слуха и восприятия. 5. Развитие связной речи, внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков звукового анализа и синтеза.

А/У  «Чистим нижние зубы».

Д/П  «Раз - подняться, подтянуться».

1. Игра «Ветерок - буря».

2. Игра «Плачет киска».

3. Игра «Поймай звук».

Игрушки.

Профиль артикуляции звука [с].

Артикуляционная картинка

«Чистим нижние зубы».

15.12.2020

11

ЗВУК

[С – С’]

1. Знакомство со звуками [с], [сь].  

2. Изолированное произнесение звука (звук  гоняем по дорожкам).

3. Введение звука  в закрытый слог.

4. Последовательное введение в открытый слог,  начало и конец слова.

5. Определение наличия заданного звука в слове.

6. Развитие фонематического  слуха и восприятия. 7. Развитие связной речи, внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков звукового анализа и синтеза.

А/У «Киска сердится».

Д/П  «Тик-так».

1. Игра с мячом «Продолжай».

2. Игра «Холодный ветерок».

2. Игра «Поймай звук».

3. Игра «Не ошибись».

4. Игра «Закончи слово».

Предметные картинки.

Сюжетные картинки.

Мяч.

Артикуляционная картинка «Киска сердится».

22.12.2020

12

ЗВУКИ

[Б - Б’]

1. Уточнение произношения  звука [б].

2. Закрепление звука в словах.

3. Выделение  звука [б] из  звукового ряда, ряда слогов,  слов.

4. Определение места звука в слове.

5. Составление характеристики звука с опорой на символы.

6. Развитие фонематического  слуха и восприятия. 7. Развитие связной речи, внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков звукового анализа и синтеза.

А/У  «Обезьянки».

Д/П  «Сначала буду маленьким».

1. Игра «Выбери картинку».

2. Игра «Повтори за мной».

Предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Б’].

Цветные фишки для выкладывания звуковой схемы.

Артикуляционная картинка

«Обезьянки».

29.12.2020

13

ЗВУК

[З]

1. Знакомство с согласным  звуком [з].

2. Постановка звука [з].  

3. Уточнение артикуляционно-акустического образа свистящих звуков.

4. Упражнения  в выделении звука на слух и в произношении в различных позициях.

5. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

6. Развитие фонематического восприятия и памяти: уточнение артикуляционно-акустического образа согласных звуков, определение местоположения звука в одно-, двухсложных  словах в начале и конце слова.

А/У «Блинчик»».

Д/П  «Скок – поскок».

1. Игра «Повтори правильно».

2. Игра «Придумай слово на звук [з]».

3. Игра «Замени первый звук».

Картинки символы для характеристики звука [з].

Кружки для обозначения звуков.

Артикуляционная картинка «Блинчик».

         ЯНВАРЬ  

12.01.2021

14

 

ЗВУКИ

[З] – [С]

1. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

2. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).

3. Автоматизация правильного произношения звуков [з], [з'], [с], [с']. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).

4. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильной чувствительности. Совершенствование тактильного восприятия.

А/У «Горка»

Д/П «Раз - подняться, подтянуться»

1. Игра «Слова одной семейки».

2. Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [с], встань на звук [з]».

3. Упражнение «Посмотри и назови».

4. Игра «Подскажи словечко».

Полоски бумаги для составления схемы предложения.

Фишки для звукового анализа.

Артикуляционная картинка «Горка».

19.01.2021

15

ЗВУКИ  [Д – Д’]

1. Формирование умений различать звуки [д]  и [д'].

2. Развитие фонематического слуха и восприятия. 3. Составление характеристики звуков  с опорой на символы.

4. Определение местонахождения звука в словах.

5. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У «Качели».

  Д/П «Тук – тук - тук».

1. Игра «Наведи порядок».

2. Игра «Эхо».

3. Игра «Доскажи словечко».

4. Игра с мячом «Все на букву Д».

Картинки маленького и большого дома.

Синий и зеленый домики.

Мяч.

Артикуляционная картинка  «Качели».

26.01.2021

16

ЗВУКИ  [Ш]

 1. Постановка звука  [ш]различными способами: по  подражанию, от опорных звуков, с механической помощью, от  артикуляционной  гимнастики.

2. Изолированное произнесение звука.

3. Определение наличия заданного звука в слове. 4. Выделение  его из начала, конца, середины слова,  в словах со стечением согласных.

5. Развитие фонематического слуха и  восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У «Грибок»

Д/П «Мы - веселые мартышки».

1. Игра «Поймай звук».

2. Игра «Определи место звука в слове (начало, середина, конец)».

3. Игра «Кто слушает внимательно».

4. Игра «Запомни, повтори».

Предметные картинки со звуком [ш].

Сюжетные картинки на Ш.

Демонстрационная сюжетная картинка «Мишка».

Артикуляционная картинка «Грибок».

         ФЕВРАЛЬ  

02.02.2021

17

ЗВУКИ

  [Ш - С]

1. Уточнение артикуляционно-акустического образа свистящих звуков.

2. Сравнительная характеристика  оппозиционных звуков  свистящих -  шипящих.

3. Дифференциация на уровне изолированных звуков, слогов, слов.

4. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

5. Ритмико-динамические  упражнения на согласование движений с речью.

6. Развитие фонематического восприятия и слухового контроля.

А/У «Чашечка».

Д/П  «Руки вверх, руки вниз».

1. Игра «Проказник-ветерок».

2. Игра «Снежки».

3. Игра «Ласковое слово».

Предметные картинки.

Символы звуков [с] и [ш].

Артикуляционная картинка «Чашечка».

09.02.2021

18

ЗВУК

[В – В’]

1. Уточнение артикуляции  звуков [в]  и [в'].

2. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

3. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У «Расчесывание», «Забор».

Д/П  «Маляры».

1. Игра «Вьюга».

2. Игра «Сигнальщики».

3. Игра "Цветочная поляна".

Предметные картинки.

Картинки для выполнения звукового анализа

Тетради.

Ручки.

Артикуляционная картинка «Расчесывание», «Забор».

16.02.2021

19

ЗВУКИ

[Ж]

1. Постановка звука.

2. Изолированное произнесение звука.

3. Составление  словосочетаний и предложений с заданным словом.

4. Выделение  буквы Ж среди других  букв.

5.  Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У «Футбол»

Д/П «Ровным строем мы идём»

1. Игра «День - ночь».

2. Игра «Преврати большой предмет в маленький».

3. Игра «Фокусник».

Предметные картинки.

Тетради.

Ручки.

Артикуляционная картинка «Футбол».

23.02.2021

20

ЗВУКИ

[Ж - З]

1. Правильное произношение и различение звуков [Ж]-[З].

2. Упражнение в употреблении предлогов за, из-за, из-под, через, между.

3. Словообразование сложного прилагательного железнодорожный.

4. Упражнение в согласовании с существительными прилагательных железнодорожный, -ая, -ое.

А/У «Кто дальше загонит мяч»,

Д/П  «Раз - подняться, подтянуться».

1. Игра «Жуки и комары».

2. Игра «Наоборот».

3. Закрепление употребления предлогов.

Предметные картинки.

Артикуляционная картинка «Кто дальше загонит мяч».

         МАРТ  

02.03.2021

21

ЗВУКИ

[Ш - Ж]

1. Уточнение артикуляционно – акустического образа оппозиционных звуков

2. Игровые упражнения на  дифференциацию звуков на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях.

3. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У «Маляр».

Д/П  «Мамины помощники».

1. Игра «Веселый поезд».

2. Игра «Раздели на слоги».

3. Упражнение в тетрадях.

Предметные картинки.

Тетрадь.

Ручка.

Артикуляционная картинка

«Маляр».

09.03.2021

22

ЗВУК

[Л]

1. Постановка звука [л]  различными способами.

2. Изолированное произнесение звука.

3. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

4. Упражнения на определение наличия заданного звука в слове.

5. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У «Качели».

Д/П  «Солнце».

1. Игра «Звуковые дорожки».

2. Игра «Самый внимательный».

3. Игра «Веселый поезд».

Предметные картинки.

Символ звука.

Картинки, в названии которых есть звук [л],

Артикуляционная картинка

«Качели».

16.03.2021

23

ЗВУКИ  [Л – Л’]

1. Познакомить детей со звуком [Л’] и буквой Л;

2. Развивать у детей фонематические процессы;

3. Упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;

4. Упражнять в выделении звука [Л’]  в начале, середине и конце слов.

А/У «Лошадки».

Д/П  «Веселые матрешки».

1. Игра «Повтори за мной».

2. Игра «Доскажи словечко».

3. Игра «Определи, где находятся звуки [л] и [ль] в словах».

4. Игра «Отгадай слово».

Предметные картинки.

Картинка для звукоподражания.

Дидактическое пособие «Согласный звук».

Тетради.

Ручки.

Артикуляционная картинка

«Лошадки».

23.03.2021

24

ЗВУК

[Ы]

1. Познакомить детей со звуком Ы и буквой Ы;

2. Научить характеризовать звук Ы.

3. Упражнять детей в делении слов на слоги предложений на слова;

4. Развивать фонематические процессы;

5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

А/У «Грибок»

Д/П  «Дружно встали на разминку».

1. Игра «Повтори за мной».

2. Игра «Что лишнее?».

3. Подбор родственных слов.

Предметные картинки, в названии которых есть звук [Ы].

Дидактическое пособие «Согласный звук».

Тетрадь.

Ручки.

Артикуляционная картинка

«Гибок».

30.03.2021

25

ЗВУК

 [Й]

1. Уточнение артикуляционно-акустического образа  звука [й].

2. Упражнения на определение местоположения заданного звука в слове.

3. Знакомство с буквой  Й.

4. Дифференциация звуков [й] - [ль].

5. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У «Лопаточка».

Д/П  «Раз - подняться, подтянуться».

1. Игра «В каком вагоне едет звук».

2. Игра «Упрямый ослик».

3. Игра «Выбери картинку».

Предметные картинки.

Фишки для обозначения звуков.

Тетради.

Ручки.

Артикуляционная картинка

«Лопаточка».

         АПРЕЛЬ  

06.04.2021

26

ЗВУК

[С - Ц]

1. Уточнение артикуляции  звуков [с]  и [ц].

2. Формирование умений различать звуки [с]  и [ц]. 3. Автоматизация правильного произношения звуков  [с], [ц].

4. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У  «Накажем непослушный язычок».

Д/П  «А сейчас мы с вами, дети».

1. Игра «Паровоз».

2. Игра «Повторюши».

3. Игра «Поисковики».

4. Игра «Слово рассыпалось».

Предметные картинки.

Буквы С и Ц.

Тетради.

Карандаши.

Артикуляционная картинка «Накажем непослушный язычок».

13.04.2021

27

ЗВУК  

[Р]

1. Уточнение артикуляционно-акустического образа звука[р].

2. Постановка звука  различными способами: по  подражанию, от опорных звуков, с механической помощью, от  артикуляционной  гимнастики.

3. Изолированное произнесение звука.

4. Развитие сильной  воздушной струи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

5. Развитие пространственных представлений, умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса

А/У  «Маляр», «Чистим зубы».

Д/П  «Все ребята дружно встали».

1. Игра «Повтори за мной».

2. Упражнение «Барабанщики».

3. Игра «Хлопни в ладоши».

Предметные картинки.

Профиль артикуляции звука [р].

Артикуляционная картинка

«Маляр», «Чистим зубы».

20.04.2021

28

ЗВУК

[Р]

1. Уточнение артикуляционно-акустического образа звука[р].

2. Изолированное произнесение звука.

3. Развитие сильной  воздушной струи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

4. Развитие зрительно пространственных представлений, умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса.

А/У «Чистим верхние зубы».

Д/П  «Зарядка – считалка».

1. Игра «Есть ли звук в слове?».

2. Игра «Повтори за  мной».

Предметные картинки.

Профиль артикуляции звука [р].

Тетради.

Карандаши.

Артикуляционная картинка

«Чистим нижние зубы».

27.04.2021

29

ЗВУК

[Р – Р']

1. Дифференциация  оппозиционных звуков.

2. Игры упражнения  на различение оппозиционных звуков изолированно, в слогах, в словах.

3. Закрепление звуков в словах и предложениях. 4.Образование прилагательных.

5. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У  «Горка».

Д/П  «Вот большой стеклянный чайник».

1. Игра «Доскажи словечко».

2. Игра «Цепочки слов».

3. Беседа по содержанию.

Предметные картинки.

Профили артикуляции звуков [р] и [рь].

Артикуляционная картинка

«Горка».

          МАЙ  

04.05.2021

30

ЗВУК

[Ч]

1. Уточнение артикуляционно- акустического образа звука [ч].

2. Выделение  заданного звука из  слов.

3.  Определение местонахождения звука в словах. 4. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У «Грибок»

Д/П «На параде».

1.Игра «попробуй - повтори».

2. Игра «Забрось мяч в кольцо».

3. Игра «Наоборот».

Предметные картинки.

Профиль артикуляции звука [ч].

Тетради.

Ручки.

Мяч.

Артикуляционная картинка

«Грибок».

11.05.2021

31

ЗВУКИ

[Р - Л]

1. Уточнение артикуляционных укладов звуков [р] – [л].

2. Дифференциация  оппозиционных звуков.

3. Выделение звуков из ряда оппозиционных звуков, слогов, слов.

4. Подбор слов на заданный звук в разной позиции

5. Упражнения на различение предлогов.

6. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У  «Лошадка».

Д/П  «Светофор».

1. Игра «Измени слово».

2. Игра «Собери цветы».

3. Игра «Слова-неприятели».

4. Игра «[р] или [л]».

Предметные картинки.

Профили артикуляции звуков [р] и [л].

Лепестки цветов с картинками с изучаемыми звуками.

Тетради.

Ручки.

Артикуляционная картинка

«Лошадка».

18.05.2021

32

ЗВУК

[Р - Л’]

1. Уточнение артикуляционных укладов звуков [рь] - [ль].

2. Дифференциация  оппозиционных звуков.

3. Выделение звуков из ряда слов.

4. Определение местоположения звука в слове.

5. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У  «Гармошка».

Д/П  «Паучок».

1. Игра «Повтори за мной».

2. Игра «Рыбалка».

3. Игра «Наоборот»

Предметные картинки.

Профили артикуляции звуков [рь] и [ль].

Тетради.

Ручки.

Артикуляционная картинка

«Гармошка».

25.05.2021

33

ЗВУКИ  [Щ]

1. Уточнение артикуляционно- акустического образа звука [щ].

2. Выделение  заданного звука из ряда слов.

3. Определение места звука в словах. Звуко – слоговой анализ слова щука.

4. Образование  существительных с помощью суффикса  -ищ-.

5. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

А/У «Лопаточка».

Д/П  «Видишь, бабочка летает».

1. Игра «Ушки на макушке».

2. Игра «Наш котище».

3. Игра «Наоборот».

Предметные картинки.

Профиль артикуляции звука [щ].

Тетради.

Ручки.

Артикуляционная картинка

«Лопаточка».

ВСЕГО НОД

Лексико-грамматические средства языка, элементы связного высказывания.

Количество НОД  в год – 33.                                        Запланировано НОД – 33

В неделю НОД – 1.                                                        Проведено –

Длительность НОД – 30 минут.

ОКТЯБРЬ                                                                                          

ДАТА

№  П/П  НОД

ТЕМА НОД

ЛЕКСИКА

ГРАММАТИЧЕСКИЙ

СТРОЙ РЕЧИ

МЕЛКАЯ

МОТОРИКА,

ФИЗ.МИНУТКА

ФОРМЫ,

МЕТОДЫ

РАБОТЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПЛАН

ФАКТ

09. 10. 2020

1

МОЯ СЕМЬЯ

Существительные: бабушка, прабабушка, мама, папа, брат, дедушка, сестра, прадед, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, сын, дочь.

Прилагательные: крепкая, культурная, здоровая, ласковая, трудолюбивая, добрая, любимая, дорогая, лучшая, родная, заботливая, строгая, вежливая, послушная, воспитанная.

Глагол: заботиться, любить, мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, дружить, дарить, поздравлять.

Наречия: ласково, весело, дружно, празднично, нарядно.

1. Активизировать словарь по теме занятия.

2. Упражнять в  образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных.

3. Упражнять в подборе антонимов.

4. Обучать составлению рассказа по картине.

5. Формировать связную речь.

6. Совершенствовать общие речевые навыки.

7. Развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память.

8. Развивать координацию речи с движением.

П/г  «Моя семья»

Д/п «Семейная зарядка».

1. Игра «Наоборот».

2.  Д/и «Назови ласково членов семьи».

3. Д/и «Кто кем приходится?».

4. Д/и “Кто старше (младше)?”.

5. Д/и «Какой? Какая?».

Предметные картинки по теме «Моя семья».

Мяч.

16. 10. 2020

2

МОЙ ГОРОД

Существительные: город, улица, площадь, детский сад, дорога, тротуар, школа, больница, магазин, аптека.

Прилагательные: маленький,  красивый, любимый, родной, светлый, чистый.

Глагол: ездить, встречать, провожать, убирать, подметать, поливать, переходить, отдыхать, любоваться.

1. Активизировать и расширять словарь детей по теме "Мой город" определениями, глаголами.

2. Упражнять в преобразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и существительных во множественном числе.

3. Развивать навыки речевого общения.

4. Корригировать логическое мышление,  творческие и композиционные способности, воображение воспитанников;

5. Совершенствовать координацию речи  с движением, плавность и силу голоса.

Д/п «Самолеты»

1. Игра «Кто внимательный».

2. Игра "Один - много".

3. Игра «Загадочная викторина».

Предметные картинки с изображением улиц города.

Мяч.

23. 10. 2020

3

ЛЮБИМЫЙ КРЫМ

Существительные: друг, дом, друзья, гора, море, дельфин, лес, замок, корабль.

Прилагательные: добрый, веселый, красивый, большой, родной, высокий, свежий.

Глагол: гулять, плавать, загорать, веселится, путешествовать.

1.Развивать активный словарь, логическое мышление, воображение, внимание, память;

2. Совершенствовать диалогическую речь в общении;

3. Закреплять экологические знания детей через решение творческих задач.

П\г   «Вышли пальчики гулять»

1. Игра «Скажи наоборот»

2. Игра «Кто живет в море».

3. Игра «Собери картинку»

Предметные картинки с изображением памятных мест в Крыму,  плакат Крым. Разрезанные картинки.

30.10.2020

4

СТРАНА В КОТОРОЙ Я ЖИВУ

Существительные:  Родина, страна, Россия, Русь, государство, отечество, гражданин, герб, гимн, флаг, президент, правительство, столица, крепость, куранты, площадь, проспект, москвич, холм.

Прилагательные: любимая, единственная, независимая, российская, московский, сильная, необъятная, главный, величавая, белокаменная, златоглавая, Красная (площадь), многолюдная.

Глагол: любить, беречь, охранять, стоять, раскинуться.

Наречия: красиво, величаво, гордо, многолюдно, дружно

1. Упорядочить, закрепить информацию о России, ввести понятие Родина.

2. Учить употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными, упражнять в подборе родственных слов.

3. Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, тактильных ощущений, развивать эстетический вкус.

П/г   «Нет на свете Родины красивей»

1. Игра «Подбери слово-признак»

2. Игра «Где я живу?»

3. Игра «Я начну, а вы продолжите».

Предметные картинки с изображением городов России. Карта России.

Сюжетные картинки.

НОЯБРЬ

06. 11.2020

5

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Существительные: доярка, петух, курица, утка, гусь, индюк, крыло – крылья, перо – перья, пух, яйцо – яйца, гребешок, голова, шея, туловище, цыпленок..

Прилагательные: домашний, пушистый, красивый.

Глагол: кукарекает, крякать, гоготать, плавать, нырять, переплывать, взлетать (на забор),  садиться.

1. Закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных.

2. Активизировать  активный словарный запас по теме, развивать словообразовательную функцию речи.

3. Закрепить умение сравнивать части тела домашних животных и выделять отличительные признаки с помощью опорных схем.

4. Учить составлять рассказ-описание по плану-схеме.

5. Развивать память, слуховое внимание, логическое мышление.

П/и  «Кошка»

1. Игра «Угадай животное».

2.  Игра «Кто, где живет?».

3.  Игра «Назови ласково».

4. Игра «Чья мама, чьи детки?».

5. Игра «Как домашние животные помогают людям?».

Предметные картинки по теме «Домашние птицы».

Дидактическая  игра «Кто где живёт?».

Схема для составления рассказа.

Мяч.

13.11.2020

6

ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ.

Существительные:  нора, заяц, берлога, лиса, белка, бельчонок, зайчонок, медведица, голова, шея, туловище, хвост.

Прилагательные:  мохнатый, рыжий, серый, голодный, коричневый.

Глагол:  рычать, мычать,  грызть, выть, прыгать.

1. Учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

2. Учить различать глаголы единственного и множественного числа.

3. Упражнять в согласовании существительных единственного и множественного числа с притяжательными прилагательными.

4. Уточнять знания детей по теме.

5. Развивать общую и мелкую моторику;

6. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание.

П/г  «Однажды днем лесной тропой»

1. Игра «Кто стоит за деревом».

2.  Игра  «Найди свой домик».

3.  Д/и «Чей хвост, чьи уши?».

4.  Д/и «Найди маму».

Предметные картинки по теме «Дикие животные».

Мяч.

20. 11. 2020

7

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НАШЕГО УЧАСТКА

Существительные:  дерево, клён,  листья,  макушка, ствол,  ветка,  толщина, высота,  жёлудь.

Прилагательные:  кленовый,  высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие,  волнистые.

Глагол:  копать, сажать, поливать, осыпаться, лететь, шуршать, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.

Наречия: холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко

1. Активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья».

2. Развитие навыков словоизменения и словообразования.

3. Развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже.

4. Совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики.

Д/п «Осенние листочки».

1.  Игра «Назови дерево».

2. Игра «Части дерева».

3. Игра «Скажи со словом «осенний».

4.  Игра «Подбери слова – признаки».

Предметные картинки по теме «Деревья и кустарники». Разрезанная картинка дерева на части.

Мяч.

27. 11.2020

8

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Существительные: Пожарный, пожар, опасность, беда, вода, огонь, спичка, костер, утюг, огнетушитель.

Прилагательные: Быстрая, горячий, смелый, ловкий, сильный.

Глагол: Тушить, звонить, зажигать, включать, брать, вставлять, гасить,

1. Уточнять, углублять  и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

2. Закрепление приобретенных произносительных навыков.

3. Совершенствование навыков согласования количественных числительных  и  прилагательных с существительными.

4. Развитие темпо-ритмических характеристик речи;

5. Совершенствование навыков составления  предложений по картинкам.

Д/п «Выезд на пожар».

1. Игра «Четвертый лишний»

2. Игра «Можно и нельзя»

3. Графический диктант.

4. Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Сюжетные картинки по теме “Пожарная безопасность”.

Разрезные картинки «Пожарный инвентарь».

ДЕКАБРЬ

04.12.2020

9

ЗИМУШКА, ЗИМА

Существительные:  сугроб, оттепель, снежинка, кормушка, кормушка, иней, буран, следы, повадки, пороша, пурга, метель, вьюга, мороз.

Прилагательные: белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, липкий, мокрый, зимний, трескучий, прозрачный, ледовый, ледяной, снежный.

Глагол: морозить, замерзать, ехать, взбираться, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть, зимовать, рисует.

Наречия: холодно, голодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно.

1. Уточнение знаний по теме «Зима».

2. Усвоение категорий предложного падежа с предлогом  НА.

3. Закреплять умение подбирать существительные к прилагательным.

4. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде.

5. Развивать речевое дыхание, фонематический слух.

6. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

  Д/п  «Зимние забавы»

1. Д/у «Подуй на снежинку».

2. Игра  «Что подходит?».

3.  Д\у «Где это бывает?».

4.  Д\у «Зимой».

Предметные картинки по теме «Зима».

Картинки с зимними развлечениями.

Два листа  с изображением недорисованных снеговиков.

11. 12. 2020

10

ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ

Существительные: нора, заяц, берлога, медведь, шерсть, шуба, лиса, хищник, белка, гриб, лес, снег.

Прилагательные: Рыжая, белый, теплая, хитрая, быстрый, серая, сытый, голодный, пушистый.

Глагол: Прятаться, прижимать, поймать, сушить, убегать, грызть.

1. Систематизация знаний о домашних и диких животных, их повадках, приспособлении к среде обитания.

2. Формирование представлений о подготовке различных животных к зиме.

3. Образование относительных прилагательных.

4. Составление описательных рассказов  по мнемотаблице о диких и домашних животных.

5. Развитие связной речи, внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

П/г  «Из пальцев сложи теремок»

1. Игра «Повтори ритм».

2. Игра «Кто где живет».

3.   Игра  «Кто спит зимой?».

4.  Игра «Ты какой? Ты какая?».

Карточки с изображением диких животных.

Картинный план для описания домашних и диких животных

18.12.2020

11

ПТИЦЫ

Существительные: голубь,  сорока, ворона, воробей,  синица,  снегирь, сова, дятел,   клёст,   свиристель,   рябчик,   тетерев,   глухарь, кормушка, птенцы, гнездо.

Прилагательные: красногрудый, желтогрудая, пестрый , шустрый,   белобокая, цепкие, зимующие.

Глагол: летать,  искать,  кормиться,  клевать,  шелушить,  каркать, чирикать, нахохлиться.

Наречия: далеко, близко, высоко, низко.

1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.

2. Расширение словарного запаса по лексической теме.

3. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, согласование притяжательных с существительными в роде, числе)

4. Развитие связной речи.

5. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

6. Развитие общей и мелкой моторики.

П/г    «Уточка»

1.  Игра «Скажи наоборот».

2.  Игра «Назови одним словом».

3.  Игра «Сосчитай птиц».

4. Упражнение «Посчитай-ка».

Карточки с изображением птиц.

Осенние листья.

25.12.2020

12

НОВЫЙ ГОД

Существительные: ель, игрушки: бусы, маска, фонарик, мишура, карнавал, гирлянды, хоровод, утренник, подарок, танец, костюм, Дед Мороз, Снегурочка.

Прилагательные: стройная, зеленая, пушистая, душистая, колючие (иголки), веселые, бумажные, стеклянные, семейный (праздник).

Глагол: наряжать, развешивать, встречать, сиять, выступать, рассказывать, петь, танцевать.

Наречия: далеко, близко, высоко, низко.

1. Согласование числительных с существительными.

2. Подбор слов-признаков к предметам.

3. Активизация и расширение словаря по теме.

4. Формирование правильного речевого дыхания.

5. Совершенствование мелкой и крупной моторики.

6.Развитие внимания, памяти.

П/и «Любим елочку мы наш»

1.  Игра «Чего не стало?».

2.   Игра «Что изменилось?».

3.  Игра «Попробуй, сосчитай».

4.  Игра «Какой? Какая? Какие?».

Сюжетная картина «У ёлки».

Вырезанные снежинки из салфеток.

        ЯНВАРЬ

15.01.2021

13

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Существительные:  зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, Вифлеемская звезда, вертеп, колядки

Прилагательные: искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, яркий.

Глагол:   замерзать, выпадать, сыпать, петь, колядовать.

1. Продолжать расширять знания о народных традициях.

2. Формировать интерес к народным играм, песням, развлечениям.

3. Расширять знания детей о зимних явлениях и приметах с помощью пословиц, загадок, прибауток.

4. Развивать познавательную и творческую активность, используя русский народный фольклор.

5. Развивать эмоциональное, творческое и образное восприятие фольклорного материала.

Д/п  «Я качаю младенца»

1.  Состав рассказа по картине.

2. Упражнение «Цепочка доброты».

3. Упражнение «Какая? Какие?»

4. Упражнение «Назови ласково»

Картинка с изображением мудрецов и звезд.

Мария с младенцем.

22.01.2021

14

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Существительные:  санки, лыжи, палки, коньки, горка, снеговик, ком, комок, снежки.

Прилагательные:  большой, маленький, круглый, длинный, лыжные, высокая, снежная.

Глагол:  катаются, лепят, играют, бросать, кидать.

Наречия:  скользко, холодно, быстро.

1. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.

2. Развитие связной речи.

3. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

4.  Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

5.  Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Д/п «Наконец пришла зима»

1. Д/г «Тучка»

2. Игра  «Что наделала зима?».

3. Игра  «Назови ласково».

4.  Игра «Доскажи словечко».

5.  Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Сюжетные картинки «Зимние забавы»

Игра для речевого дыхания

Картинки снеговиков с недостающими деталями.

29.01.2021

15

ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Существительные:  панама, шапка, шляпа,  рукав, карман, капюшон,  Тапки, босоножки, сандалии, кеды, кроссовки, сапоги, валенки, туфли, шуба, пальто, плащ, полушубок, куртка, юбка, шорты, фартук, халат.

Прилагательные: повседневный, чистый, грязный, выглаженный, выстиранный, шерстяной, трикотажный, меховой, вельветовый, кожаный, резиновый, лёгкий, верхняя, нижняя, головной.

Глагол:  надевать, одевать, обувать, чистить, гладить, стирать, пачкать, шить, вязать, вышивать, чинить.

Наречия:  мал, велик, нарядно, красиво, опрятно, аккуратно.

1. Закрепление представлений об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита, обуви и головных уборах.

2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

3. Совершенствование грамматического строя речи.

4. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма, навыков ориентировки на плоскости.

П/г  «Одежда»

1.   Упражнение «Что изменилось?»

2.  Игра «Подбери слова»

3.  Игра «Отгадай загадку».

4.  Игра «Один – много».

Контейнер с плоскостными изображениями одежды, обуви, головных уборов для куклы.

Предметные картинки с изображениями одежды.

Мяч.

ФЕВРАЛЬ

05.02.2021

16

ЧТО ИЗ ЧЕГО И ДЛЯ ЧЕГО?

Существительные: кастрюля, матрешка, ручка, шарик, шапка, сумка, тетрадь, бутылка, тарелка.

Прилагательные: металлическая, деревянная, бумажная, стеклянная, кожаная, резиновая, меховая, пластмассовая, фарфоровая.

Глагол: готовить, варить, играть, писать, рисовать, пить, класть, носить, надувать, надевать, писать, кушать, накладывать.

1. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

2. Образование относительных прилагательных.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания.

П/и   «Девочки и мальчики прыгают, как мячики»

1.   Упражнение «Какая игрушка»

2. Упражнение  «Что из чего» (варенье, сок)

3.  Игра «Чудесный мешочек».

Предметные картинки по теме.

12.02.2021

17

МИР ПРОФЕССИЙ

Существительные: профессия, логопед, воспитательница, строитель, учительница, водитель, повар, врач, портной, пожарный, почтальон, маляр, певец, продавец, шофер, стоматолог, пилот.

Прилагательные: отважные, умные, нужные, добрая, сильный, шустрый.

Глагол: воспитывать, заниматься, писать, читать, строить, красить, шить, продавать, лечить, петь, водить, готовить, разносить, летать.

1. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме.

2. Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание.

3. Упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.

Д/г « Профессии разные есть»

1.Д/и  «Кто лишний?»

2. Игра « «Подарим картинки».

3. Д/у «Исправь ошибку».

4. Игра «Назови по картинкам людей, которых профессий много».

Предметные картинки.

Контуры людей разных профессий

Карандаш.

Мяч.

19.02.2021

18

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Существительные:  армия, Родина, танкист, десантник, летчик, моряк,  солдат, герой, бомба, отвага, награда, медаль, орден, мужество, блокада, противник, враг, война, подводник, пехотинец, доброволец, предатель.

Прилагательные:  храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный, армейский, раненый, рядовой, подводный, морской, воздушный.

Глагол:  воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.

Наречия: мужественно, отважно, смело, страшно

1. Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск.

2. Совершенствование грамматического строя речи.

3. Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание.

4. Стимулировать речевую активность детей.

Д/п   «Солдаты»

1.  Упражнение “Один - много”.

2.  Игра с мячом «Посчитай».

3. Словестная игра «Телеграф».

4. Игра «Назови военную технику».

Иллюстрации и картинки с изображением различных родов войск.

Мяч.

26.02.2021

19

Я - ЧЕЛОВЕК

Существительные:   младенец, ребенок (дети),  девочка, мальчик, подросток, юноша, девушка, мужчина, женщина, старик, старуха,  рот, губа, зуб, горло, глаз, веко, ресница, зрачок.

Прилагательные:   кожный, сердечный, молодой, старый, добрый, удивительный, восхитительный, синеглазый, широкоплечий, аккуратный, неряшливый; пенистый, душистый.

Глагол:   мыслить, думать, моргать, царапать, чесать, намыливать, смывать, пачкать, согнуть- разогнуть, сжимать- разжимать, умываться, пениться, брить, массажировать, отращивать, ухаживать.

Наречия: быстро, легко, мягко, забавно, смешно, заботливо, удобно, необходимо.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Человек. Части тела».

2.  Формировать грамматический строй речи.

3. Активизировать мыслительную деятельность.

4. Развивать память.

Д/п « Чтобы сильным стать и ловким»

1. Д/и «Один — много»

2.  Игра: «Закончить предложения одним и тем же словом в нужной форме».

3.  Игра «Олины помощники».

4. Игра «Сосчитай»

Предметные картинки по теме «Я – человек».

Мяч.

      МАРТ

05.03.2021

20

ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ

Существительные:  весна, март, мама, бабушка, сестра, портниха, певица, повариха, пианистка, учительница, цветы, мимоза, подарки, помощник.

Прилагательные:  торжественный, солнечная, теплая, ветреная, весеннее, пасмурное, раннее, добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, требовательная, доброжелательная, задорная, непоседливая.

Глагол:  заботиться, любить, помогать, стирать, убирать, подарить, удивить, настал.

Наречия: тепло, солнечно, светло, свежо.

1. Знакомить детей с женскими профессиями, формировать у детей представления о профессиях.

2. Учить детей преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода.

3.  Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением во время динамической паузы.

4. Развитие фонематических представлений (фонетический разбор слова).

5.  Развитие логического мышления, зрительного внимания.

П/и   «Маму я свою люблю, я всегда ей помогу»

1. Игра «Подбери признак».

2. Игра «Мамино или Танино»

3.   Д/и «Назови профессию женщин».

4. Д/и  «Угощение для мамы»

Сюжетная картина «8 марта».

Предметные картинки с изображением девочки и женщины.

12.03.2021

21

ВЕСНА ПРИШЛА

Существительные: сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц,  журчание, звон, капель.

Прилагательные:  весенний,   зимний,   солнечный,   теплый,   прохладный,   яркий, рыхлый,   ранний,   поздний,   звонкий, радостный,   дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.

Глагол:   греть,   мёрзнуть,   висеть,   расти,  щебетать,   чирикать,   таять, чернеть,   вить,   пригревать,   отогревать,   нагревать,   замерзать.

1. Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.

2. Развитие связной речи.

3. Закрепление навыков словообразования и словоизменения.

4. Совершенствование фонематического восприятия.

5. Упражнение в правильном дыхании.

6. Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

П/г «За окном сосулька тает»

1.  Игра «Подбери словечко».

2.  Игра «Хлопни в ладоши».

3. Игра «Что лишнее?»

4. Игра «Скажи наоборот».

5. Игра «Назови ласково».

Слайды с изображением времён года.  Рисунки цветов для раскрашивания.

19.03.2021

22

НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ

Существительные: матрешка, кукла, ложка, погремушка, лошадь, утка, игрушка.

Прилагательные: гостеприимный, керамическая, соломенная, деревянная, расписная, ароматный, уютный, тряпичные, глиняные, дымковская, филимоновская.

Глагол: мастерить, играть, изготавливать, шить, вырезать, украшать, пить, залить, насыпать, расписывать, накормить, отдохнуть, растопить, прясть, просеять.

1. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики.

2. Совершенствовать лексико-грамматические навыки.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Работа над слоговой структурой слова.

Д/п «Матрешки»

1.Упражнение  «Из чего сделано?»

2. Упражнение «Чего не стало?»

3. Игра «Один-много».

Иллюстрация с изображением народных игрушек.

Мяч.

26.03.2021

23

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Существительные:  фиалка, лист, кактусы, лейка, земля, стебель, бутон, герань, запах, букет, горшок, лепесток.

Прилагательные:  красивый, приятный, нежный, яркий, колючий.

Глагол:   расти, расцветать, ухаживать, сажать, протирать, поливать, нюхать, рыхлить, распылять.

1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения».

2. Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений.

3. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений, ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Д/п  «На окне в горшочках»

1. Игра  «Закончи предложение».

2. Игра «Два - пять».

3. Игра  «Угадай слово».

4. Упражнение  «Собери цветок для мамы».

Предметные картинки по теме «Комнатные растения».

Разрезные картинки.

      АПРЕЛЬ

02.04.2021

24

ДЕНЬ ДЕТСКОЙ КНИГИ

Существительные: библиотека, книга, библиотекарь, читатель, сказка, рассказ, герой.

Прилагательные: интересная, красивая, народная, главный, сказочная, потрепанная.

Глагол: читать, рассматривать, перелистывать, заклеивать, ухаживать.

1.  Развитие связной речи.

2. Развитие просодической стороны речи

3. Развитие творческого воображения, подражательности, общей моторики.

П/и   «Книга »

1. Игра «Подбери признак к предмету»

2. Игра «Угадай сказку по отрывку».

3.  Игра «Семейка слов».

4. Упражнение на понимание и употребление предлогов

Предметные картинки с изображением сказочных героем в зашумленном виде.

Разрезанные картинки.

Книга.

09.04.2021

25

КОСМОС

Существительные: Земля, Луна, Солнце, космос, звезда, ракета, космонавт, телескоп, старт, посадка, Гагарин Юрий.

Прилагательные:  солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

Глагол:  лететь, падать, отражать,

взлетать, приземляться, прилуняться, наблюдать.

Наречия: далеко - близко, высоко – низко, темно – светло, ярко – тускло.

1. Уточнять и расширять знания детей о космосе.

2. Активизировать словарь по данной теме.

3. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

4. Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память.

5. Развивать интерес к выполнению заданий.

Д/п «Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.»

1. Игра  «Скажи наоборот».

2. Игра  «Четвертый лишний».

3.  Игра «Один - много».

Предметные картинки по теме «Космос».

Разрезные картинки.

Мяч.

16.04.2021

26

НАША ПЛАНЕТА - ЗЕМЛЯ

Существительные: глобус, планета Земля, планета, природа, земной шар, атмосфера, полюса, суша, вода, карта, человек.

Прилагательные: главный, красивый, интересный, исторический, разноцветная,

Глагол: беречь, защищать, любить, чистить, мусорить, бросать.

1. Уточнение глагольного словаря.

2. Закрепление словообразования существительных с уменьшительно–ласкательным значением и обогащение речи прилагательными.

3.  Развитие связной речи.

П/и   « Ракета »

1. Беседа по сюжетной картине «Планета Земля».

2. Игра «Назови ласково».

3. Игра «Назови одним словом».

Глобус.

Плакат «Планета Земля».

Предметные картинки «Животные»

23.04.2021

27

МЫ - СПОРТСМЕНЫ

Существительные:  тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка,

корт, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион.

Прилагательные: сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, настойчивый, стройный, быстрый.

Глагол:  заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться.

1. Активизировать словарь детей по теме «Спорт».

2. Формировать звуко- слоговую структуру слова.

3. Развивать грамматический строй речи.

4. Развивать память, внимание, логическое мышление.

5. Развивать общую и мелкую моторику.

Д/п  «Спортсмены»

1. Д/и «Кому что нужно?».

2. Игра «Назови спортсменов».

3. Игра «Четвертый лишний».

4. Игра «Один-много».

Предметные картинки по теме «Спорт».

30.04.2021

28

МЕБЕЛЬ. ПОСУДА.

Существительные: мебель, шкаф, полка, спинка, сиденье (стула),  стол, стул, кровать, диван, кресло, ножка, посуда, блюдце, вилка, сковорода, сахарница, ложка,  хлебница, ручка, донышко, дно, стенка (кастрюля), стакан, чашка, тарелка.

Прилагательные: детская, игрушечная, пластмассовый, металлический, кухонная, спальная, письменный, обеденный, журнальный, сервировочный , мебельный, мягкая, дубовый, удобный.

Глагол: вытирать, передвигать, задвигать, пылесосить, покупать, переставлять, ремонтировать, заправлять, покупать, ремонтировать, красить, мыть,

расставлять.

Наречия: высоко, низко, удобно, уютно, мягко, слева, справа, близко, далеко.

1. Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме.

2. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

3. Усвоение категории Р.п. с предлогом из.

4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы наст. вр..

5. Развитие связной речи, освоение диалогической формы речи.

6.  Развитие зрительно-пространственного восприятия и речевого дыхания.

Д/п «  Чашку в руки я беру»

1.  Игра  «Магазин».

2.   Игра «Из чего сделан предмет?».

3.   Игра «Жадина».

4.  Упражнение «Из чего?».

5.  Игра «Помоги мне».

Предметные картинки по теме «Мебель».

Предметы посуды из различных материалов.

Мяч.

       МАЙ

07.05.2021

29

ДЕНЬ ПОБЕДЫ!

Существительные: Родина, Россия, Победа,  смелость, отвага, героизм, герой, защитник, воин, летчик,  ветеран, партизан, подпольщик, враг.

Прилагательные: радостный, счастливый, памятный, смелый, храбрый, долгожданный, бесстрашный, доблестный, мужественный, военный.

Глагол:  Охранять, защищать, беречь, спасти, сохранять, гордиться, помнить, трудиться, воевать.

1. Закреплять знания о военных профессиях и военном транспорте.

2. Рассказать о значении победы в ВОВ.

3. Закрепление навыков различения звуков в слогах, словах.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Развивать координацию речи с движениями, зрительное восприятие, слуховое внимание, память, мышление.

6. Тренировка памяти, внимания, активизация словаря.

Д/п   «Самолет»

1.   Игра «Военные профессии».

2.  Упражнение  «Кто, на чем ездит, плавает, летает?»

3. Игра «Закончи предложение».

4. Упражнение «Скажи наоборот»

5. Игра «Один – много».

Предметные картинки по теме «Победа».

Схема Путаница.

Разрезанные картинки с военной техникой.

14.05.2021

30

ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК

Существительные:  движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, улица, перекресток, авария, полиция, регулировщик, жезл, свисток.

Прилагательные:  дорожный, пешеходный, полицейский.

Глагол: соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить.

1.Закрепить знание правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков.

2.  Совершенствование грамматического строя речи.

3. Закрепление словообразования существительных с уменьшительно–ласкательным значением и обогащение речи прилагательными.

4. Развивать слуховое внимание.

Д/п   «Регулировщик»

1. Игра «Автобус».

2. Игра «Закончи предложение».

3. Игра «Разрешается – запрещается».

4. Игра «Назови ласково».

Предметные картинки «ПДД»

Мяч.

21.05.2021

31

НАСЕКОМЫЕ

Существительные:  бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, комар, гусеница, божья коровка.

Прилагательные:  вредный, полезный, красивый, легкий, сильный, яркий.

Глагол:  летать, порхать, пищать, жужжать, вредить, ловить, поедать.

1. Активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые».

2. Упражнять детей в подборе слов-антонимов.

3. Учить составлению предложений с предлогами пространственного значения.

4. Развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память.

Д\п « Прилетала к нам вчера»

Обвести по пунктиру

1. Игра «Скажи наоборот».

2.  Игра «Что поменялось?».

3.  Игра «Жадина».

4. Игра «Сколько?».

Предметные картинки «Полянка».

План-схема для составления  описательного рассказа.

Карандаши.

28.05.2021

32

ЦВЕТЫ

Существительные:  тюльпаны, нарциссы, одуванчик, мак, роза, ирис, незабудка, ромашка, сирень, солнце, лучи, семена.

Прилагательные:  белоснежный, хрупкий, душистый, яркий, грязный, красивый, ароматный, красный.

Глагол:  пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются,  зеленеет, цветёт, радует, сажать.

1. Расширить словарь детей по теме.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

П\г «Цветы»

Д/п « Вместе по лугу идем»

1.   Игра «Один – много».

2.   Игра «Подари цветок».

3.  Игра «Назови ласково».

Предметные картинки по теме «Цветы».

ВСЕГО

НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН СТАРШАЯ ГРУППА

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН    УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА  СТАРШАЯ ГРУППА...

Фрагмент календарного плана (старшая группа)

В этом фрагменте календарного плана (1 неделя февраля) я постаралась учесть требования ФГОС. Здесь же отражена деятельность в рамках проекта....

Перспективный-календарный план старшая группа Л.И. Пензулаева

Перспективный-календарный план  старшая группа Л.И. Пензулаева...

Календарный план . Старшая группа. 2 неделя ноября.

Календарный план .Старшая группа. В соответствии с ФГОС по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой...

Календарный план. Старшая группа. 4 неделя сентября.

Календарный план .Старшая группа. В соответствии с ФГОС по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой...

Календарный план. Старшая группа. 5 неделя сентября.

Календарный план .Старшая группа. В соответствии с ФГОС по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.ВасильевойПлан соответствует примерному комплек...

Календарный план подготовительной группы с ФФНР и ФНР

Календарный план проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ФНР и ФФНР на 2020-2021 учебный год....