Практикум "Проблемы речи у детей 3-4 лет, методы и пути их решения"
презентация по логопедии

Кишкина Надежда Александровна

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. В связи с этим проблема развития речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м Подготовила: учитель-логопед Кишкина Н.А. А Л Р Ш «Проблемы речи у детей 3-4 лет, методы и пути их решения» Логопедический практикум

Слайд 2

Условия успешного речевого развития: - Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. - Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. - Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. - Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. - Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. - Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. - Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. - Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. - Поощрение детского словотворчества. - И самым главным условием, можно выделить - владение педагогом правильной литературной речью. О К А

Слайд 3

Характерные особенности. Выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Педагоги и родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить задержку речевого развития у малыша. К ним относятся: • в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов; • попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно; • речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно совершенствуется; • ребёнок внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить; • создание собственных словоформ; • попытки сочинять стихи и рифмовать слова; • ребёнок с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги. О К А

Слайд 4

Допустимые нарушения речи в возрасте 3-4 лет: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги; нередки проблемы с произношением, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш ); формируется фонематический слух и восприятие, путают звуки; переставляют слоги в словах . ! Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют безотлагательной специализированной коррекции, но на которые необходимо обратить должное внимание прежде всего педагогу. О К А

Слайд 5

Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте: • проговаривать собственные имя, отчество и фамилию; • называть имена близких родственников и друзей; • воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию; • говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные; • распределять в своей речи предметы по группам: игрушки (пирамидка, мяч, мишка, кукла, машинка), посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка) и т. д. ; • находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное; • называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит; • точно повторять услышанное; • пересказывать мультфильм, сказку; • в процессе речи разговаривать громко и тихо. О К А

Слайд 6

Наиболее эффективные методики речевого развития в возрасте 3-4 лет: Здоровьесберегающие технологии ( физминутки , подвижные игры, минутки настроения, пальчиковая гимнастика, некоторые приемы самомассажа (точечный массаж), артикуляционная гимнастика и др.). Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, камушки Марблс , «словесные» игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр). Метод наглядного моделирования (мнемотехника) – это (греч.) – «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Нейропсихологические методы (игра «Попробуй повтори», «Слепые шаги», « Нейроскакалка », «Тарелки-ловушки», «Кулачки-умельцы», « Ходилки », дидактические игры на развитие межполушарного взаимодействия). О К А

Слайд 7

Л С А Игры на развитие мелкой моторики: М

Слайд 8

Л С А М Игры на развитие межполушарного взаимодействия:

Слайд 9

Л С А Игры на развитие логического мышления: М

Слайд 10

1. Постоянно расширять сферу общения своего малыша. Знакомить его с новыми людьми самых разных возрастных групп. 2. Постепенно увеличивать его словарный запас. Учить с ним новые слова и закреплять их в лексиконе на протяжении нескольких дней. 3. Обращать внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправлять его, если он произносит их неправильно (в том случае если ребенок может произносить этот звук изолированно). 4. Говорить с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно. 5. Читая сказку, уделять внимание голосу, интонации, тембру, выразительности. 6. При любых успехах и достижениях не забывать хвалить и поощрять малыша. 7. Рассказывать на прогулке обо всём, что видите. 8. Постоянно спрашивать о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике. 9. Ежедневно читать детям скороговорки, стихи, загадки. 10. Не забывать упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которые напрямую связаны с речью. Предлагать ребёнку работать с мелкими деталями ( пазлы , конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научить его завязывать шнурки. 11. Играть с ребенком в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д. Рекомендации родителям:

Слайд 11

А Л Р Ш Спасибо за внимание! Успешной работы!



Предварительный просмотр:

Практикум "Проблемы речи у детей 3-4 лет, методы и пути их решения".

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. В связи с этим проблема развития речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе.

Условия успешного речевого развития:

- Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

- Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

- Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

- Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

- Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

- Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

- Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

- Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

- Поощрение детского словотворчества.

- И самым главным условием, можно выделить - владение педагогом правильной литературной речью. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на тему "Проблемы речи у детей 3-4 лет, методы и пути их решения".

Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего ребенка?

Характерные особенности.

Выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Педагоги и родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить задержку речевого развития у малыша. К ним относятся:

• в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;

• попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;

• речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно совершенствуется;

• ребёнок внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;

• создание собственных словоформ;

• попытки сочинять стихи и рифмовать слова;

• ребёнок с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги.

И всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым:

  • они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
  • нередки проблемы с произношением, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш);
  • формируется фонематический слух и восприятие, путают звуки;
  • переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют безотлагательной специализированной коррекции, но на которые необходимо обратить должное внимание прежде всего педагогу.

Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Нормы речевого развития детей 3-4 лет.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют условные нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться педагоги и родители, заинтересованные в успешности малыша в будущем.

Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

• проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;

• называть имена близких родственников и друзей;

• воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

• говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;

•  распределять в своей речи предметы по группам: игрушки (пирамидка, мяч, мишка, кукла, машинка), посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка) и т. д. ;

• находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;

• называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;

• точно повторять услышанное;

• пересказывать мультфильм, сказку;

• в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме дети этого возраста должны большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Одними из наиболее эффективных методик речевого развития можно выделить:

- Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения, пальчиковая гимнастика, некоторые приемы самомассажа (точечный массаж), артикуляционная гимнастика и др.).

- Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, камушки Марблс, «словесные» игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).

- Метод наглядного моделирования (мнемотехника) – это (греч.) – «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

- Нейропсихологические методы (игра «Попробуй повтори», «Слепые шаги», «Нейроскакалка», «Тарелки-ловушки», «Кулачки-умельцы», «Ходилки», дидактические игры на развитие межполушарного взаимодействия).

Что мы можем порекомендовать родителям для работы по данному направлению:

1. Постоянно расширять сферу общения своего малыша. Знакомить его с новыми людьми самых разных возрастных групп.

2. Постепенно увеличивать его словарный запас. Учить с ним новые слова и закреплять их в лексиконе на протяжении нескольких дней.

3. Обращать внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправлять его, если он произносит их неправильно (в том случае если ребенок может произносить этот звук изолированно).

4. Говорить с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.

5. Читая сказку, уделять внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.

6. При любых успехах и достижениях не забывать хвалить и поощрять малыша.

7. Рассказывать на прогулке обо всём, что видите.

8. Постоянно спрашивать о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.

9. Ежедневно читать детям скороговорки, стихи, загадки.

10. Не забывать упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которые напрямую связаны с речью. Предлагать ребёнку работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научить его завязывать шнурки.

11. Играть с ребенком в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

И всеобщими усилиями мы сможем достичь положительного результата.

Материал подготовлен учителем-логопедом Кишкиной Н.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, методы, приёмы для их решения.

В   разных    возрастных     группах    соотношение     приемов     обучени...

Программа по самообразованию на тему " Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии"

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Компьютерная презентация по теме: Проблемы развития речи у детей раннего возраста в условиях ДОУ. Пути решения.Из опыта работы Воспитатель ВКК Г.В. Пидусова

Ранний возраст - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом зтапе, первые годы жизни не имеют себе равных. Это самый благоприятный период освоения о...

План по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста методом сказкатерапии»

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки в...

Мастер-класс на тему:"психолого-педагогический подход к развитию связаной речи у детей дошкольного возраста.Инновационнные методы".

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольноговозраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложен...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....