План по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста методом сказкатерапии»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Сердюкова Ирина Николаевна

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_po_teme.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

            «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»

         

План по самообразованию воспитателя

на 2022 – 2023 учебный год

Тема: «Формирование связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста методом сказка терапии»

Воспитатель

Подготовительной группы № 7

«Птички»

Сердюкова И. Н.

пгт Яблоновский

2022 год

Актуальность

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Сроки реализации  плана: сентябрь 2022г.- май 2023г.

Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речи методом сказка терапии у детей дошкольного возраста в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС.

Задачи:

1.Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.

2. Подобрать и разработать картотеки сказок ( художественных, психотерапевтических, психокоррекционных, дидактических, медитативных), речевых игр и упражнений; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, мнемотаблицы по сказкам.

3. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.

4. Создать уголок сказки. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;

5. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для пересказа и театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

6. Оптимизировать работу с родителями: подготовить консультативный материал для родителей, провести анкетирование с целью выявления компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, установления обратной связи.

Положительная динамика развития связной речи детей:

-Развитие речи методом сказкотерапии поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе.

-Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при пересказе знакомых произведений, сочинении своих сказок, проигрывании ролей.

-Повышение культуры речевого общения, обогащение словарного запаса детей.

-В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и

монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

-Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Основные направления реализации программы саморазвития:

1.План самообразования по теме: «Формирование связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста методом сказка терапии»

2.Взаимодействие с детьми по поводу апробации материалов.

3.Взаимодействие с коллегами по проблеме.

4.Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.

Данный план имеет два этапа реализации: аналитико-проектировочный и

практический.

I. Аналитико-проектировочный этап:

1. Анализ ФГОС ДО.

2.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Изучение литературы по теме, интернет ресурсов, опыта работы других педагогов.

4. Анкетирование родителей по теме:

«Любимые сказки ваших детей», «Домашняя библиотека».

5. Подбор практического материала.

6. Пополнение копилки по теме. Планирование. Конспекты занятий.

7. Педагогический мониторинг образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие».

II. Практический этап:

  1. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
  2. Расширять умение придумывать вопросы к произведению.
  3. Раскрывать творческие способности детей.
  4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
  5. Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей с элементами драматизации.
  6. Анализ и придумывание вопросов к сказке В. Катаева «Цветик- семицветик».
  7. Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия?»
  8.  Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей методом сказкотерапии».

         План деятельности воспитателя по теме самообразования

                                       на 2022 – 2023 учебный год

Содержание

Период реализации

1.

М

Е

Т

О

Д

И

Ч

Е

С

К

А

Я

Р

А

Б

О

Т

А

  • Определение цели, задач, подбор методической литературы.

  • Изучение опыта педагогов на интернет ресурсах.

  • Диагностика знаний и умений детей в данной области

  • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста

  • Знакомство, изучение, анализ литературы, видео- и аудиоматериалов

Сентябрь  

Сентябрь – ноябрь

Сентябрь, май

Ноябрь

Сентябрь

2.

Р

А

Б

О

Т

А

 С

Д

Е

Т

Ь

М

И

  • Проведение педагогической диагностики по развитию речи (по плану ДОУ)

  • Чтение художественной литературы

  • Игры (пальчиковые, настольные, пальчиковый и настольный театр)

  • Знакомство с новыми дидактическими играми

  • Выставки детских работ, семейных работ

  • Беседы, наблюдения, экскурсии

  • Просмотр презентаций, фильмов по сказкам, фольклору

  • Участие в конкурсах по развитию речи (муниципального, республиканского)

Сентябрь

В течении года

В течении года

В течении года

Ноябрь,  Февраль, Май

В течении года

В течении года  

В течении года

3.

М

Е

Т

О

Д

И

Ч

Е

С

К

О

Е

 

О

Б

Е

С

П

Е

Ч

Е

Н

И

Е

• Обогащение развивающей среды

• Изготовление дидактических игр:

«Угадай сказку», «Составь сказку», «Покажи сказку», «Из какой сказки герой», «Разрезные картинки», «Кто потерялся», «Изобрази героя сказки»

Картотека «Пальчиковые игры на развитие речи и памяти детей»

Картотека «Физминутки по сказкам»

• Использование д/игр на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми

Ноябрь

В течении года

Октябрь

Октябрь

В течении года

4.

Р

А

Б

О

Т

А

С

П

Е

Д

А

Г

О

Г

А

М

И

• Участие в педсоветах, семинарах.

• Выставка авторских дидактических игр

• Изучение опыта педагогов ДОУ района, республики

• Изучение опыта педагогов в Интернет – ресурсах

• Педагогическая мастерская (обмен творческими находками)

• Открытое занятие на тему: «Экологическая сказка «Лесная история»

В течении года

Январь

В течении года

В течении года

Апрель

5.

Р

А

Б

О

Т

А

С

Р

О

Д

И

Т

Е

Л

Я

М

И

• Помощь в оборудовании и оснащении материалом уголка по развитию речи

• Выступление на родительских собраниях

• Индивидуальные беседы и консультации

• Участие в викторинах и конкурсах

• Консультации для родителей

• Оформление папок – передвижек

• Выставка дидактических игр, выставка рисунков совместного творчества родителей и детей

Декабрь

Октябрь

В течении года

В течении года  

В течении года

Январь  

Ноябрь,  Февраль, май

6.

И

З

У

Ч

Е

Н

И

Е

 

М

Е

Т

О

Д

И

Ч

Е

С

К

О

Й

Л

И

Т

Е

Р

А

Т

У

Р

Ы

П

О

Д

А

Н

Н

О

Й

Т

Е

М

Е

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И. : «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

6. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.

7. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

8. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.

9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009г.

10. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.

11. Новотворцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия развития»1998г.

12. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.

13. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М. Линка-Пресс1999г.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс1995г.

Сентябрь – Ноябрь  

            2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

Проблема развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня – одна из самых актуальных проблем в современной логопедической практике....

Программа по самообразованию на тему " Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии"

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Методы и приемы в формировании связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Развитие речи детей первых лет жизни следует рассматривать, как подготовительный этап в овладении умением строить связное высказывание....

Обобщенный опыт работы "Принципы и методы работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Предлагаю вашему вниманию опыт работы формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь предложены принципы и методы работы по формированию связной речи у старших дошкольников, а ...

План самообразования педагога "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"

Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.Задачи:- расширять и активизировать словарный запас детей;- развивать умение составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам...