Доклад «Балансировочная доска, как средство развития речи дошкольников».
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая группа)
У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.
Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом). Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь, улучшают: чтение, математические способности, память (оперативную и долговременную), мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balansirovochnaya_doska_kak_sredstvo_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное учреждение общеразвивающего вида
детский сад «Березка»
структурное подразделение «Звездочка»
Доклад на Муниципальном фестивале методических инновационных идей «Педагогический вернисаж»
«Балансировочная доска, как средство развития речи дошкольников».
Подготовила:
Учитель-логопед О.Ю. Серых
Вихоревка, 2019г.
Доброе утро, уважаемые участники семинара!
Представляю вам свой доклад «Балансировочная доска, как средство развитие речи дошкольников».
С каждым годом число детей с нарушениями речи стремительно увеличивается. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания условий для образования и развития этих детей. Исходя из этого, все более активно разрабатываются и внедряются в систему педагогической работы инновационные технологии, позволяющие добиться более высоких результатов в развитии и обучении детей.
В рамках мастер-класса, я хочу поделиться своим опытом использования одной из инновационных технологий в логопедической работе с детьми.
Находясь в постоянном поиске методов, позволяющих развивать и корректировать работу речевого аппарата детей, я наткнулась на методику мозжечковой стимуляции.
Мозжечковая стимуляция — серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга.
У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.
Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом). Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь, улучшают: чтение, математические способности, память (оперативную и долговременную), мышление.
Программу мозжечковой стимуляции разработал более 30 лет назад американец Френк Бельгау, который будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными трудностями в обучении, обратил внимание, что дети, играющие на переменках в игры на координацию движений, более успешны в учебе.
На своих занятиях я использую элементы мозжечковой стимуляции, соединив упражнения с речевыми упражнениями.
Рекомендуется детям:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- минимальная мозговая дисфункция (ММД);
- задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
- задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
- логоневроз (заикание).
- проблемы с обучаемостью;
- дислексия и дисграфия;
- аутизм и расстройства аутистического спектра;
- поведенческие нарушения;
- нарушения осанки, несовершенство работы вестибулярного аппарата.
Упражнения на балансирующей доске
Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Ребенку приходится балансировать и в положении стоя выполнять различные упражнения.
Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.
Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание. Это интересно и полезно!
Занятия можно начинать в 3-4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20минут на подготовительном этапе логопедических занятий.
Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания, например, обмениваясь с педагогом мячом, считает, называет домашних или диких животных и т.п.
При выполнении упражнений используются :
– Разновесные мешочки три тканевых мешочка имеют разный цвет, вес и размер. Внутри хорошо промытая и прожаренная крупа. Педагог дает задание на каждый из мешочков, при этом координируются движения.
- Разные мячи (обыкновенные и мячи для массажа)
– Мяч-маятник закреплен на резинке или шнурке.
– Планка на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами.
– Мишень, где в ячейках помещаются задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Разного веса мешочки с крупой кидаются ребенку.
Принимать мяч или мешочки от ведущего, одной рукой, двумя.
Подкидывать мешочки вверх двумя руками.
Подкидывать вверх каждой из рук.
Мишень на полу для мешков на меткость.
Мяч-прыгунчик от наклонной доски отбивать.
Упражнения для рук — имитация плавания.
Круговое вращение головой.
Круговые вращения руками
Обе руки в одну сторону
Когда ребенок овладевает одним из видов упражнений с предметами, предлагаем речевые игры.
1. игры на автоматизацию звуков.
Произнесение изолированно « Запомни, повтори»,
2.на формирование словаря и развитие грамматического строя речи.
назови диких животных или домашних животных и т. д по любой лексической теме)
«Подбери признак»,
«Назови ласково»,
«Кто, где живет?»,
«Измени слово»,
«Скажи наоборот»,
«Назови, одним словом»,
«Сосчитай»
«Закончи предложение»
4.На развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа.
Придумать слово на заданный звук, на заданный звук в разных позициях.
В заключение хотелось бы сказать, что заниматься по данной методике нужно и важно. Она убирает то, что мешает, помогает там, где это возможно. И чем больше помощников у наших детей, чем лучше работает его мозг, чем правильнее и быстрее он справляется с задачами – тем успешнее и быстрее развивается и улучшается его речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Экологические игры и развитие речи дошкольников"
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. И с помощью игр можно в какой -то мере решить эту проблему....
Доклад" Сюжетноролевая игра как средство развития речи дошкольника"
Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Полноценное владение родным язы...
Доклад «Игра как средство развитие речи для старших дошкольников»
Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Доклад по теме: "Пластилинография как средство развития речи дошкольников младшего возраста".
Как же пластилинография влияет на развитие речи детей младшего возраста...
Доклад «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».
Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о п...
ДОКЛАД «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
Думаю, каждый педагог радуется успехам своих воспитанников. Но как добиться этой успешности? В чем ее секрет?Главное, по-моему, идти за ребенком и его потребностями, учиться видеть и понимать.Поэтому,...