ДОКЛАД «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
консультация по развитию речи

Обухова Татьяна Николаевна

Думаю, каждый педагог радуется успехам своих воспитанников. Но как добиться этой успешности? В чем ее секрет?

Главное, по-моему, идти за ребенком и его потребностями, учиться видеть и понимать.

Поэтому, наблюдая за детьми, обратила внимание, что все большее количество детей страдает нарушениями речи, начиная с произношения звуков и заканчивая изложением своих мыслей в виде связанного текста.

Да и само речевое развитие достаточно сложная тема, куда интереснее, например, продуктивная деятельность, когда можно посмотреть на результаты своих стараний.

Я стала размышлять, как привить детям интерес к художественной литературе, познакомить с языковыми нормами, научить правильно и понятно излагать свои мысли, а также поработать с артикуляцией и произношением?.. И поняла, что все, перечисленное выше, включает театрализованная деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatradizovannaya_deyatelnost_na_ped.konf_.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад ст. Плавица
Добринского муниципального района Липецкой области

ДОКЛАД

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Составила: воспитатель Обухова Т.Н.

2024 г.

Думаю, каждый педагог радуется успехам своих воспитанников. Но как добиться этой успешности? В чем ее секрет?

Главное, по-моему, идти за ребенком и его потребностями, учиться видеть и понимать.

Поэтому, наблюдая за детьми, обратила внимание, что все большее количество детей страдает нарушениями речи, начиная с произношения звуков и заканчивая изложением своих мыслей в виде связанного текста.

Да и само речевое развитие достаточно сложная тема, куда интереснее, например, продуктивная деятельность, когда можно посмотреть на результаты своих стараний.

Я стала размышлять, как привить детям интерес к художественной литературе, познакомить с языковыми нормами, научить правильно и понятно излагать свои мысли, а также поработать с артикуляцией и произношением?.. И поняла, что все, перечисленное выше, включает театрализованная деятельность.

Для развития речи детей посредством театрализованной деятельности следует обратить внимание на несколько аспектов:

  • Развивающая предметно-пространственная среда (РППС);
  • Содержание театрализованной деятельности
  • Подбор репертуара для изучения и обыгрывания детьми
  • Вовлечение родителей в совместную театральную деятельность.

#1057;праведливо высказывание «Мы то, что нас окружает». Именно РППС, ее наполняемость и целесообразность напрямую влияет как на общее развитие ребенка, так и на речевое в частности. Для групповой комнаты, это конечно, театральный уголок с ширмой, шапочками-масками и т.д.

В нашем ДОУ группой педагогов была создана театральная студия, которая представляет собой отдельное помещение, оборудованное сценой, занавесом и зрительным залом. Здесь представлены разные виды театра: пальчиковый, настольный, магнитный, перчаточный, костюмированный, театр на ложках и стаканчиках и т.д. Приходя в студию, дети попадают в отдельный волшебный мир, который вызывает интерес и множество вопросов: им хочется потрогать каждый предмет и узнать, его назначение. Именно такое разнообразное наполнение не только вызывает у ребенка желание вернуться сюда снова, но и развивает словарный запас, диалогическую и монологическую речь.

2. Что касается содержания театрализованной деятельности, то это обязательное включение артикуляционных упражнений (для совершенствования речевого аппарата ребенка), дыхательной гимнастики (т.к большинство детей не может произнести одну фразу или предложение на одном дыхании), разучивание скороговорок и чистоговорок, которые позволяют не только быстро, но и четко произносить определенную комбинацию слов или звуков. Для удобства использования можно составить картотеки, которые всегда будут под рукой.

Развитию элементов речевого общения (мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса) способствуют мимические и пластические этюды, также упражнения на имитацию движений. Также можно предложить детям составление загадок на основе сходства и различия предметов (например, зеленая как трава, скачет, но не заяц).

Основным содержанием театральной деятельности, конечно, становится обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, потешек, стихов, а также показ театральных представлений.

#1045;сли говорить о произведениях для изучения и обыгрывания детьми, то в первую очередь следует ориентироваться на ФОП ДО, где в пункте дан Примерный перечень художественной литературы по возрастам (вывести перечень на экран).

Конечно, группа раннего возраста начинает знакомство с театрализованной деятельностью с пальчикового и настольного театров, которые просты и понятны детям. Вначале педагог разыгрывает для детей сказку, а затем и дети могут повторять отдельные реплики героев, повторяющиеся части произведения (например, песенку колобка).

В младшей группе мы можем познакомить детей с магнитным и фланелеграфным театрами, а также театром на ложках (которые возможно сделать самостоятельно). В этом возрасте дети учатся импровизировать на несложные сюжеты песен и сказок, выполнять некоторые мимические этюды.

В среднем возрасте я знакомлю детей с театром теней. Это один из любимых мной видов театра, потому что он развивает воображение детей (тени дают возможность дорисовать силуэт), речь в согласовании с моторикой, словотворчество, помогает преодолеть страх темноты. Если ребенок к 4-5 годам еще робок, застенчив и неуверен в себе, то в темноте (когда его никто не видит), может раскрепоститься и проявить себя.

Для старшего дошкольного возраста характерно развитие эмоциональности и выразительности речи, дети легко вступают в диалог, учатся распределять роли и договариваться. Активно пополняется словарный запас, дети используют при обыгрывании сюжетов разнообразную интонацию.

4. И самым актуальным становится вопрос: как вовлечь родителей в совместную театрализованную деятельность?

Ежегодно ко Всемирному дню театра (27 марта) в нашем ДОУ проводится Театральная неделя. Мы привлекаем родителей к обыгрываю произведений для детей группы, а в этом году представление называется «Семейный театр», т.е. воспитатель совместно с родителями одной из семей выбирают сказку по количеству ее членов, готовят костюмы и разыгрывают для детей группы.

Наше дошкольное учреждение имеет свой ютуб канал «Мир детей – наш мир», где мы записываем вебинары для коллег и родителей. В этом году я записала мастер-класс по созданию домашнего театра теней, его можно посмотреть по ссылке .

Таким образом, мы можем сделать вывод о значении театрализованной деятельности в развитии речи детей:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

• появляется живой интерес к словотворчеству;

• совершенствует артикуляционный аппарат;

• формируется диалогическая, монологическая, эмоционально насыщенная речь;

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

• стимулирует активную речь.

Но главное, театрализованная деятельность приносит большое количество положительных эмоций, которые так нужны, как детям, так и взрослым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной...

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активн...

Доклад "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей"

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольниковОдним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализ...

Доклад "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей"

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольниковОдним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализ...

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная деятельность-это …не просто игра!   Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих спосо...