Доклад по теме: "Пластилинография как средство развития речи дошкольников младшего возраста".
материал по аппликации, лепке

Толубаева Ирина Александровна
Как же пластилинография влияет на развитие речи детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД «СЕМИЦВЕТИК»

ДОКЛАД

на тему:

«Пластилинография как средство развития речи дошкольников младшего возраста».

Выполнила:

Толубаева И. А.

Семилуки, 2021 г.

Актуальность этой темы определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данная проблема особенно сейчас актуальна, так как количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.

Учёными выявлена взаимосвязь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребенка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие.

Для развития речи детей в младшей группе я выбрала технику пластилинографии.

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полу объемных предметов на горизонтальной поверхности.  Она  кропотливая, интересная, необычная.

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.  

Занятия пластилинографией способствуют:

- развитию психических процессов;

- развитию воображения, творческих способностей;

- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;

- развитию самостоятельности, произвольности поведения;

-способствует развитию тактильных ощущений;

-расширяет представления детей об окружающем мире,

-развивает внимание, любознательность;

-счетные операции;

-развивается мелкая моторика рук, подвижность артикуляционного аппарата, а, следовательно, развивается речь ребенка.

В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих.

Так же в своей работе я использую такие методы, как:

  • Речь воспитателя – эталон для подражания (речь взрослого должна быть грамотно построена, доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений).
  • Обследование предметов – цвет, форма, величина, соотношение частей и т.д.
  • Проговаривание всех действий (Пример: Это цыпленок. Сегодня мы будем лепить такого цыпленка. Давайте посмотрим, что нам нужно слепить. Это головка. Головка у цыпленка круглая. Вот такая круглая головка (очерчивающий жест). Я показываю круглую головку. Мы будем лепить круглую головку. Все дети видят головку? И т. д.).
  • Воспроизведение всех своих действий в воздухе (пример: Давайте с вами покажем, как мы будем лепить головку, туловище, лапки, круговыми движениями, раскатывающими и т. д.)
  • Сравнение действий детей (например: Настя сделала ракету красной, а Вова синей, а Саша решил слепить ракету зеленой и т. д.)
  • Вопросы к детям (Пример:

-Соня, что ты лепишь?

-Яблочко.

-Какой оно формы?

-Круглой.

-Артем, а что лепишь ты?

-Рябинку.

-Какого цвета ягодки? Красного.

  • Индивидуальный подход на занятиях (Исходя из индивидуальных особенностей детей).
  • После окончания лепки прошу ребенка проанализировать свою работу.
  • Во время занятий лепкой можно прочитать стихотворения о животном, которое в данный момент делает ребенок, придумать ему ласковое имя, например Лисичка-сестричка, Мишутка и т. д. Все это также благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
  • «Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи прилагательных для упражнения в подборе определений и образных выражений.

Уже на протяжении двух лет мы с детьми занимаемся в технике пластилинография. С каждым разом, с каждой выполненной работой их руки становились все послушней и раз за разом, им легче было работать с пластилином, понять какого размера нужно отщипнуть пластилин, как лучше его размазать или прилепить.

Творчество должно доставлять детям радость общения, познания, труда, игры, отдыха. 

В процессе творческой деятельности с детьми пластилинографией дополнительно необходимо использовать художественное слово: загадки, стихи, чистоговорки, потешки. Опять же, это способствует и развитию памяти, мышления, а главное развитию речи.

Таким образом, системность и поэтапность занятий и творческий подход в организации образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники - пластилинографии в изобразительной деятельности способствуют активному речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Сравнивая результаты с началом нашей работы, и что делают детки сейчас, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Они создают новое, оригинальное, проявляют фантазию. Работа в данной технике позволила развить у дошкольников мелкую моторику и координацию движений рук, тем самым стимулируя речевое развитие. Речь детей стала красочнее, богаче, а так же активизировался словарь деток.

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, пластилинография помогает детям органично развиваться, а нам – педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Пластилинография как средство развития речи дошкольников младшего возраста".

Что такое пластилинография? Какую роль она играет в развитии речи детей младшего возраста? ...

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста....

Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей младшего возраста.

Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи ребёнка...

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей младшего возраста

Презентация на тему "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей младшего возраста"...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего возраста

      Данный материал будет полезен воспитателям на занятиях по развитию речи, в группах младшего возраста. В  презентации представлены: понятия, что такое дидактическая игр...