Статья "Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье описан опыт внедрения информационно-коммуникативных технологий в коррекционный и образовательный процессы в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, актуальность проблемы, результативность. Автор - Рыбина Людмила Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рыбина Л.А. Использование ИКТ в логопедической работе | 23.19 КБ |
rybina_l._a_ispolzovanie_ikt1.pdf | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Рыбина Людмила Александровна
Актуальность.
Нашу группу посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, исправление которых – тяжёлый, кропотливый труд, требующий мотивации, терпения, работоспособности и от детей, и от педагога. Наряду с многочисленными традиционными методиками, я нашла для себя неисчерпаемый источник вдохновения в использовании компьютерных технологий (как интернета, различного программного обеспечения для создания обучающих документов, так и различных мультимедийных средств). Опыт показал, что использование ИКТ в образовательном процессе несёт в себе огромный мотивационный потенциал, повышает эффективность восприятия информации, качественно обновляет, обогащает образовательный процесс.
Кроме этого, актуальность данного направления прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте, где процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования (дошкольного в том числе).
Использование ИКТ на логопедических занятиях.
В работах многих авторов (Р.И.Лалаевой, Н.В. Серебряковой [5], Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой [3] и др.) подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генеза нарушены все компоненты речевой системы: фонетический строй речи, фонематические функции, лексический строй речи, грамматический строй речи. Всё это не может не отражаться на познавательных способностях детей с ТНР.
Использование ИКТ расширяет возможности предъявления обучающей информации: цвет, графика, звук помогают воссоздать реальные объекты, задействовать большее количество анализаторов, что ведёт к более успешному освоению программы дошкольного образования.
На логопедических занятиях мы используем различные дидактические игры на интерактивной доске Eliteboard (для подгрупповой работы), на ноутбуке с сенсорным экраном (для индивидуальной работы) с использованием программного обеспечения mimiostudio.
Это игры:
- на развитие неречевых психических функций (памяти, внимания, мышления), которые, как известно, является базой для развития речи, поэтому их развитию мы уделяем особое внимание.
- На формирование фонетико-фонематического строя речи (сюда же входит подготовка к обучению грамоте) мы широко используем дидактические интерактивные игры. Мы учим детей слушать и слышать звуки, различать на слух правильное и неправильное произношение звуков, слов.
- На развитие лексико-грамматического строя речи. Эта работа особенно актуальна с нашими детьми. Импрессивный и экспрессивный словари детей бедны, требуется постоянная целенаправленная работа по уточнению и расширению лексических значений слов, а также по введению новых слов в лексикон детей. Аграмматизмы надолго задерживаются в речи детей и ведут далее к проблемам в школе в освоении правописания, поэтому проводится целенаправленная работа по этому направлению.
- У детей с тяжёлыми нарушениями речи не сформирована связная речь, поэтому в логопедической работе мы уделяем большое внимание развитию и совершенствованию связной речи. Работа это очень сложная для детей, требующая большого напряжения и интеллектуального труда. И снова мы прибегаем к помощи интерактивных игр, которые превращают нашу работу в увлекательную игру.
Вышеописанные интерактивные игры и задания можно создавать самим, также существуют методические копилки для педагогов в интернете на сайте «Мимио в России», на сайте ИМЦ Фрунзенского района, где можно скачать проекты и редактировать их, в соответствии с обучающими задачами. Кроме этого, я использую обучающие игры с сайта «Мерсибо», там представлен большой выбор игр для коррекционной педагогики).
Таким образом, ИКТ используются нами для работы над всеми компонентами речевой системы, являются огромным подспорьем в логопедической работе. Стоит заметить, что работа с ИКТ проводится в сочетании с традиционными педагогическими технологиями, учитывается принцип необходимости смены видов деятельности детей и принципы здоровьесберегающей педагогики [1].
Также в своей работе я активно использую различные средства дополненной реальности: обучающие видеоролики, презентации, мобильные приложения с той же целью разнообразить нашу повседневную работу.
В последнее время занимаюсь внедрением в образовательный процесс средств мобильного обучения. Здесь хотелось бы рассказать о применении QR кодов, которые можно считывать с помощью мобильных устройств и применять в различных заданиях. Дети с большим интересом относятся к подобным технологиям – повышается мотивация, а, следовательно, результативность.
Приложения Reveal, Quiver Vision «оживляют» картинку, помогают создать сюрпризный момент на занятии.
Следует сказать о том, что сегодня много говорится о вреде использование различных «гаджетов», все мы знаем, что современные дети «с пелёнок» получают телефон, планшет и часами играют в разные игры – так вот с этой стороной медали информатизации мы ведём активную борьбу (проводим беседы с родителями, призываем ограничить бесконтрольный доступ детей к мобильным устройствам). Своей работой мы стараемся показать другую сторону этой медали, хотим научить детей извлекать пользу из информационных технологий, научить получать новую полезную информацию, использовать информационные технологии как ресурс для развития и образования ребёнка.
Использование ИКТ, как средства взаимодействия с родителями воспитанников.
Для эффективной коррекционной работы необходимо сотрудничество с родителями воспитанников. В нашем дошкольном учреждении давно налажена система взаимодействия с родителями, проводятся собрании, консультации специалистов, мастер-классы, родительские гостиные. Однако, вопросов к логопеду всегда очень много, да и в повседневной работе часто требуется возможность задать вопросы и возможность ответить на них. Так возникла идея создания виртуального логопедического кабинета. В рамках самообразования нами была организована творческая группа, которая начала работу по созданию и развитию виртуального логопедического кабинета. Мы решили воспользоваться популярной на сегодняшний день социальной сетью ВКонтакте, так как большинство наших родителей имеют аккаунты в этой сети. Сначала наш виртуальный логопедический кабинет был в группе детского сада, там размещалась разного рода информация для родителей о развитии речи детей в норме и патологии, расшифровывались логопедические заключения, давались рекомендации логопедов.
Затем по просьбе родителей нашей группы был создан Виртуальный логопедический кабинет 3 группа ДОУ 106, где мы в данный момент налаживаем и развиваем сотрудничество с родителями. У нас появились новые возможности: родители могут записаться онлайн на консультации логопеда, узнать, что мы делаем на занятиях, задать интересующие вопросы, узнать домашние задания логопеда по лексическим темам, если вдруг ребёнок отсутствовал.
В рамках виртуального логопедического кабинета выпущен цикл видео логопедического самомассажа ложками (по Крупенчук О. И.[4]), который способствует развитию артикуляционной и мимической моторики, развивает чувство ритма, улучшает ориентирование в схеме собственного тела. Этот самомассаж мы практикуем на логопедических занятиях, а участники нашего виртуального логопедического кабинета могут закреплять навыки, полученные в детском саду дома у компьютера.
В прошлом году в нашем виртуальном логопедическом кабинете был запущен виртуальный проект «Где спряталась буква?». Это форма совместной деятельности детей, родителей и логопеда. Это была подготовительная группа и знакомство с буквами является важной частью подготовки к школе. Не всем детям даётся это легко, поэтому мы и задумали этот проект. Родители и дети должны были найти в окружающей обстановке предметы, содержащие букву, на которую начинается имя ребёнка. Предметы надо было сфотографировать, создать электронный коллаж и выложить в нашем виртуальном логопедическом кабинете. Мы с детьми рассматривали эти коллажи на занятиях по развитию фонематического анализа и синтеза, составляли схемы слов, искали, где же спряталась нужная нам буква. Следует отметить, что проект вызвал большой интерес у детей. Побыть на занятии в центре внимания, рассказать о проделанной работе хотел каждый ребёнок. Ребята с нетерпением ждали, когда же дойдёт очередь до их буквы.
Кроме того, в работе с родителями мы используем также QR коды, чтобы они могли получать всю необходимую информацию в удобной для них форме, проводим мастер-классы с использованием интерактивного оборудования.
Сотрудничество с родителями является необходимым условием успешной коррекционной работы, использование вышеописанных возможностей ИКТ помогает нам плодотворно работать в постоянной взаимосвязи с родителями.
Результативность.
Цель логопедической работы – это преодоление речевых нарушений у детей. Целью применения ИКТ в моей работе является создание условий для формирования у детей компетенций, необходимых для преодоления речевых нарушений, посредством включения ИКТ в образовательную деятельность.
Отсюда следует, что применение ИКТ в логопедической работе помогает достичь главную цель логопедической работы – максимально преодолеть речевое нарушение.
В конце каждого года районная логопедическая комиссия положительно оценивает нашу деятельность: большинство детей выпускается с чистой речью, остальные со значительным улучшением, положительная динамика отмечается на всех уровнях речевой системы. Практически все дети умеют читать, готовы к дальнейшему обучению в школе.
В ходе реализации адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи [7], мною и воспитателями группы ежегодно проводится мониторинг развития детей группы по всем образовательным областям, результаты которого показывают положительную динамику во всех образовательных областях и, в частности, в речевом развитии детей.
Использование ИКТ на занятиях помогает развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. То есть, если это можно так назвать в детском саду – у детей появилась некая ИКТ-компетентность.
Кроме этого, результатом применения ИКТ на логопедических занятиях является повышение интереса детей к образовательной деятельности: все дети хотят играть в интерактивные игры, даже те, которые в силу своих особенностей проявляет негативизм на обычных занятиях, имеют низкую мотивацию к обучению, трудно идут на контакт – никто не отказывается играть на компьютере или интерактивной доске – а ведь каждая игра - это дидактическая игра, имеющая образовательные цели и задачи. Игра активизирует внимание детей, память и создаёт благоприятные условия для логопедического воздействия.
Работа виртуального логопедического кабинета привлекла интерес родителей к логопедической работе, наше сотрудничество стало более плодотворным. В нашем виртуальном логопедическом кабинете был проведён гугл-опрос родителей, который показал, что родители положительно оценивают деятельность логопеда.
Таким образом, ИКТ стремительно внедряются в жизнь дошкольного учреждения, мотивируют детей на образовательную деятельность, повышают познавательный интерес, создают положительный эмоциональный фон, помогают детям развить очень важные компетенции не только для преодоления речевого нарушения, но и для жизни в условиях современного информационного общества.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование оздоровительно-игровой технологии «БОС» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
В материале предлагается опыт использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи игровой оздоровительной технологии "БОС-здоровье", последовательность использования данной технологии....
Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Данная методическая разработка разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и в соответствии с «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...
Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".
Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...
Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...
Организация логопедической работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)
В презентации отражены основные моменты функционирования логопедической группы, дана общая характеристика детей с ОНР....
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...