Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
методическая разработка (старшая группа) по теме
Данная методическая разработка разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и в соответствии с «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3- до 7 лет» Н.В. Нищевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pechati.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сделать ребёнка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его читать, заставлять его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки. Чтобы воспитать читателя в ребёнке, прежде всего, необходимо воспитывать в нём активность тяготение к постоянному общению с книгой, поддерживать и развивать впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, радость от встреч с книгой.
В наши дни особо актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребёнка. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку и, как следствие, много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребёнке, начиная с дошкольного детства, а не со школьных лет, как это было ранее.
Сама действительность поставила перед нами проблему объединения усилий всех категорий взрослых для полноценно участия в жизни ребёнка. В контактах с малышом, взрослые, ищем новые принципы, новое содержание общения в том случае, если хотим стать ребёнку родным человеком, другом, собеседником, опытным посредником между ним и окружающим его миром. Художественная литература в современном мире является универсальным развивающее–образовательным средством и поэтому выполняет развивающие функции: познавательно - нравственную и эстетическую. При планировании организации образовательной деятельности, по ознакомлению с художественной литературой, необходимо учитывать ряд факторов: современность, актуальность, доступность детскому восприятию.
В последнее время в дошкольном образовании всё чаще стал включаться региональный компонент. Дети должны, в дошкольном возрасте, получать знания в художественной литературе, не только о произведениях известных детских классиков, но произведения писателей своей малой родины В данном случае я, при составлении перспективного планирования, разработала методическую разработку «Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно – развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» для более полного, доступного для детей восприятия произведений поэтов и писателей Кубани.
Следует отметить, что изучение произведений кубанских поэтов и писателей построено с учётом лексических тем, в соответствии с «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3- до 7 лет» Н.В. Нищевой.
Примерное тематическое планирование работы
№ п/п | Месяц, неделя | Лексическая тема | Использованная художественная литература |
| Сентябрь | Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение листов оценки | |
1 | Октябрь, 1-я неделя | Осень. Признаки осени. Деревья осенью. | Для чтения: «Деревья – шептуны». А. Новожилова Для заучивания: «Клён» В.Д. Нестеренко |
2 | Октябрь, 2-я неделя | Огород. Овощи | Для чтения: «Кот – огородник»» Анатолий Маслов Для заучивания: «Огурец» И. Беляков |
3 | Октябрь, 3-я неделя | Сад. Фрукты | Для чтения: «Три ветра и волшебная яблонька» И.Ф. Варавва Для заучивания: «Осенний сад» В.Д. Нестеренко |
4 | Октябрь, 4-я неделя | Лес. Грибы и лесные ягоды | Для чтения: «Волчьи ягоды» И.Ф Варавва Для заучивания: «Мухоморы» И.Ф Варавва |
5 | Ноябрь, 1-я неделя | Одежда | Для чтения: «Карман» В.Д. Нестеренко Для заучивания: «Трюк для брюк» В.Д. Нестеренко |
6 | Ноябрь, 2-я неделя | Обувь | Для чтения: «Сапожки» М.В. Тараненко Для заучивания: «Ботинки» В.П. Бардадым |
7 | Ноябрь, 3-я неделя | Игрушки | Для чтения: «Любимая игрушка» А. Новожилова Для заучивания: « Подарки» В.Д. Нестеренко |
8 | Ноябрь, 4-я неделя | Посуда | Для чтения: «Знаете что…» В.Д. Нестеренко Для заучивания: «Чайник» В.Д. Нестеренко |
9 | Декабрь, 1-я неделя | Зима. Зимующие птицы | Для чтения: «Синичкин дом» В. Ясинский Для заучивания: «Снегири» И. Беляков |
10 | Декабрь, 2-я неделя | Домашние животные | Для чтения: «Добрый пёс» А. Новожилова Для заучивания: В.Б. Бакалдин «Смешинка-снежинка |
11 | Декабрь, 3-я неделя | Дикие животные | Для чтения: «Про медведя и лису» сказка В.Б. Бакалдин, Для заучивания: «Сладкоежка-медвежонок» В.Д. Нестеренко |
12 | Декабрь, 4-я неделя | Новый год | Для чтения: «Мы встречали Новый год» К.А. Обойщиков Для заучивания: «Зимние картинки» А. Новожилова |
Январь, 1-я неделя | У детей зимние каникулы | ||
13 | Январь, 2-я неделя | Мебель | Для чтения: «Перестановка» В.Д. Нестеренко Для заучивания: «Стол» А.Г. Мовшович |
14 | Январь, 3-я неделя | Грузовой и пассажирский транспорт | Для чтения: «Машины» В.Д. Нестеренко Для заучивания: «Трактор» В.Д. Нестеренко |
15 | Январь, 4-я неделя | Профессии на транспорте | Для чтения: «Солнце-бери» А. Маслов Для заучивания: «Хлебороб» В.Д. Нестеренко |
16 | Февраль, 1-я неделя | Детский сад. Профессии | Для чтения: «Виноград» В.Д. Нестеренко Для заучивания: «Макароны» В.Д. Нестеренко |
17 | Февраль, 2-я неделя | Ателье. Закройщица | Для чтения: загадка «Напёрсток» В.Д. Нестеренко Для заучивания: |
18 | Февраль, 3-я неделя | Наша армия | Для чтения: «День Победы» К. Обойщиков Для заучивания: |
19 | Февраль, 4-я неделя | Стройка. Профессии строителей | Для чтения: загадка «Гвоздь» В.Д. Нестеренко Для заучивания: «Помощники» В.Д. Нестеренко |
20 | Март, 1-я неделя | Весна. Приметы весны. Мамин праздник | Для чтения: «Букет для мамы» Е. Щеколдин Для заучивания: «Наступление весны» В.Д. Нестеренко |
21 | Март, 2-я неделя | Комнатные растения | Для чтения: Для заучивания: «Кактус» В.Д. Нестеренко |
22 | Март, 3-я неделя | Пресноводные и аквариумные рыбы | Для чтения: «На рыбалку» Е. Щеколдин Для заучивания: «Певчая рыбка» Л. Мирошникова |
23 | Март, 4-я неделя | Наш город | Для чтения: «Мой Краснодар» А. Новожилова Для заучивания: |
24 | Апрель, 1-я неделя | Весенние работы на селе | Для чтения: «А мне подавайте стального коня!» И. Беляков Для заучивания: «Плуг» В.Д. Нестеренко |
25 | Апрель, 2-я неделя | Космос | Для чтения: «Почему кувыркалась Луна?» В.Д. Нестеренко Для заучивания: «Космонавты» К. Обойщиков |
26 | Апрель, 3-я неделя | Откуда хлеб пришёл? | Для чтения: «Великий Колос» Анатолий Маслов Для заучивания: «Колосок» В.Д. Нестеренко |
27 | Апрель, 4-я неделя | Почта | Для чтения: «Письмецо» В.Д. Нестеренко Для заучивания: «Почтовый ящик» В.Д. Нестеренко |
Май, 1-я неделя | У детей весенние каникулы | ||
28 | Май, 2-я неделя | Правила дорожного движения | Для чтения: «Светофор» В.Д. Нестеренко Для заучивания: «В Новогоднюю ночь» В.Д. Нестеренко |
29 | Май, 3-я неделя | Лето. Насекомые | Для чтения: «Труженица – пчела» Е. Щеколдин Для заучивания: «Стрекоза» Н. Краснов |
30 | Май, 4-я неделя | Лето. Цветы на лугу | Для чтения: «Одуванчик» И.Ф. Варавва Для заучивания: «Моя песенка» В.Д. Нестеренко |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...
Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....
Взаимодействие логопеда и специалистов ППМС сопровождения в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный п...
«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...
«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Ежегодное увеличение количества детей с общим недоразвитие речи, в том числе очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, заставляют искать новые, более эффективные психол...