Дислексии. Диагностика и алгоритмы коррекции
презентация по логопедии

Ольга Титова

Материал для логопедов по дислексиям,  их диагностике и алгоритмам коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_titova._doklad_po_disleksiyam.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дислексии. Диагностика и алгоритмы коррекции. Титова Ольга Петровна, логопед отделения клинической психологии и коррекционной педагогики ГБУЗ МО ДПНБ

Слайд 2

Что же такое дислексия? Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Также в современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: - «алексия» — для обозначения полного отсутствия чтения; - «дислексия развития», «эволюционная дислексия» — для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях.

Слайд 3

Чтение с точки зрения психолингвистики Чтение — это перевод письменной речи в устную, т. е. оно предполагает перевод зрительных (графических) символов в устную артикуляционную систему. Как указывал известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин, “чтение – это, прежде всего, процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели». Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, в результате соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Слайд 4

Таким образом, в этом процессе можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения. Между ними существует тесная связь: - понимание читаемого определяется характером восприятия; - с другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

Слайд 5

Процесс чтения характеризуется взаимодействием, по крайней мере, двух уровней —сенсо-моторного и семантического, находящихся в сложном единстве. Сенсо-моторный уровень состоит, в свою очередь, из нескольких тесно взаимоувязанных «звеньев»: - звено звуко-буквенного анализа; - звено удерживания, сохранения получаемой информации (в памяти); - смысловые догадки, возникающие на основе этой информации; - сличение, контроль (соотнесение возникающих гипотез с данным материалом). Сенсо-моторный уровень обеспечивает «технику» чтения — скорость восприятия, его точность.

Слайд 6

Семантический уровень, на основе данных сенсомоторного уровня, обусловливает понимание значения и смысла отдельных слов и целого речевого высказывания. Сложное взаимодействие этих уровней обеспечивает реализацию процесса чтения как со стороны быстроты и точности восприятия и идентификации (опознавания) знаков языка, так и со стороны адекватного понимания значения, которое несут в себе эти знаки.

Слайд 7

Чтение с точки зрения нейропсихологии. Какова мозговая организация чтения?

Слайд 8

Для осуществления процесса чтения необходима сохранность и взаимодействие зрительного, акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых является психофизиологической основой процесса чтения. Нейрофизиологической основой для обеспечения процесса чтения служит совместная работа заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов коры левого полушария головного мозга.

Слайд 10

Симптоматика дислексий Клиника давно выделила некоторые разновидности дис- и алексии. Одни из них связаны с афазическими расстройствами, включающими затруднения в перекодировании букв в звуки, другие вызываются некоторыми расстройствами высших форм восприятия и поведения. Поэтому процесс чтения может нарушаться в разных звеньях, и психологическая структура нарушений чтения при разных по локализации поражениях может быть глубоко различной.

Слайд 11

Классификация дис- и алексий (по А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой): С учетом нарушенных операций процесса чтения выделены следующие виды дислексий: А. Неречевые формы дислексий: - оптическая; - оптико — мнестическая; - оптико — пространственная; - дислексия при поражении лобных систем мозга; - дислексия при нарушении движения глаз; Б. речевые формы дислексий: - сенсорная; - акустико — мнестическая; - афферентная моторная; - эфферентная моторная; - специфическая форма алексии, возникающая на основе нарушения объема восприятия и слухо-речевой памяти.

Слайд 12

Оптическая дислексия Возникает при поражении теменно-затылочных и затылочных отделов левого полушария мозга. Известны два типа оптической дислексии: — литеральная (нарушения при изолированном узнавании и различении буквы); - вербальная (нарушения проявляются при чтении слова).

Слайд 13

Оптико — мнестическая дислексия Оптико — мнестическая дислексия обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3—5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.

Слайд 14

Оптико — пространственная дислексия Оптико — пространственная дислексия обусловлена дефектами пространственного восприятия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их заимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, 3 — В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т — Г, Ь — Р, Н — П — И). Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Слайд 15

Речевые формы дислексии протекают в синдромах одноименных форм афазии или топически соответствуют сходным нарушениям алалического характера. При поражении височных отделов доминантного полушария возникают две формы дислексии — сенсорная и акустико-мнестическая. А поражения нижнетеменных и заднелобных отделов левого полушария мозга также ведут к двум формам моторной дислексии — соответственно к афферентной и эфферентной.

Слайд 16

До сих пор мы говорили о тех формах дислексии, в которых нарушается первое звено в сложной структуре чтения — звено, обеспечивающее звуко-буквенный анализ. В одном случае оно нарушается из-за дефектов в оптическом восприятии, в другом — из-за нарушения акустического анализа и синтеза, в третьем случае звуко-буквенный анализ при чтении оказывается дефектным из-за патологии динамики речевых процессов, в четвертом — из-за дефектов в кинестетическом звене.

Слайд 17

Нейропсихологами выделена специфическая форма дислексии, возникающая на основе нарушения объема восприятия и слухо-речевой памяти, т.е. другого звена, семантического, в структуре чтения. Эта форма дислексии, к примеру, обнаруживает себя в синдроме акустико-мнестической афазии. Во всех этих случаях не нарушается деятельность со стороны ее целенаправленности, функций контроля (со стороны потребности в нем), смысловые догадки (если они могут возникнуть) адекватны, т.е. чтение как поведенческий акт оказывается здесь ненарушенным.

Слайд 18

Также чтение может оказаться нарушенным даже тогда, когда звуко-буквенное звено в его структуре остается сохранным, но оказываются нарушенными звенья, обеспечивающие возникновение адекватных смысловых догадок, контроль. К такому нарушению чтения нередко могли привести поражения лобных систем мозга, Исполнительская сторона чтения остается сохранной, нарушенным казывается более высокий уровень чтения — уровень понимания. Центральным дефектом здесь может оказаться либо нестойкость внимания, либо нарушение целенаправленности в поведении и др. При этой форме дислексии также нередко возникает «угадывающее чтение» из-за неустойчивости внимания или из-за инертности установки и др. Угадывание не соответствует общему смыслу читаемого, однако больной не улавливает несоответствия между значением угаданного им слова и смыслом текста.

Слайд 19

И наконец, чтение может оказаться нарушенным даже при сохранности всех звеньев его сложной структуры, но при нарушении важнейшего условия чтения — движения глаз. Известно, что акт чтения может протекать только при поступательном движении глаза по тексту — неподвижный глаз читать не может, как показали многие исследования в области зрительного восприятия и, в частности, чтения. Поэтому нарушения движения глаз, которые нередко наступают в связи с поражением затылочных долей головного мозга, обязательно ведут к нарушению чтения.

Слайд 20

Алгоритмы коррекции дислексий Коррекция дислексий основывается на патогенетическом принципе: - выделение нарушенного или поврежденного звена процесса чтения у данного ребёнка; - его дальнейшее формирование / коррекция.

Слайд 21

Спасибо за внимание!!! © Титова О.П., 2018 г. Контакты: bonnuit @ yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции.

Методические рекомендации и упражнения для логопедов....

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна

алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна...

Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения .Алгоритм действий при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации Алгоритм действий людей в помещении при внезапном возникновении урагана. Если возник пожар Захват заложников

Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая ...

Использование алгоритмов в работе с детьми по речевому развитию. Алгоритм "Времена года"

Составление связного рассказа по алгоритму "Времена года"Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.В качестве основного приема обучения используется об...

Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. 2023г.

Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по создан...