Система игровых мероприятий для дошкольников седьмого года жизни, воспитывающая гуманное отношение к сверстникам
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
В статье предлагается система игровых мероприятий для дошкольников седьмого года жизни, воспитывающая гуманное отношение к сверстникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sistema_raboty.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Система игровых мероприятий для дошкольников седьмого года жизни, воспитывающая гуманное отношение к сверстникам
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, к самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти нормы (предстающие перед ними в виде правил и требований педагога) в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками.
Особенно активное стремление к общению со сверстниками характерно для детей в возрасте 6-7 лет, и содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.
В статье представлено описание разработанной системы игровых мероприятий для дошкольников седьмого года жизни, воспитывающих гуманное отношение к сверстникам.
Программа педагогической работы включала 4 этапа.
Целью первого этапа было преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Ведь, как известно, страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и игнорирование окружающих, а подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх. С этой целью мы провели игры, в которых дети должны были говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. На данном этапе коррекционной работы проведены такие игры, как «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты», «Царевна Несмеяна», «Подарки», «Конкурс хвастунов».
Главной задачей этих игр был показ «трудным» детям, что все к ним в группе нормально относятся и готовы сказать или сделать им что-то приятное. Однако, оказалось, что далеко не все «трудные» дети сами были готовы хвалить других, говорить другим приятные слова или делать подарки. Поэтому мы в своей работе старались не заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил игры. Мы учитывали, что все игры должны быть основаны только на добровольном участии детей. В связи с этим позволяли некоторым детям сначала наблюдать со стороны, шутить или просто молчать. Опыт нашей работы показал, что, когда они слышали приятные слова в свой адрес, когда другие хвалили их и дарили им подарки, они переставали баловаться и шутить, и получали нескрываемое удовольствие. Поэтому старались сначала лучше делать центром внимания непопулярных детей и всячески подчеркивали их достоинства. Такое внимание и признание сверстников вызвало ответную реакцию: замкнутые дети стали полноценными участниками игр и начали говорить приятные слова другим и делать им подарки. Игры, проведенные на данном этапе, вызывали даже у замкнутых или враждебно настроенных детей интерес к сверстникам и явное желание найти у них как можно больше достоинств.
Второй этап коррекционной работы был направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова. Мы заметили, что если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему или когда в их руках он видит привлекательные для себя игрушки. В связи с этим, наша задача в этих случаях состояла в том, чтобы привлечь внимание такого ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом тут явилось воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому уподоблению стало важным шагом к становлению чувства общности и причастности к группе сверстников. На формирование этой способности были направлены следующие детские игры: «Испорченный телефон», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Эхо», «Волны», «Утка с утятами».
Во многих играх, проведенных на этом этапе коррекционной работы, детей объединяли не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволила детям ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Это способствовало разрушению отчужденности, сделало ненужными защитные барьеры и создало общность детей.
Третий этап коррекционной работы заключался в том, чтобы дать непопулярным, обособленным детям возможность самим выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируются всего лишь правилами игры, позволили дошкольникам получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что они могут принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединили детей и создавали чувство причастности друг другу. Как оказалось, эта забота не требовала от детей седьмого года жизни особых жертв, поскольку заключалась в несложных игровых действиях: спасти от салочки, помочь беспомощной кукле, старенькой бабушке или уступить дорогу на узком мостике. Все эти действия дети учились совершать сами, без инструкций и призывов взрослого. В связи с этим на данном этапе коррекционной работы мы использовали игры, которые стимулировали взаимопомощь и заботу о других: «Живые куклы», «Гномики», «На мостике», «Старенькая бабушка».
На последнем, четвертом этапе программы стала возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно было согласовывать свои действия и договариваться с другими. Отмечено, что формирование межличностных отношений предлагается начинать с совместной деятельности. Однако при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не может их объединить. В связи с этим, мы исходили из того, что общая продуктивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях. Мы заметили, что дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общего дела. Проведенные на предыдущих этапах работы игры способствовали налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовили «трудных» детей к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело.
В связи со сказанным, совместную деятельность мы сначала организовывали в парах, где непопулярный ребенок имел возможность работать вместе с популярным. Каждая пара должна была создавать свое произведение самостоятельно, по секрету от остальных. Такая организация способствовала объединению, побуждала договариваться и согласовывать свои усилия. Причем организованная нами деятельность была не соревновательного, а продуктивного характера. В ходе данного этапа коррекционной программы мы использовали следующие занятия: «Мозаика в парах», «Рукавички», «Рисуем домики».
Мы провели лишь несколько детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Для нас важно было сохранить главную цель - побуждение к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Причем старались побуждать не призывами и нотациями, а создавая конкретные житейские или игровые ситуации, в которых внимание к другому являлось необходимым и естественным условием совместной игры. Важно также, что проведенные игры исключали всякое сравнение детей, их конкуренцию и соревновательность. Каждый ребенок делал всё по-своему, как считал нужным. Мы старались не осуждать детей за эгоизм или невнимательность, пытались не слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным, т.к. помнили, что такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» могло бы только разъединить их, вызвать отчуждение. Мы выяснили, что наиболее эффективным способом воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении является не поощрение и порицание взрослого и не приобретение коммуникативных навыков, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним.
Опыт проведения разработанной нами коррекционной программы по воспитанию гуманного отношения к сверстникам, показал, что систематическое проведение игр и занятий способствовало оптимизации различных сторон общения у дошкольников седьмого года жизни.
Список литературы:
- Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Под ред. Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – С. 73 – 76.
- Крылова О.Л. Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 7. – С. 29 – 33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников
В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...
Система работы по ознакомлению детей седьмого года жизни с трудом пожарных
В материале подобраны методы и формы работы с детьми по противопожарной безопасностиднтей ,она дает представление о труде пожарных, знакомит с правилами обращения с огнём и огнеопасными предмет...
План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками седьмого года жизни на тему: «Школа пешеходных наук».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»....
Игры для старших дошкольников,воспитывающие гуманное отношение к сверстникам.
Для решения указанной выше задачи служат специальные коррекционные игры и занятия.Эта работа должна включать ряд этапов. Останивимся на их описании. Задачей первого этапа является преодоление от...
Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта
Развитие слухоречевой памяти у дошкольников 7-го года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта. Представлены этапы и общее направление работы....
Сценарий мероприятия с детьми седьмого года жизни
Сценарий Выпускного праздника 2019...
Конспект занятия " Беседа, воспитывающая гуманное отношение к сверстникам. «Каким должен быть друг»"
Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам,...