Консультация для родителей «Развитие слухоречевой памяти у дошкольников»
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей
«Развитие слухоречевой памяти у дошкольников»
Подготовила учитель-логопед
МБДОУ Детский сад №3 «Петушок»
села Кушнаренково
Ахметзянова А.Д.
«У тебя что, голова дырявая?» Слышали такое выражение про людей, которые постоянно забывают?
Память - это накопление опыта человеком, необходимое звено всякой деятельности.
Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Ее серьезное недоразвитие может привести к низкому словарному запасу, ребенок не может воспринимать просьбу и инструкцию, тем самым не сможет запомнить и выполнить предложенное задание.
Именно на ресурсах слухоречевой памяти построено обучение, особенно школьное. Школьники с недоразвитием слухоречевой памяти в текстах с трудом улавливают общий смысл, легко теряют нить истории, при пересказе пропускают важные эпизоды, необоснованно сокращают историю, переставляют местами события. У них возникают трудности при запоминании заданий и по другим школьным предметам.
*Небольшой текст. Попросите ребенка повторить за вами 3-4 слова в таком же порядке.
Например, яблоко, груша, апельсин, банан. Обратите внимание, все ли слова повторил ребенок правильно, сохранил ли он порядок произнесение слов.
Уровень запоминания слов соответствует возрасту ребенка. Т.е. 4слова- для детей 4х лет, и соответственно для детей 6ти лет – 6слов, 7лет- 7 слов.
Не отчаивайтесь, если заметили у своего ребенка проблемы с запоминанием речевой информации. Способность воспринимать, слушать, понимать звуки речи, слова, запоминать их не возникает сама по себе. Эту способность нужно целенаправленно развивать с ранних лет жизни ребенка.
Предлагаю вам несколько интересных игр на развитие слухоречевой памяти.
1.«Магазин»
Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
2. «Пары слов»
Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
3.«Будь внимателен»
Взрослый предлагает ребенку послушать, запомнить и повторить слова в такой же последовательности: лук, морковь, огурец.
- Послушай слова еще раз: лук, морковь, огурец, перец. Какое новое слово появилось?
- Повтори слова банан, яблоко, лимон, груша, персик.
- Послушай еще раз и скажите, какое слово исчезло из ряда банан, яблоко, лимон, груша.
Данная игра направлена не только на развитие слухоречевой памяти и на развитие слухового внимания.
4. «Паровозик»
Возьмите три листа бумаги, можно цветной, выложите в ряд. Напишите на каждом листе цифры слева направо: 1, 2, 3. Это вагоны. Слева от первого вагона можете разместить паровоз. Пусть ребенок вырежет его, приклеит колеса к паровозу и вагонам. Творчество всегда кстати! Поезд везет зверей (из числа имеющихся игрушек) или груз (любые предметы – крышка от бутылки, карандаш, мячик и т.д.) «Посадка» по вагонам – точно в соответствии с вашим списком, предъявленным ребенку на слух. (То есть аналогично игре «Повтори, не ошибись».) Количество вагонов можете увеличить.
5. «Снежный ком»
Назовите любое слово. Ребенок должен повторить ваше слово и придумать свое. Затем снова ваша очередь. Вы повторяете свое слово и слово ребенка, добавляете свое слово, третье. Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем вашей слухоречевой памяти возрастает!
6. « Действуй!»
Взрослый предлагает ребенку выполнить многоступенчатую инструкцию. Начинаем с двух заданий в одной просьбе: добеги до двери и возвращайся ко мне. Действуй! Добавляем задание: добеги до двери, постучись в нее и возвращайся ко мне. Действуй! Затем: добеги до двери, постучись в нее три раза, повернись вокруг себя и возвращайся ко мне. И так пока вам с малышом весело и интересно.
Интересное наблюдение! Для гиперактивных детей, которым быстро наскучивают задания, требующие усидчивости и удержания внимания, такие инструкции просто необходимы. Попробуйте чередовать несколько минут серьезного упражнения и такие веселые приказы: вы увидите, что ребенок будет просить вас позаниматься с ним серьезно. Ведь после каждого серьезного задания будет веселая беготня, и найдется, куда приложить неуемную энергию без запретов и ограничений.
7. «Вечером расскажешь»
Взрослые не всегда знают, чем заняты их дети у бабушки или в садике. Предложите своему чаду вечером, после прихода домой, ответить на ваши конкретные вопросы. Например, во что была одета бабушка, как звали детей, с которыми ты играл на прогулке, когда ты надел варежки – сразу на улице или когда полез на железную лестницу? Вопросы могут быть самыми неожиданными. Важно то, что ребенок должен удержать их в памяти в течение дня, а затем припомнить вечером и сами вопросы, и ответы на них.
8. «Бесконечная фраза»
Вы начинаете: птица поет. Ребенок добавляет: птица поет песню. Вы: птица поет звонкую песню. И далее – чередуясь: птица поет звонкую песню о лете. На ветке птица поет звонкую песню о лете. На ветке березы птица поет звонкую песню о лете. На ветке раскидистой березы птица поет звонкую песню о лете. И так далее. Эта игра развивает не только память, но и фантазию, формирует у ребенка представление о развернутой фразе, о красивой речи.
Что ж, через пару недель таких занятий вы с удовольствием заметите, что ваш ребенок стал запоминать лучше. Да и вы тоже! Не ограничивайтесь этими играми. Придумывайте свои. Успехов в развитии памяти и речи!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«У тебя что, голова дырявая?» Слышали такое выражение про людей, которые постоянно забывают? Память - это накопление опыта человеком, необходимое звено всякой деятельности. Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Ее серьезное недоразвитие может привести к низкому словарному запасу, ребенок не может воспринимать просьбу и инструкцию, тем самым не сможет запомнить и выполнить предложенное задание. Именно на ресурсах слухоречевой памяти построено обучение, особенно школьное. Школьники с недоразвитием слухоречевой памяти в текстах с трудом улавливают общий смысл, легко теряют нить истории, при пересказе пропускают важные эпизоды, необоснованно сокращают историю, переставляют местами события. У них возникают трудности при запоминании заданий и по другим школьным предметам.
* Небольшой текст. Попросите ребенка повторить за вами 3-4 слова в таком же порядке. Например, яблоко, груша, апельсин, банан. Обратите внимание, все ли слова повторил ребенок правильно, сохранил ли он порядок произнесение слов. Уровень запоминания слов соответствует возрасту ребенка. Т.е. 4слова- для детей 4х лет, и соответственно для детей 6ти лет – 6слов, 7лет- 7 слов. Не отчаивайтесь, если заметили у своего ребенка проблемы с запоминанием речевой информации. Способность воспринимать, слушать, понимать звуки речи, слова, запоминать их не возникает сама по себе. Эту способность нужно целенаправленно развивать с ранних лет жизни ребенка. Предлагаю вам несколько интересных игр на развитие слухоречевой памяти.
1.«Магазин » Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
2. «Пары слов» Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
3.« Будь внимателен» Взрослый предлагает ребенку послушать, запомнить и повторить слова в такой же последовательности: лук, морковь, огурец. - Послушай слова еще раз: лук, морковь, огурец, перец. Какое новое слово появилось? - Повтори слова банан, яблоко, лимон, груша, персик. - Послушай еще раз и скажите, какое слово исчезло из ряда банан, яблоко, лимон, груша. Данная игра направлена не только на развитие слухоречевой памяти и на развитие слухового внимания .
4 . « Паровозик» Возьмите три листа бумаги, можно цветной, выложите в ряд. Напишите на каждом листе цифры слева направо: 1, 2, 3. Это вагоны. Слева от первого вагона можете разместить паровоз. Пусть ребенок вырежет его, приклеит колеса к паровозу и вагонам. Творчество всегда кстати! Поезд везет зверей (из числа имеющихся игрушек) или груз (любые предметы – крышка от бутылки, карандаш, мячик и т.д.) «Посадка» по вагонам – точно в соответствии с вашим списком, предъявленным ребенку на слух. (То есть аналогично игре «Повтори, не ошибись».) Количество вагонов можете увеличить.
5. « Снежный ком» Назовите любое слово. Ребенок должен повторить ваше слово и придумать свое. Затем снова ваша очередь. Вы повторяете свое слово и слово ребенка, добавляете свое слово, третье. Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем вашей слухоречевой памяти возрастает!
6 . « Действуй !» Взрослый предлагает ребенку выполнить многоступенчатую инструкцию. Начинаем с двух заданий в одной просьбе: добеги до двери и возвращайся ко мне. Действуй! Добавляем задание: добеги до двери, постучись в нее и возвращайся ко мне. Действуй! Затем: добеги до двери, постучись в нее три раза, повернись вокруг себя и возвращайся ко мне. И так пока вам с малышом весело и интересно. Интересное наблюдение! Для гиперактивных детей, которым быстро наскучивают задания, требующие усидчивости и удержания внимания, такие инструкции просто необходимы. Попробуйте чередовать несколько минут серьезного упражнения и такие веселые приказы: вы увидите, что ребенок будет просить вас позаниматься с ним серьезно. Ведь после каждого серьезного задания будет веселая беготня, и найдется, куда приложить неуемную энергию без запретов и ограничений.
7. «Вечером расскажешь» Взрослые не всегда знают, чем заняты их дети у бабушки или в садике. Предложите своему чаду вечером, после прихода домой, ответить на ваши конкретные вопросы. Например, во что была одета бабушка, как звали детей, с которыми ты играл на прогулке, когда ты надел варежки – сразу на улице или когда полез на железную лестницу? Вопросы могут быть самыми неожиданными. Важно то, что ребенок должен удержать их в памяти в течение дня, а затем припомнить вечером и сами вопросы, и ответы на них.
8. «Бесконечная фраза» Вы начинаете: птица поет. Ребенок добавляет: птица поет песню. Вы: птица поет звонкую песню. И далее – чередуясь: птица поет звонкую песню о лете. На ветке птица поет звонкую песню о лете. На ветке березы птица поет звонкую песню о лете. На ветке раскидистой березы птица поет звонкую песню о лете. И так далее. Эта игра развивает не только память, но и фантазию, формирует у ребенка представление о развернутой фразе, о красивой речи. Что ж, через пару недель таких занятий вы с удовольствием заметите, что ваш ребенок стал запоминать лучше. Да и вы тоже! Не ограничивайтесь этими играми. Придумывайте свои. Успехов в развитии памяти и речи!
Список литературы О.А.Степанова «Подготовка детей к школе» О.А.Степанова «Игровая школа мышления» Р.И.Айзман «Определение и коррекция готовности детей к обучению в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-466544-1453314399.jpg)
Консультация для родителей: "Развитие словесно-логической памяти у детей".
Развитие памяти у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/03/picture-612817-1428068402.jpg)
Консультация для родителей "Развитие словесно-логической памяти у детей 5-7 лет"
Определение словесно-логической памяти, её главная роль в усвоении знаний детей в процессе обучения.Помощь игры по развитию памяти.Виды упражнений для развития долговременной памяти....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183291-1358607372.jpg)
Консультация для родителей «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 л
консультация для родителей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-832599-1618468377.jpg)
Консультация для родителей. Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет 13.10.2019 год СТАРШАЯ ГРУППА
Консультация для родителей.Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет Цель: формирование педагогической компетенции родителей.Описание: материал для родителей дет...
Консультации для родителей «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»
Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки....
Консультация для родителей "Развитие словесно-логической памяти у детей 5-7 лет"
Память -это психический процесс,которая обеспечивает человека способностью накапливать,сохранять и воспроизводить знания и навыки.Словесно-логическая память позволяет запоминать последовательнос...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/11/picture-1291155-1707655710.jpg)
Консультация для родителей Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет
Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.Кратковременная память - это хранилище для небольших порций и...