Сообщение "Специфика работы с гиперактивным ребенком на логопедическом занятии в условиях логопункта"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Курноскина Анастасия

Сообщение расскажет об особенностях организации логопедических занятий с ребенков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение: «Специфика работы с гиперактивным ребенком на логопедическом занятии в условиях логопункта»

По данным статистики, в последнее время не только увеличилось количество детей с нарушениями речи, но меняется и характер речевых патологий. Большинство речевых проблем имеют нейропсихологическую основу. К категории таких нарушений, как указывают А.Л. Сиротюк, Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко, относится синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нейробиологическое (связанное с нарушениями в работе некоторых структур и систем головного мозга) состояние, характеризующееся неадекватными для этого возраста

  • уровнями внимательности;
  • гиперактивности (чрезмерной активности);
  • импульсивности (несдержанности).

Специалисты признают 3 типа СДВГ:

  1. Существует тип с преобладанием гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны);
  2. Тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности/импульсивности незначительны);
  3. Смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности).

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы.

Как указывает Л.О. Бадалян, 4–10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков. Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

В рамках нашей работы мы бы хотели рассказать о специфике работы с ребенком с преобладанием гиперактивности.

Выделяют следующие проявления гиперактивности у детей:

  1. Не может сидеть спокойно, беспокойные движения рук.
  2. Всё время находится в движении, как заведённый.
  3. Не усидчив, не может высидеть положенное время.
  4. Слишком много бегает, ползает, залезает куда не положено.
  5. Не может играть в спокойные игры.
  6. Выкрикивает ответы до того, как целиком услышит вопрос.
  7. Избыточно общителен, болтлив.
  8. Перебивает, вмешивается в разговоры, в игры.
  9. С трудом стоит в очереди или дожидается своей очереди в игре.
  10. Тяжело сосредотачивается на чём-то одном, задание может их утомлять уже через несколько минут после его начала.
  11. Действительно нравящимся делом может заниматься долго, сохраняя концентрацию внимания. Но специально, сознательно сосредоточить внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового – это им тяжело.
  12. С трудом выполняют домашнее задание.

Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.

Коррекция гиперактивности должна включает в себя комплекс методик. Основными направлениями являются: психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком на логопедических занятиях должна быть направлена на решение следующей задачи: адаптировать двигательную активность детей, как вспомогательную основу к решению задач коррекции речи и внимания на занятиях.

Правила работы с детьми, имеющими гиперактивность:

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку на ребенка.
  3. Делить работу на короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставить ребёнку свободу выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Ребенок с гиперактивностью постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу педагога. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную разрядку. Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения – совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в педагогической практике используются физкультминутки, но для ребенка с гиперактивностью их явно недостаточно. На своих занятиях логопеду необходимо давать задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:

  • расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;
  • «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломанным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

  • запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) – шо (руки вверх) – шу(руки опустить);
  • «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

  • игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);
  • «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

  • «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении;
  • «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;
  • «Прошагай предложение» ребенок идет и произносит предложение, каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Игры и упражнения для индивидуальных занятий с гиперактивнм ребенком на логопедическом занятии в условиях логопункта.

Для развития произвольности:

• «Да и Нет не говори: отвечая на вопросы, дети не должны употреблять слова «да» и «нет»)

• «Летает – не летает»: поднять руки вверх только тогда, когда называют предмет, который может летать)

• «Съедобное –не съедобное»: в этой игре с гиперактивным ребенком мяч лучше не брать, а заменить ответ – каким-нибудь действием

• «Запретное движение», или «Запретное слово»: ребенок вслед за логопедом повторяет все слова, кроме одного, которое» назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши. Запретным может быть не просто одно слово, а все слова с каким-то запретным звуком. Или просто запретный звук)

• «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д.

Игры для развития внимания и памяти (слухового внимания и слуховой памяти):

• «Слушай хлопки»: если звучит один хлопок, нужно маршировать, если два – стоять на одной ноге, три хлопка – прыгать.

• «Исправь ошибки»: логопед читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

• «Послушай и повтори»: логопед шепотом за экраном произносит слова, а ребенок вслух повторяет их.

• «Дятел»: логопед отстукивает разные ритмы в быстром темпе (… … … … и т. д.), а ребенок повторяет за ним

• «Найди слова со звуком ….»: логопед называет слова, а ребенок поднимает руку лишь тогда, когда услышит в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

• «Хлопки»: логопед сообщает ребенку, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, ребенок должен хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя.

• «Запомни слова»: логопед называет 3 – 5 слов, ребенок должен повторить их в том же порядке.

• «Назови звук»: педагог произносит 2 – 3 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает ребенка: «Какой звук есть во всех этих словах?»

• «Слушай и делай»: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т.д.

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста:

• «Услышишь – хлопни»: логопед произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

• «Внимательный слушатель»: логопед произносит слова, а ребенок определяет место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

• «Нужное слово»: по заданию взрослого ребенок произносит слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

• «Зоркий глаз»: ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

При работе с гиперактивными детьми, нам нужен устойчивый положительный результат! Ведь его успех - это и наш успех тоже! Его работа - и наша работа, его чистая, правильная речь - и наша заслуга и огромное удовольствие от своей нелегкой, но такой нужной работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...

Использование даров Фребеля на логопедическом занятии в условиях логопункта

Логопункт чаще всего посещают дети, имеющие нарушения звукопроизношения и нарушения фонематического слуха (ФН, ФФН). Использую дары Фребеля на всех этапах коррекционной работы (постановка звука, автом...

Статья: Работа по отбору детей в группу для логопедической деятельности в условиях логопункта.

С каждым годом растет число детей, имеющих нарушение речи, которое проявляется, как в дефектоном произношении так и в  нарушении всех компонентов речевой системы. Для того чтобы коррекционная раб...

Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта

В данной статье рассматривается инновационный подход к проведению логоритмических занятий в условиях логопункта.Описываются  авторские приемы, которые способствуют поддержанию  интереса к за...

Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта

Развитие слухоречевой памяти у дошкольников 7-го года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта. Представлены этапы и общее направление работы....

Индивидуальное логопедическое занятие в условиях логопункта «Чебурашка ищет друга» (дифференциация звуков (Р - РЬ)

Тип занятия  индивидуальноеИспользуемые технологииЗдоровьесберегающие:  дыхательная гимнастика, упражнения для сопряженного психофизического развития, кинезиологические упражнения, упра...