Сообщение "Специфика работы с гиперактивным ребенком на логопедическом занятии в условиях логопункта"
статья по логопедии (подготовительная группа)
Сообщение расскажет об особенностях организации логопедических занятий с ребенков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение: «Специфика работы с гиперактивным ребенком на логопедическом занятии в условиях логопункта»
По данным статистики, в последнее время не только увеличилось количество детей с нарушениями речи, но меняется и характер речевых патологий. Большинство речевых проблем имеют нейропсихологическую основу. К категории таких нарушений, как указывают А.Л. Сиротюк, Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко, относится синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нейробиологическое (связанное с нарушениями в работе некоторых структур и систем головного мозга) состояние, характеризующееся неадекватными для этого возраста
- уровнями внимательности;
- гиперактивности (чрезмерной активности);
- импульсивности (несдержанности).
Специалисты признают 3 типа СДВГ:
- Существует тип с преобладанием гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны);
- Тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности/импульсивности незначительны);
- Смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности).
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы.
Как указывает Л.О. Бадалян, 4–10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков. Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.
В рамках нашей работы мы бы хотели рассказать о специфике работы с ребенком с преобладанием гиперактивности.
Выделяют следующие проявления гиперактивности у детей:
- Не может сидеть спокойно, беспокойные движения рук.
- Всё время находится в движении, как заведённый.
- Не усидчив, не может высидеть положенное время.
- Слишком много бегает, ползает, залезает куда не положено.
- Не может играть в спокойные игры.
- Выкрикивает ответы до того, как целиком услышит вопрос.
- Избыточно общителен, болтлив.
- Перебивает, вмешивается в разговоры, в игры.
- С трудом стоит в очереди или дожидается своей очереди в игре.
- Тяжело сосредотачивается на чём-то одном, задание может их утомлять уже через несколько минут после его начала.
- Действительно нравящимся делом может заниматься долго, сохраняя концентрацию внимания. Но специально, сознательно сосредоточить внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового – это им тяжело.
- С трудом выполняют домашнее задание.
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.
Коррекция гиперактивности должна включает в себя комплекс методик. Основными направлениями являются: психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком на логопедических занятиях должна быть направлена на решение следующей задачи: адаптировать двигательную активность детей, как вспомогательную основу к решению задач коррекции речи и внимания на занятиях.
Правила работы с детьми, имеющими гиперактивность:
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку на ребенка.
- Делить работу на короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставить ребёнку свободу выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Ребенок с гиперактивностью постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу педагога. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную разрядку. Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения – совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.
Повсеместно в педагогической практике используются физкультминутки, но для ребенка с гиперактивностью их явно недостаточно. На своих занятиях логопеду необходимо давать задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.
Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:
- расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;
- «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломанным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.
Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:
- запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) – шо (руки вверх) – шу(руки опустить);
- «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.
Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:
- игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);
- «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.
Варианты заданий при работе на уровне предложения:
- «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении;
- «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;
- «Прошагай предложение» ребенок идет и произносит предложение, каждому шагу должно соответствовать одно слово.
Игры и упражнения для индивидуальных занятий с гиперактивнм ребенком на логопедическом занятии в условиях логопункта.
Для развития произвольности:
• «Да и Нет не говори: отвечая на вопросы, дети не должны употреблять слова «да» и «нет»)
• «Летает – не летает»: поднять руки вверх только тогда, когда называют предмет, который может летать)
• «Съедобное –не съедобное»: в этой игре с гиперактивным ребенком мяч лучше не брать, а заменить ответ – каким-нибудь действием
• «Запретное движение», или «Запретное слово»: ребенок вслед за логопедом повторяет все слова, кроме одного, которое» назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши. Запретным может быть не просто одно слово, а все слова с каким-то запретным звуком. Или просто запретный звук)
• «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д.
Игры для развития внимания и памяти (слухового внимания и слуховой памяти):
• «Слушай хлопки»: если звучит один хлопок, нужно маршировать, если два – стоять на одной ноге, три хлопка – прыгать.
• «Исправь ошибки»: логопед читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.
• «Послушай и повтори»: логопед шепотом за экраном произносит слова, а ребенок вслух повторяет их.
• «Дятел»: логопед отстукивает разные ритмы в быстром темпе (… … … … и т. д.), а ребенок повторяет за ним
• «Найди слова со звуком ….»: логопед называет слова, а ребенок поднимает руку лишь тогда, когда услышит в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
• «Хлопки»: логопед сообщает ребенку, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, ребенок должен хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя.
• «Запомни слова»: логопед называет 3 – 5 слов, ребенок должен повторить их в том же порядке.
• «Назови звук»: педагог произносит 2 – 3 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает ребенка: «Какой звук есть во всех этих словах?»
• «Слушай и делай»: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т.д.
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста:
• «Услышишь – хлопни»: логопед произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
• «Внимательный слушатель»: логопед произносит слова, а ребенок определяет место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
• «Нужное слово»: по заданию взрослого ребенок произносит слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
• «Зоркий глаз»: ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
При работе с гиперактивными детьми, нам нужен устойчивый положительный результат! Ведь его успех - это и наш успех тоже! Его работа - и наша работа, его чистая, правильная речь - и наша заслуга и огромное удовольствие от своей нелегкой, но такой нужной работы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».
Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...
Использование даров Фребеля на логопедическом занятии в условиях логопункта
Логопункт чаще всего посещают дети, имеющие нарушения звукопроизношения и нарушения фонематического слуха (ФН, ФФН). Использую дары Фребеля на всех этапах коррекционной работы (постановка звука, автом...
Учет и планирование индивидуальной логопедических работы с ребенком с ОНР 2уровня в условиях логопункта (по Нищевой)
Учет и планирование индивидуальной логопедической работы...
Статья: Работа по отбору детей в группу для логопедической деятельности в условиях логопункта.
С каждым годом растет число детей, имеющих нарушение речи, которое проявляется, как в дефектоном произношении так и в нарушении всех компонентов речевой системы. Для того чтобы коррекционная раб...
Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта
В данной статье рассматривается инновационный подход к проведению логоритмических занятий в условиях логопункта.Описываются авторские приемы, которые способствуют поддержанию интереса к за...
Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта
Развитие слухоречевой памяти у дошкольников 7-го года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта. Представлены этапы и общее направление работы....
Индивидуальное логопедическое занятие в условиях логопункта «Чебурашка ищет друга» (дифференциация звуков (Р - РЬ)
Тип занятия индивидуальноеИспользуемые технологииЗдоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, упражнения для сопряженного психофизического развития, кинезиологические упражнения, упра...