Коррекционная работа при дисграфии у детей с ОВЗ во время занятий по обучению грамоте. (Зеркальное написание букв).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тарасова Лидия Николаевна

   Индивидуальное логопедическое занятие для детей, имеющих признаки дисграфического нарушения (зеркальные написания печатных и письменных букв).  Возраст: 6 -7 лет.  В конспекте раскрывается, как с помощью сказки  научить ребенка правильно писать печатные буквы за одно занятие.                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Тарасова Лидия Николаевна, учитель-логопед

                                     ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида

                                                Пушкинского района Санкт-Петербурга

Комментарии к конспекту

Тема: Коррекционная работа при  дисграфии у детей с ОВЗ  во время занятий по обучению грамоте. (Зеркальное написание букв).

Цель: Формирование  представления о правильном положении букв при письме.

Задачи:                                                                                                                             Образовательные: Обеспечение  формирования  представления о правильном положении букв.   Добиться  правильного  написания букв на практике.                                                                                                                             Коррекционно-развивающие:  Предупреждать   дисграфические ошибки. Добиться  четкого понимания правильного графического изображения букв.                                                          Воспитательные:  Воспитывать нравственные понятия и тактичность в общении – не стремиться выделять себя.                                                                                                                                     Цифровые образовательные ресурсы и оборудование:     

УМК - сочетание традиционных методов коррекционной работы с авторской методикой.

Технологии: Технологии обучения грамоте, технология сказкотерапии; технологии развивающего обучения, критического мышления, развития общей и  мелкой моторики рук.   Здоровьесберегающие технологии: профилактические,  образовательные,  коррекционные. 

Тип  занятия: Индивидуальное.  Для детей, имеющих признаки дисграфического нарушения (зеркальные написания печатных и письменных букв).  Возраст: 6 -7 лет.                                                                                                                                               Структурные элементы, план занятия:

I. Организационный момент.                                                                                                                                    II.  Артикуляционная гимнастика.                                                                                                               III. Основная часть:                                                                                                                                          1). Графические особенности печатных  букв, которые вызывают у детей затруднения: Б, В, Р, Ь, Ъ, Ы.                                                                                                                                                                                                2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки.                                                                                                                                                                                    3). Физкультминутка (в середине занятия).                                                                                                     4). Запоминание  противоположной буквы Я.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения: найди правильные буквы.                                        V.Итог занятия.  

Подготовительный этап занятия:  Выделение детей с признаками дисграфических нарушений   по результатам логопедического обследования в начале учебного года.

Литература, интернет-источник:                                                                                                              Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, СПб. 2007

 Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей, М., 2005                                                      

Конспект  индивидуального логопедического занятия.

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия:

- Я видела, что ты неправильно пишешь некоторые  печатные и письменные буквы.  Сегодня мы научимся, как правильно написать печатные буквы. И потом научимся правильно писать  письменные буквы.

II.  Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ и языка (комплекс 3, общие упражнения).                                                                                                                                                             – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения  звуков. Ведь тебе нужно будет  правильно назвать букву.

III. Основная часть.   

1).  Графические особенности букв, которые вызывают у детей затруднения.                                                                                                                                                                                                                                Б, В, Р, Ь, Ъ, Ы

- Назови эти буквы. Какие они –печатные или письменные? (Печатные).                                                  -Сегодня у нас на занятии будет сказка…

- Давай  внимательно посмотрим на буквы – чем они  друг на друга похожи?                                                            У них есть животики. И все животики направлены в одну сторону, посмотри.                                                  - В какую сторону направлены их животики? (В правую.) А знаешь почему?                                                 Потому, что все эти буквы важные, с большими животами. И они считают, что  всегда правы во всём. Вот и направили свои животики вправо.                                                                                                                                                          - Теперь встань и повернись своим животиком вправо. Вот так стоят эти буквы…  

 2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки.                             

- Покажи, где у тебя правая рука.                                                                                                                       -Когда ты будешь писать  печатные буквы у доски или за столом, вспомни о животиках  у букв. Пошевели пальчиком правой руки, и сразу тебе станет ясно, с какой стороны надо писать животик у буквы. Давай потренируемся.    

 3).Физкультминутка ( в середине занятия):  Ребенок встает с места, подходит к доске.                       

 Мы всегда делаем зарядку для всех пальчиков – и на правой руке, и на левой. Давай сегодня сделаем зарядку только для пальчиков правой руки, чтобы ты лучше запомнил правую сторону.   Ребенок делает пальчиковые упражнения  (комплекс «Здравствуй пальчик, как живёшь?).                                  

4). Запоминание  противоположной буквы Я. 

          -Но есть ещё одна буква с животиком. Это буква Я.  Она важничала больше всех.  Буква Я не захотела быть такой как все. И она сделала всё наоборот – отвернулась в другую сторону, да  ещё и ножку отставила:  Я                                                                                                                                 

- Она без конца  хвасталась: Я не такая как все! Я лучше всех букв! Я..Я…

 - Все буквы обиделись и поставили  букву Я самой последней в алфавите.                                                              – С тех пор, если кто-то много говорит о себе, говорят, что он Якает.  И ему всегда напоминают:   «Я – последняя буква в алфавите».

IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения:                                                                                  Найди и обведи карандашом  правильные буквы.

       

Найди  правильную  букву Я. Помни, что буквы не должны лежать. Они стоят.                                           

V. Итог занятия: - Сегодня мы с тобой научились - в какую сторону нужно правильно писать печатные  буквы с животиками. Узнали, что есть особая, очень хвастливая буква Я. И теперь знаем, как понимать выражение: «Я - последняя буква в алфавите». Надеюсь, что тебе никто не скажет эту фразу. Ты сегодня очень старался, правильно отвечал и выполнял задания. Молодец!    

 

 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема:  Коррекционная работа по предупреждению зеркальной   дисграфии у ребенка с ОВЗ (ОНР).

                                                        Учитель-логопед Тарасова Лидия Николаевна,

                                              ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида

                                                                   Пушкинского района Санкт-Петербурга

Санкт - Петербург 2021

Комментарии к конспекту

Тема: Коррекционная работа по предупреждению зеркальной  дисграфии у ребенка с ОВЗ (ОНР).

Цель: Формирование  представления о правильном положении букв при письме.

Задачи:                                                                                                                             Образовательные: Обеспечение  формирования  представления о правильном положении букв.   Добиться  правильного  написания букв на практике.                                                                                                                             Коррекционно-развивающие:  Предупреждать   дисграфические ошибки. Добиться  четкого понимания правильного графического изображения букв.                                                          Воспитательные:  Воспитывать нравственные понятия и тактичность в общении.                                                                                                                                     Цифровые образовательные ресурсы и оборудование:     

УМК - сочетание традиционных методов коррекционной работы с авторской методикой. Технологии: Технологии обучения грамоте, диалогового обучения; развивающего обучения, критического мышления, развития общей и  мелкой моторики рук.   Здоровьесберегающие технологии: профилактические,  образовательные,  коррекционные. 

Тип  занятия: Индивидуальное.  Для детей, имеющих признаки дисграфического нарушения (зеркальные написания печатных букв).  Возраст: 6 -7 лет.                                                                                                                                               Структурные элементы, план занятия:

I. Организационный момент.                                                                                                                                    II.  Артикуляционная гимнастика.                                                                                                               III. Основная часть:                                                                                                                                          1). Графические особенности букв, которые вызывают у детей затруднения.                                                                                                                                                                                                2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки.                                                                                                                                                                                    3). Физкультминутка (в середине занятия).                                                                                                     4). Запоминание  противоположной буквы Я.                                                                                                                                                                                  5). Запоминание особой буквы Ф.                                                                                                                                                                             IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения: найди правильные буквы.                                        V.Итог занятия.  

Подготовительный этап занятия:  Выделение детей с признаками дисграфических нарушений   по результатам логопедического обследования в начале учебного года.

Литература, интернет-источник:                                                                                                              Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, СПб. 2007                        Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей, М., 2005                                                      Профилактика дисграфии,   https://sch1561uz.mskobr.ru/files/prophil-disgraph.pdf

                                                                                                                    

                                             

                                                                                                                             

                                                                                                        

     

Конспект  занятия

I. Организационный момент. Занятие с ребенком проводится в логопедическом кабинете.

II.  Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ и языка (комплекс 3, общие упражнения).                                                                                                                                                             – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения всех звуков.

III. Основная часть.   

1).  Графические особенности букв, которые вызывают у детей затруднения.                                                                                                                                                                                                                                Б, В, Р, Ь, Ъ, Ы

- Назови эти буквы. Какие они –печатные или письменные? (Печатные).                                                  -Давай  внимательно посмотрим на них – чем они  друг на друга похожи?                                                            У них есть животики. И все животики направлены в одну сторону, посмотри.                                                  - В какую сторону направлены их животики? (В правую.) А знаешь почему?                                                 Потому, что все эти буквы важные, с большими животами. И они считают себя всегда правыми во всём. Вот и направили свои животики вправо.                                                                                                                                                          - Теперь встань и повернись своим животиком вправо. Вот так стоят эти буквы… Садись.  

 2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки.                             

- Покажи, где у тебя правая рука.                                                                                                                       -Когда ты будешь писать  печатные буквы у доски или за столом, вспомни за животики  у букв. Пошевели пальчиком правой руки, и сразу тебе станет ясно, с какой стороны надо писать животик у буквы. Давай потренируемся.    

 3).Физкультминутка ( в середине занятия):  Ребенок встает с места, подходит к доске.                         Мы всегда делаем зарядку для всех пальчиков – и на правой руке, и на левой. Давай сегодня сделаем зарядку только для пальчиков правой руки, чтобы ты лучше запомнил правую сторону.   Ребенок делает пальчиковые упражнения  (комплекс «Здравствуй пальчик, как живёшь?).                                  

4). Запоминание  противоположной буквы Я. 

          -Есть ещё одна буква с животиком. Это буква Я.  Она важничала больше всех.  Буква Я не захотела быть такой как все. И она сделала всё наоборот – отвернулась в другую сторону, да  ещё и ножку отставила:  Я                                                                                                                                 

- Она без конца  хвасталась: Я не такая как все! Я лучше всех букв! Я..Я…

 - Все буквы обиделись и поставили  букву Я самой последней в алфавите.                                                              – С тех пор, если кто-то много говорит о себе, говорят, что он Якает.  И ему всегда напоминают:   «Я – последняя буква в алфавите».

5). Запоминание особой буквы Ф.  -Посмотрите на  букву Ф.  У  этой буквы нет животика.                                                                                                                                          Это физкультурник Федя. Он делает зарядку:    

IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения:                                                                                  Найди и обведи карандашом  правильные буквы.

       

Найди  правильную  букву Я. Помни, что буквы не должны лежать. Они стоят.                                           

V. Итог занятия: - Сегодня мы с тобой научились - в какую сторону нужно правильно писать  буквы с животиками. Узнали, что есть особая, очень хвастливая буква Я. И теперь знаем, как понимать выражение: «Я - последняя буква в алфавите». Надеюсь, что тебе никто не скажет эту фразу. Ты сегодня очень старался, правильно отвечал и выполнял задания. Молодец!    

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект коррекционно-образовательного занятия по обучению грамоте «Звук [К], буква К, к.»

Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.Цель: Создать условия для знакомства детей со звуком и буквой К.Задачи:Образовательные:Познакомить со звуком и буквой К.Закреплять знания детей о гл...

Конспект занятия по обучению грамоте «Что такое буквы, звуки , алфавит» для детей дошкольного возраста

Конспект занятия для детей дошкольного возраста по обучению грамоте. Данное занятие легко поможет детям понять , что такое звук, буква, алфавит. Занятие даст детям начальное представление о строении с...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р» для детей подготовительной группы

Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Рр и звуками (Р Рь). Формирование навыка чтения слогов , слов, предложений с новой буквой. Закрепление представления о твердости и мягкости, глухости и зв...