Коррекционная работа при дисграфии у детей с ОВЗ во время занятий по обучению грамоте. (Зеркальное написание букв).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Индивидуальное логопедическое занятие для детей, имеющих признаки дисграфического нарушения (зеркальные написания печатных и письменных букв). Возраст: 6 -7 лет. В конспекте раскрывается, как с помощью сказки научить ребенка правильно писать печатные буквы за одно занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_po_preduprezhdeniyu_disgrafii_u_rebenka_s_ovz_onr.docx | 112.99 КБ |
prduprezhdenie_zerkalnoy_disgrafii.docx | 113.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасова Лидия Николаевна, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Комментарии к конспекту
Тема: Коррекционная работа при дисграфии у детей с ОВЗ во время занятий по обучению грамоте. (Зеркальное написание букв).
Цель: Формирование представления о правильном положении букв при письме.
Задачи: Образовательные: Обеспечение формирования представления о правильном положении букв. Добиться правильного написания букв на практике. Коррекционно-развивающие: Предупреждать дисграфические ошибки. Добиться четкого понимания правильного графического изображения букв. Воспитательные: Воспитывать нравственные понятия и тактичность в общении – не стремиться выделять себя. Цифровые образовательные ресурсы и оборудование:
УМК - сочетание традиционных методов коррекционной работы с авторской методикой.
Технологии: Технологии обучения грамоте, технология сказкотерапии; технологии развивающего обучения, критического мышления, развития общей и мелкой моторики рук. Здоровьесберегающие технологии: профилактические, образовательные, коррекционные.
Тип занятия: Индивидуальное. Для детей, имеющих признаки дисграфического нарушения (зеркальные написания печатных и письменных букв). Возраст: 6 -7 лет. Структурные элементы, план занятия:
I. Организационный момент. II. Артикуляционная гимнастика. III. Основная часть: 1). Графические особенности печатных букв, которые вызывают у детей затруднения: Б, В, Р, Ь, Ъ, Ы. 2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки. 3). Физкультминутка (в середине занятия). 4). Запоминание противоположной буквы Я. IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения: найди правильные буквы. V.Итог занятия.
Подготовительный этап занятия: Выделение детей с признаками дисграфических нарушений по результатам логопедического обследования в начале учебного года.
Литература, интернет-источник: Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, СПб. 2007
Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей, М., 2005
Конспект индивидуального логопедического занятия.
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия:
- Я видела, что ты неправильно пишешь некоторые печатные и письменные буквы. Сегодня мы научимся, как правильно написать печатные буквы. И потом научимся правильно писать письменные буквы.
II. Артикуляционная гимнастика. – Упражнения для губ и языка (комплекс 3, общие упражнения). – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения звуков. Ведь тебе нужно будет правильно назвать букву.
III. Основная часть.
1). Графические особенности букв, которые вызывают у детей затруднения. Б, В, Р, Ь, Ъ, Ы
- Назови эти буквы. Какие они –печатные или письменные? (Печатные). -Сегодня у нас на занятии будет сказка…
- Давай внимательно посмотрим на буквы – чем они друг на друга похожи? У них есть животики. И все животики направлены в одну сторону, посмотри. - В какую сторону направлены их животики? (В правую.) А знаешь почему? Потому, что все эти буквы важные, с большими животами. И они считают, что всегда правы во всём. Вот и направили свои животики вправо. - Теперь встань и повернись своим животиком вправо. Вот так стоят эти буквы…
2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки.
- Покажи, где у тебя правая рука. -Когда ты будешь писать печатные буквы у доски или за столом, вспомни о животиках у букв. Пошевели пальчиком правой руки, и сразу тебе станет ясно, с какой стороны надо писать животик у буквы. Давай потренируемся.
3).Физкультминутка ( в середине занятия): Ребенок встает с места, подходит к доске.
–Мы всегда делаем зарядку для всех пальчиков – и на правой руке, и на левой. Давай сегодня сделаем зарядку только для пальчиков правой руки, чтобы ты лучше запомнил правую сторону. Ребенок делает пальчиковые упражнения (комплекс «Здравствуй пальчик, как живёшь?).
4). Запоминание противоположной буквы Я.
-Но есть ещё одна буква с животиком. Это буква Я. Она важничала больше всех. Буква Я не захотела быть такой как все. И она сделала всё наоборот – отвернулась в другую сторону, да ещё и ножку отставила: Я
- Она без конца хвасталась: Я не такая как все! Я лучше всех букв! Я..Я…
- Все буквы обиделись и поставили букву Я самой последней в алфавите. – С тех пор, если кто-то много говорит о себе, говорят, что он Якает. И ему всегда напоминают: «Я – последняя буква в алфавите».
IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения: Найди и обведи карандашом правильные буквы.
Найди правильную букву Я. Помни, что буквы не должны лежать. Они стоят.
V. Итог занятия: - Сегодня мы с тобой научились - в какую сторону нужно правильно писать печатные буквы с животиками. Узнали, что есть особая, очень хвастливая буква Я. И теперь знаем, как понимать выражение: «Я - последняя буква в алфавите». Надеюсь, что тебе никто не скажет эту фразу. Ты сегодня очень старался, правильно отвечал и выполнял задания. Молодец!
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Коррекционная работа по предупреждению зеркальной дисграфии у ребенка с ОВЗ (ОНР).
Учитель-логопед Тарасова Лидия Николаевна,
ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Санкт - Петербург 2021
Комментарии к конспекту
Тема: Коррекционная работа по предупреждению зеркальной дисграфии у ребенка с ОВЗ (ОНР).
Цель: Формирование представления о правильном положении букв при письме.
Задачи: Образовательные: Обеспечение формирования представления о правильном положении букв. Добиться правильного написания букв на практике. Коррекционно-развивающие: Предупреждать дисграфические ошибки. Добиться четкого понимания правильного графического изображения букв. Воспитательные: Воспитывать нравственные понятия и тактичность в общении. Цифровые образовательные ресурсы и оборудование:
УМК - сочетание традиционных методов коррекционной работы с авторской методикой. Технологии: Технологии обучения грамоте, диалогового обучения; развивающего обучения, критического мышления, развития общей и мелкой моторики рук. Здоровьесберегающие технологии: профилактические, образовательные, коррекционные.
Тип занятия: Индивидуальное. Для детей, имеющих признаки дисграфического нарушения (зеркальные написания печатных букв). Возраст: 6 -7 лет. Структурные элементы, план занятия:
I. Организационный момент. II. Артикуляционная гимнастика. III. Основная часть: 1). Графические особенности букв, которые вызывают у детей затруднения. 2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки. 3). Физкультминутка (в середине занятия). 4). Запоминание противоположной буквы Я. 5). Запоминание особой буквы Ф. IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения: найди правильные буквы. V.Итог занятия.
Подготовительный этап занятия: Выделение детей с признаками дисграфических нарушений по результатам логопедического обследования в начале учебного года.
Литература, интернет-источник: Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, СПб. 2007 Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей, М., 2005 Профилактика дисграфии, https://sch1561uz.mskobr.ru/files/prophil-disgraph.pdf
Конспект занятия
I. Организационный момент. Занятие с ребенком проводится в логопедическом кабинете.
II. Артикуляционная гимнастика. – Упражнения для губ и языка (комплекс 3, общие упражнения). – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения всех звуков.
III. Основная часть.
1). Графические особенности букв, которые вызывают у детей затруднения. Б, В, Р, Ь, Ъ, Ы
- Назови эти буквы. Какие они –печатные или письменные? (Печатные). -Давай внимательно посмотрим на них – чем они друг на друга похожи? У них есть животики. И все животики направлены в одну сторону, посмотри. - В какую сторону направлены их животики? (В правую.) А знаешь почему? Потому, что все эти буквы важные, с большими животами. И они считают себя всегда правыми во всём. Вот и направили свои животики вправо. - Теперь встань и повернись своим животиком вправо. Вот так стоят эти буквы… Садись.
2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки.
- Покажи, где у тебя правая рука. -Когда ты будешь писать печатные буквы у доски или за столом, вспомни за животики у букв. Пошевели пальчиком правой руки, и сразу тебе станет ясно, с какой стороны надо писать животик у буквы. Давай потренируемся.
3).Физкультминутка ( в середине занятия): Ребенок встает с места, подходит к доске. –Мы всегда делаем зарядку для всех пальчиков – и на правой руке, и на левой. Давай сегодня сделаем зарядку только для пальчиков правой руки, чтобы ты лучше запомнил правую сторону. Ребенок делает пальчиковые упражнения (комплекс «Здравствуй пальчик, как живёшь?).
4). Запоминание противоположной буквы Я.
-Есть ещё одна буква с животиком. Это буква Я. Она важничала больше всех. Буква Я не захотела быть такой как все. И она сделала всё наоборот – отвернулась в другую сторону, да ещё и ножку отставила: Я
- Она без конца хвасталась: Я не такая как все! Я лучше всех букв! Я..Я…
- Все буквы обиделись и поставили букву Я самой последней в алфавите. – С тех пор, если кто-то много говорит о себе, говорят, что он Якает. И ему всегда напоминают: «Я – последняя буква в алфавите».
5). Запоминание особой буквы Ф. -Посмотрите на букву Ф. У этой буквы нет животика. Это физкультурник Федя. Он делает зарядку:
IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения: Найди и обведи карандашом правильные буквы.
Найди правильную букву Я. Помни, что буквы не должны лежать. Они стоят.
V. Итог занятия: - Сегодня мы с тобой научились - в какую сторону нужно правильно писать буквы с животиками. Узнали, что есть особая, очень хвастливая буква Я. И теперь знаем, как понимать выражение: «Я - последняя буква в алфавите». Надеюсь, что тебе никто не скажет эту фразу. Ты сегодня очень старался, правильно отвечал и выполнял задания. Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...
Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
Конспект коррекционно-образовательного занятия по обучению грамоте «Звук [К], буква К, к.»
Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.Цель: Создать условия для знакомства детей со звуком и буквой К.Задачи:Образовательные:Познакомить со звуком и буквой К.Закреплять знания детей о гл...
Конспект занятия по обучению грамоте «Что такое буквы, звуки , алфавит» для детей дошкольного возраста
Конспект занятия для детей дошкольного возраста по обучению грамоте. Данное занятие легко поможет детям понять , что такое звук, буква, алфавит. Занятие даст детям начальное представление о строении с...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р» для детей подготовительной группы
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Рр и звуками (Р Рь). Формирование навыка чтения слогов , слов, предложений с новой буквой. Закрепление представления о твердости и мягкости, глухости и зв...