КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) в естественной экологической среде ТЕМА «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ovz.docx | 200.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) в естественной экологической среде
ТЕМА «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ»
Воспитатель Пушкарева И.В.
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитофон, аудиокассета с записью «Осенней песни» П.И.Чайковского, фланелеграф, стойка и листья для игры «Осенние листочки», картина «Ранняя осень», игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа. Экскурсия в осенний парк, наблюдения за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев деревьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», подвижного упражнения «Дождик».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии.]
Занятие проводится на прогулочной площадке в естественной экологической среде. Тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.
Логопед. Давайте посмотрим вокруг и поговорим о том, что мы видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети. Солнечная.
Логопед. Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?
Дети. Нет. Тепло.
Логопед. Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите на дерево перед вами. Вы знаете, как оно называется?
Дети. Береза.
Логопед. Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?
Дети. Белая кора.
Логопед. Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Давайте подойдем поближе к дереву и рассмотрим его. Потрогайте ладошками ствол березки. Какой он на ощупь?
Ответы детей
Логопед. Про нее говорят: белоствольная. Как вы думаете, почему так называют березку? Она стройная. У нее длинные тонкие ветви. А какие листья вы видите на березе?
Ответы детей
Логопед. Каких листьев больше? На березе уже много желтых листьев. Почему?
Ответы детей
Логопед. Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть.
Давайте мы поиграем с листочками.
( Дети берут заранее подготовленные осенние листья и подбрасывают их вверх).
Как называется такое явление в природе, когда дует ветер и много-много листьев падает с деревьев.
Ответы детей
Логопед. Когда ветер подует, листья отрываются от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.
2. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]
Логопед приглашает детей к стойке, на которой натянут шнур с прикрепленными к нему сухими желтыми листьями березы. Листья находятся на уровне рта ребенка.
Логопед. С какого дерева опали эти листья?
Ответы детей
Логопед. Правильно. Как их можно назвать?
Дети. Березовые
Логопед. Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я.
Логопед медленно набирает воздух через рот, вытягивает губы трубочкой и дует на листок, не раздувая щек. Далее упражнение выполняют дети. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе. Упражнение повторяется не более 3—5раз.
Логопед. У вас получилось упражнение. Молодцы. А теперь пройдите к мольберту.
3. Беседа «Ранняя осень» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.]
Логопед организует беседу, привлекая внимание детей, картину ставит на мольберт.
Логопед. Вчера мы с вами ходили на прогулку в осенний парк, собирали там разноцветные листья. А сегодня давайте рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке?
Ответы детей
Логопед. На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?
Ответы детей
Логопед. Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?
Ответы детей
Логопед. Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?
Ответы детей
Логопед. Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?
Ответы детей
Логопед. Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?
Ответы детей
Логопед. Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое вы разучили с воспитателями.
4. Подвижное упражнение «Дождик». [Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]
Логопед. Вставайте вокруг меня. И делайте как я, повторяя слова.
Логопед делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, произносить текст.
5. Рассказ логопеда по картине. [Развитие речевого слуха.] Логопед предлагает детям присесть на скамейки и выразительно рассказывает.
Рассказ по картине «Ранняя осень»
Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.
Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул сильный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.
6. Контрольные вопросы к прослушанному рассказу. [Совершенствование диалогической речи.]
Логопед организует беседу по картине.
Логопед. Мы с вами вспомнили вчерашнюю экскурсию. Вам интересно было в парке?
Ответы детей
Логопед. Что вам особенно понравилось?
Ответы детей
Логопед. Конечно, вы вчера увидели много нового и интересного. А как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес?
Ответы детей
Логопед. Почему вы так думаете?
Ответы детей
Логопед. А вы любите гулять в осеннем лесу или парке. С кем вы гуляете?
Ответы детей
7. Игра «Что перепутал художник?» [Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.]
Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.
Логопед. Посмотрите внимательно на картину, которую составил Незнайка. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?
Дети находят допущенные Незнайкой ошибки и убирают эти изображения с наборного полотна.
Логопед. Вы нашли все ошибки, которые допустил Незнайка. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим разноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.
8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]
Логопед. Посмотрите на этого веселого лисенка. Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.
Дети широко открывают рот.
Логопед. А теперь посмотрите, как показывает зубы маленький волчонок. Растяните губы, покажите зубы.
Дети растягивают губы, обнажив сжатые зубы.
Логопед. А вот этот слоненок родом из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком», а слоник скажет, правильно ли вы это делаете.
Дети вытягивают губы вперед «хоботком».
Логопед. Вы молодцы! Слоненку понравилось, как вы делаете упражнение.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
Логопед. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, о том какими бывают осенью деревья, какая осенью погода. А что вам больше всего сегодня понравилось? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».
Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме "Домашние птицы"
Конспект фронтального логопедического занятия к лексической теме "Домашние птицы"...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Осень. Приметы осени»
конспект логопедического занятия про осень...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Идём в гости к гласным звукам»
В конспекте сформулированы цель и задачи занятия, описана предварителтная работа и педагогические технологии....
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «Зимушка - зима»
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...
Конспект открытого итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на весеннюю полянку»
В конце учебного года подводятся итоги коррекционно-развивающей работы. Конспект предлагаемого занятия поможет увидеть результаты проведенной работы с детьми старшей группы компенсирующей направленнос...