Конспект открытого итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на весеннюю полянку»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В конце учебного года подводятся итоги коррекционно-развивающей работы. Конспект предлагаемого занятия поможет увидеть результаты проведенной работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого итогового логопедического занятия
в старшей группе для детей с ТНР
«Путешествие на весеннюю полянку»
Подготовила: Учитель-логопед МДОУ «Детский сад №41 «Золотой ключик» г. Георгиевска» Денисова Н.Н. |
2023г.
Конспект
открытого итогового логопедического занятия
в старшей группе для детей с ТНР
«Путешествие на весеннюю полянку».
Цель: Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
Задачи:
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные:
- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового анализа слов;
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
- Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза);
- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Методы и приемы:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
- Практический (выполнение заданий, упражнений).
Ход проведения:
Логопед: Ребята, хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу. И по такому замечательному поводу, я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, где ждут вас настоящие испытания. Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи.
Логопед: Чтобы нам выполнить все задания, давайте сделаем разминку.
Вопросы-разминка.
- Как называется место, где приготавливают и продают лекарства (Аптека).
- Для снеговика катают снежный... (Ком).
- Бывает манная, рисовая, гречневая... (Каша).
- Помещение для стоянки автомобиля (Гараж).
- Лиственное дерево с белой корой (Береза).
- Ломтик хлеба с колбасой и маслом (Бутерброд).
- Зимой берут коньки и идут на... (Каток).
- Что нам помогает говорить (Язык).
- Как называется гремящая игрушка для маленького ребенка (Погремушка).
- Место, где растут грибы, ягоды (Лес).
- Орган зрения (Глаз).
- Человек, который охраняет, сторожит (Сторож).
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Деньки стоят погожие, На праздники похожие, А в небе - солнце теплое, Веселое и доброе. Все реки разливаются, Все почки раскрываются, | Ушла зима со стужами, Сугробы стали лужами. Покинув страны южные, Вернулись птицы дружные. На каждой ветке скворушки Сидят и чистят перышки. (М. Пляцковский) |
Логопед: Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
-Назовите весенние месяцы? А какой сейчас месяц идёт?
- Закончите предложение словом «весна»:
Мы ждали (что?) (весну). Долго не было (чего?) (весны). Мы рады (чему?) (весне). Мы сняли тёплую одежду (когда?) (весной). Мы любим (что?) (весну).
(На доске картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
- Ребята, а вы знаете приметы весны? Здесь на картинках нарисованы приметы разных времён года. Давайте внимательно посмотрим и уберем те картинки, которые не подходят к весне. Мы оставили только весенние приметы, давайте назовем их. (Дети называют приметы весны по картинкам-символам).
Логопед: Весной солнышко светит ярче и теплее. А вот наше солнышко какое-то грустное, печальное, совсем не улыбается… Чего не хватает у солнца? (Не хватает лучей.)
- Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. Но это будет непросто. На каждом лучике нарисованы картинки, которые надо будет назвать одним словом. Тогда лучик сможет вернуться к солнышку.
(На каждом лучике по три п/картинки. Дети должны назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.)
Логопед: Молодцы! Вот теперь солнышко радостно нам улыбнулось. А давайте скажем, какое солнышко получилось?
(Дети подбирают и называют определения к слову «солнышко»)
весеннее, радостное, теплое, светлое, ласковое…
- Игра-упражнение «Солнышко» - на развитие общей моторики.
Маленькое солнышко Я держу в ладошках, | - дети показывают руками маленькое солнышко |
А большое солнце Вижу из окошка. | - показывают руками большое солнце |
Маленькое солнышко Я беру руками, | - показывают руками маленькое солнышко |
А большое солнце Высоко над облаками. | - поднимают руки над головой и смотрят вверх |
Маленькое солнышко Мне в ладошки светит, | - показывает руками маленькое солнышко |
А большое солнце Светит всей планете! | - поднимают руки над головой и разводят в стороны |
- Теперь нам будет светло и тепло, и мы легко справимся с другими заданиями.
Логопед: В солнечную погоду мы можем играть с солнечными зайчиками.
- На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.
- Ребята, эти «солнечные зайчики» уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Давайте им поможем.
Задание 1. (Первый солнечный зайчик).
Этот солнечный зайчик просто чудак!
Он все делает не так!
- Его любимая игра «Скажи наоборот». Давайте сыграем в эту игру и поможем солнечному зайчику вернуться на солнышко.
Дети становятся в круг. Педагог бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч.
Большой – маленький, Короткий – длинный, Острый – тупой, Громкий – тихий, Горячий – холодный, Старый – молодой, Здоровый – больной, Широкий – узкий, Слабый – сильный, Твердый – мягкий, | Чистый – грязный, Горький – кислый, Храбрый – трусливый, Высоко – низко, Холодно – жарко, Весело – грустно, Далеко – близко. Много – мало, Открыть – закрыть, Прилетел – улетел. |
(Солнечный зайчик отправляется к солнышку)
Задание 2. (Второй солнечный зайчик)
Этот зайчик очень жадный!
Но, уж очень он забавный!
Его любимые слова:
Мой, мои, моё, моя!
- Д/и «Чей? Чья? Чьи?» (весенние приметы: проталина, лужа, подснежник, туча, ветка, цветок, жук, бабочка)
(Солнечный зайчик отправляется к солнышку)
Задание 3. (Третий солнечный зайчик)
Этот зайчик – счетовод!
Он ведет веселый счет!
Всё, что видит, он считает.
Ничего не пропускает!
- Д/и «Сосчитай от 1 до 5». Картинки те же (лужа, туча, ветка, цветок, жук, бабочка).
(Отвечают 2 – 3 ребенка).
- А еще этот зайчик умеет считать слоги в словах. А вы умеете? Давайте расселим наши картинки по домикам.
- Д/и «Рассели по домикам» (Домики с количеством слогов)
(Третий солнечный зайчик возвращается к солнышку)
Задание 4. (Четвертый солнечный зайчик)
- Весной из теплых краев прилетают птицы. Зайчик предлагает нам собрать картинки и назвать этих птиц. (Дети собирают разрезные картинки)
грач, скворец, соловей, лебедь, кукушка, аист, журавль, ласточка, утка
- Какие это птицы? (Перелетные)
- А какие еще бывают птицы? (Зимующие, домашние)
- Молодцы! Еще одному зайчику мы помогли вернуться к солнышку!
(Солнечный зайчик отправляется к солнышку)
Задание 5. (Пятый солнечный зайчик)
-Чтобы помочь этому солнечному зайчику, надо составить слово по первым звукам картинок и выполнить звуковой анализ.
(Дверь – облако - мак.)
Д – О – М
Звуковой анализ слова ДОМ.
-Сколько всего звуков?
-Сколько гласных звуков?
- Сколько слогов?
- Назовите гласный звук?
- Назовите твердые согласные?
- Назовите звонкие согласные?
- Дома бывают разные и строят их из разных материалов.
- Д/игра «Какой будет дом?»
Дом из кирпича – кирпичный, Дом из дерева - …. Дом из глины - … | Дом из соломы - … Дом из камня - … Дом из шоколада - … |
-Вспомните:
- как называется дом (жилище) медведя? - Берлога.
- как называется дом (жилище) белки? – Дупло.
- как называется дом (жилище) волка? – Логово.
- как называется дом (жилище) лисы? – Нора.
- как называется дом (жилище) ёжик? – Норка.
- Ребята, посмотрите, кто это здесь?
- Массаж пальцев рук с помощью колючего мячика «Ёжик». (под песенку Е.Железновой)
Катится колючий ёжик, Нет ни головы, ни ножек. По ладошке он бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит. | - шарик между ладошками |
Мне по пальчикам бежит, И пыхтит, пыхтит, пыхтит Бегает туда-сюда, Мне щекотно: да, да, да. | - движения по пальцам |
Уходи колючий ёж, В тёмный лес, где ты живёшь | - пускаем по столу и ловим подушечками пальцев |
(Солнечный зайчик отправляется к солнышку).
Задание 6. (Шестой солнечный зайчик)
Этот зайчик знает все!
Кто у кого в семье живет.
- Он предлагает нам следующее задание: назвать семью животного (маму, папу, детёнышей).
- Д/игра «Назови семью»
Назовите всю волчью семью? - Волк, волчица, волчата.
Назовите всю медвежью семью? - Медведь, медведица, медвежата.
Назовите всю заячью семью? – Заяц, зайчихи, зайчата.
Назовите всю лисью семью? – Лис, лисица, лисята.
Назовите всю ежиную семью? – Ёж, ежиха, ежата.
Итог.
- Ребята, мы с вами замечательно потрудились, встретились с солнечными зайчиками и выполнили все их задания. Я заметила, что вы были сегодня внимательными и очень старались. Вы меня сегодня порадовали, и думаю, что не только меня, но и наших гостей. Спасибо вам большое! И на память о нашем путешествии я хочу подарить вам солнечных зайчиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"
Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».
Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме "Домашние птицы"
Конспект фронтального логопедического занятия к лексической теме "Домашние птицы"...
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «Зимушка - зима»
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи....
Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномию»
Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка. Программное содержание:Задачи:Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количес...
итоговое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности "Пчелка" "Приключения в стране Гномия"
открытое интегрированное занятие в старшей логопедической группе...
Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Лето. Гласные – согласные звуки»Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.Задачи:Коррекционно-образовательные:за...