Ритм и речь
консультация по логопедии
Владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Речевые умения не формируются сами по себе, они требуют специального вмешательств.
Недостаточное внимание к развитию речи детей со стороны взрослых (родителей, педагогов), нередко приводит к неудачам в учёбе, трудностям в общении..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritm_i_rech.docx | 198.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Ритм и речь
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Процессы должны функционировать и протекать ритмично.
Что такое ритм? Ритм – равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т. п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и т. п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня и т. п.).
Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни). Выделим характерные особенности ритма:
внутренняя организация – то есть ритм обладает способностью организовывать, упорядочивать хаотичные элементы;
повторяемость – для ритма характерно повторение, чередование одних и тех же элементов;
размеренность – в противоположность спонтанности ритм обусловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (например, режим дня или какая-либо деятельность).
Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.
Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта.
Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Работа над ритмом очень эффективна в работе в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Что способствует развитию чувства ритма?
- Отхлопывание в ладоши (оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол) простого ритмического рисунка по показу и по слуху;
- повторение на звучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка;
- ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки;
- выполнение движения в заданном темпе по прекращению подсчета или звучащей музыки;
- ходьба с хлопками, ритмичными стихами, под удары барабана (бубна);
- переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки;
- поднимание рук вперед до ориентира без зрительного контроля под удары бубна;
воспроизведение ритма (или темпа) в движениях рук (по выбору детей);
- выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька ..
- рассказывание потешек, стихов, пение;
- игры с мячами;
- чередование заданных движений;
- выкладывание различных дорожек;
- рисование узоров по заданному правилу..
Ритмические упражнения строятся на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного контакта, что создает условия для разностороннего развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.
Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям структуры отдельного слога, особенно со стечением согласн...
Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"
"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...
Консультация для родителей "Ритм и речь"
Варианты игр на развитие темпо-ритмического рисунка речи....
"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет
Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов. Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов - от простого к сл...
РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....
Семинар-практикум "Ритм, движение, речь"
quot;Ритм, движение, речь"...
«КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РИТМ, ТЕМП РЕЧИ И СИЛУ ГОЛОСА»
laquo;КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РИТМ, ТЕМП РЕЧИ И СИЛУ ГОЛОСА»...