Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.
методическая разработка по логопедии по теме
Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям структуры отдельного слога, особенно со стечением согласных звуков. Сенсомоторные трудности детей учитывать, тщательно прибегая к привлечению разных видов зрительного, слухового, тактильного анализаторов, исходя из принципов индивидуального подхода и "от простого к сложному" на всех этапах работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zvukoslogovoy_str_slov-metod_razrab..doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
О. Н. Делягина
учитель-логопед ГОУ школы - детского сада № 696 компенсирующего вида.
Приморский район, Санкт-Петербург
Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим
недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.
В настоящее время логопедическую помощь детям с общим недоразвитием речи, с задержкой речевого развития начинают оказывать с трехлетнего возраста.
Чтобы представить себе систему логопедической работы, необходимо знать особенности речи детей, поступающих в специальные группы дошкольных учреждений, по сравнению с речью нормально развивающихся детей.
При нормальном развитии в 2-3 года у детей идет непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря. В словаре имеются следующие категории слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, союзы, предлоги и междометия. Дети понимают разговорную и повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способны рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память небольшое стихотворение, они владеют грамматической структурой речи, управлением и согласованием слов, употребляют простые, распространенные и сложные предложения, правильно изменяя слова. Речь становится связной и последовательной. Дети умеют отвечать на вопросы, могут пересказать прослушанные сказки и рассказы. Задают много вопросов о причинах явлений, ответы на которые расширяют их кругозор и помогают установить причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни.
У детей с общим недоразвитием речи раннее речевое развитие чаще всего протекает без отклонений. Около года появляются первые слова и звукоподражания, но далее речь не развивается, остается на том же уровне примерно до 3-4 лет.
Кроме слов, состоящих из повторяющихся слогов "мама", "папа", "баюбаю" и звукоподражания, некоторые дети начинают произносить вместо целого слова лишь его ударный слог: "ка" (каша, кошка), "ку" (кубики), "дя" (дядя). Появляются слова-заменители, которые они используют вместо многих слов. Из-за ограниченности словарного запаса, дети широко используют мимику и жесты.
Фразовая речь у большинства детей отсутствует, общение осуществляется за счет слов-подражаний.
В возрасте около 3-х лет, а у других значительно позже, начинают появляться двусложные и односложные слова. Произносят слова в искаженном виде, их трудно понять не только посторонним людям, но даже самым близким.
Понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограниченно ситуацией общения.
Фразовая речь появляется в возрасте 4-х лет. В это время отмечается высокая речевая активность, увеличивается словарь.
Наблюдают такую закономерность: чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больше слов правильно произносимых. Чем больше слов, тем больший процент составляют слова искаженные. Кроме того, дети испытывают трудности в произношении звуков и объединении слогов в слова.
Нарушение звукопроизношения проявляется в отсутствии артикуляции многих звуков (звуков, требующих верхнего подъема передней части языка), грубого смешения имеющихся в активной речи звуков, оглушения звонких согласных, смягчения твердых звуков, поэтому их фразовая речь тоже непонятна окружающим.
Большинство детей знают названия ограниченного круга предметов и действий, но не могут выполнить простейшие инструкции типа "возьми мишку", "подойди к столу" и другие. Им легче понять инструкцию со словом "дай" и "покажи".
При общем недоразвитии речи для детей 3-4 лет характерен ярко выраженный аграмматизм, но с появлением грамматической изменяемости слов, дети перестают использовать слова-звукоподражания (ам-ам, би-би, бух и другие).
Речевые средства, которыми владеет ребенок, недостаточны для его нормального общения с окружающими. Со временем ребенок начинает осознавать, что его речь непонятна для окружающих. Осознание этого отрицательно сказывается на формировании его характера. У некоторых детей появляется раздражительность, у других - замкнутость, стойкий негативизм, нежелание входить в контакт с окружающими, упрямство и т.п.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих сверстников, которые развиваются нормально, не только уровнем речевого развития, но и харак-
тером всех психических процессов. Для них характерны: неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного предмета на другой, что у многих детей сочетается с быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
Многие дети имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата рук и ног. С расстройством речи тесно связана патология мелкой моторики рук.
Все указанные выше отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, стихийно не преодолеваются - требуется специально организованная работа по их коррекции.
Проанализировав причины неполноценности звучания речи, я на практике убедилась в необходимости более тщательного изучения проблемы соединения звуков в слоги, поиску новых видов работы по преодолению нарушений структуры слова. Кроме того, монотонная, маловыразительная речь детей настраивает на оживление речевого материала, направленное на качественное улучшение просодических компонентов речи (ударение, интонация, ритмическая структура). Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз. В работе с 3х - 4х летними детьми я учитывала возрастные особенности и воздействовала на более чувствительные анализаторы: слуховые и тактильные.
На первом этапе работы использовались следующие методы и приемы:
- повторение в отраженной речи за логопедом: звуков, слогов, слов, предложений, фраз, четверостиший.
- развитие умения слышать отдельно заданный звук в слове: сначала первый, ударный гласный звук [а; у; и; о]
- развитие восприятия ритма:
- прослушать изолированные удары (II, III, ПП), определить количество ударов
- прослушать серии простых ударов (IIIIIIII, IIIIII, ПП ПП), определить количество ударов.
- прослушать серии акцентированных ударов: (- - I; II - - ; - - II; I – I -
и т.д., где - тихий удар, I громкий удар), определить сколько и какие удары были предъявлены.
4) развитие воспроизведения ритма:
- отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары.
- отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии простых ударов.
- отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.
- записать условными знаками предложенные для воспроизведения удары и их серии (простые и акцентированные)
- самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).
5) отхлопывание количества слогов в заданном слове.
- повторение в отраженной речи за логопедом серии слогов (с сохранными согласными звуками), произносимых в разных ритмах:
- та-да, тада, до-то, дото, туду, ту-ду, тэдэ, тэ-дэ, ба-па, бапа, бо-по, бопо, бупу, бу-пу, бэпэ, бэ-пэ;
- та-тада, до-то-то, туту-ду, дэ-тэ-тэ, баба-па, бо-бо-по, пу-пу-бу, бэбэ-пэ, бы-пыпы и т.д.
В работе с детьми 5™-6™ лет по развитию звукослоговой структуры слов основным принципом является формирование звукового анализа слова на акустико-артикуляционной основе с привлечением зрительных символов, опосредующих речевой материал.
На втором этапе работы использовались следующие методы и приемы:
- определение количества слогов в слове (схема СГ);
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов (из 3-4-5 звуков);
- определение количества слогов по кинестетическим ощущениям от открытого рта;
- определение мягкости-твердости согласных звуков, опираясь на кинестетические ощущения от напряжения артикуляционных органов (губ, языка);
- определение звонкости-глухости согласных звуков, опираясь на тактильные ощущения от дрожания голосовых связок.
В работе над звукослоговой структурой слова я широко использовала дидактические игры. Данные дидактические игры активизируют процесс овладения грамотой, опираясь на развитие образного мышления. Согласные (отрабатываемые) звуки - р, л, ш, ж, с, з - как бы несут "согласность" в образе парашютистов, санок, машин, жуков, комаров, змей, нитей. А связь "согласный-гласный" проявляется в неотъемлемости элементов игры (жук - цветок, санки - горка, машина - дорога, парашютист - парашют).
Дидактическая игра "Цветные парашюты". Автоматизация р в прямом и обратном слоге, обучение грамоте - чтение слогов и анализ СГ, ГС с привлечением зрительно-артикуляторного контроля.
Оборудование: бумажные цветные парашюты А, О, У, Э, Ы, парашютист -
Р.
а) слог ГС - парашютист летит на па- б) слог СГ - парашютист приземляет- рашюте: АР ся, складывает парашют (справа): РА
Для детей 3Х~4Х лет предлагается вариант игры. Вместо букв на парашюты прикрепляются условные знаки звуков А, И, У, О, Э, Ы. Дети пропевают звуки громко - "парашют летит" или тихо - "парашют приземляется".
Дидактическая игра "Машина на дороге". Цели как в предыдущей игре.
Оборудование: картинка с дорогой, знаками - гласными звуками, машинки из картона с одной стороны синего, а с другой - зеленого цвета. Машинка поворачивается той стороной, которая обозначает мягкий согласный звук (если проезжает знаки И, Я, Ю, Е, Ё) или твердый согласный звук (если проезжает знаки А, У, О, Ы, Э).
Для детей 3Х-4Х лет предлагается вариант игры. Вместо букв на дорожные знаки помещаются условные обозначения звуков А, И, У, О, Э, Ы. Дети пропе- вают звуки на одном дыхании, проезжая все дорожные знаки. Отрабатывается длительный речевой выдох, сила голоса.
Дидактическая игра "Жук и цветы" ("Комар на цветке", "Шмель на цветке", "Бабочка и цветок"). Автоматизация звуков Ш, Ж, С, 3, Л, Р в прямом и обратном слоге, прочтение слогов ЖА, ЖО, ЖУ, АЖ, ОЖ, УЖ, ЛА, ЛО, ЛУ, АЛ, ОЛ, УЛ и т.д.
Оборудование: буквы Ш, Ж, С, 3, Л, Р, цветы различной окраски - гласные.
Жук или комар, или шмель, или бабочка перелетают с цветка на цветок, опускаясь либо слева, либо справа от гласного.
Автоматизация звуков С, 3, в открытом или закрытом слоге отрабатывается в дидактических играх с использованием лабиринтов: "Какой телефон зазвонил", "Цветные нитки". При этом развивается мелкая моторика, зрительно- кинестетический контроль.
На этапе цепочек слогов следует не забывать о ритмической стороне, постановке ударения, отметить его нестабильность: РА-РА', АР-А'Р-АР.
Важно выделить ритмический контур - сочетание ударения и количества слогов: РА - РЬГ-РО-РУ, РА'- РЫ
Помогают в этом игры "Веселые нотки", "Пианино", "Лови - говори".
Дидактическая игра "Веселые нотки". Автоматизация Р' в цепочках открытых слогов, обучение чтению открытого слога, знакомство с ударным слогом.
Оборудование: нотный стан с линейками-прорезями, скрипичный ключ открывает строку, крупная буква Р рядом. Ноты - кружки с гласными буквами, либо их зрительные символы на разном уровне, соответствующем повышению или понижению мелодии.
Дидактическая игра "Пианино". Цели те же.
Оборудование: клавиатура с гласными или слогами.
Ребенок пальчиками поочередно "нажимает" на клавишу, проговаривая каждый слог.
Дидактическая игра "Лови - говори". Условный диалог.
Цели: развитие фонематического, фонетического слуха и ритмико- интонационной структуры.
Оборудование: мяч, контрольные карточки со слогами (по необходимости).
Ребенок должен воспроизвести заданный логопедом ритмический контур фразы, но с понижающей интонацией (вопросно-ответная форма).
Логопед: РА-РА'-РА? Ребенок: РА-РА'-РА.
РЫ-РЫ-РЬГ? РЫ-РЫ-РЫ'
Аналогично с цепочкой обратных слогов.
Для детей 3Х-4Х лет предлагаю такие игры: "Что сказала Белочка", "Повтори за Зайчиком", "Разговор зверей". В этих играх нужно повторить за логопедом слоги (два-три слога с губными или переднеязычными согласными звуками) с заданным ритмическим контуром или с понижающей интонацией (вопросительная интонация). Используется отраженная речь.
- Логопед: ТА'-ДА-ДА Ребенок: ТА'-ДА-ДА
ТАДА' ТАДА'
БЫ - ПЬГ? БЫ - ПЬГ?
В играх используются различные сочетания слогов: ТА, ТО, ТЫ, ТУ, ТЭ, ДА, ДО, ДЫ, ДУ, ДЭ, ПА, ПО, ПЫ, ПУ, ПЭ, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ.
Целью таких игр для маленьких детей является развитие фонематического слуха: дифференциация твердого звонкого и глухого звуков Т/Д, (П/Б) в слогах, произносимых в разных ритмах.
Переходный этап от слога к слову - звукосочетания с отрабатываемым звуком между гласными.
Игру "Жуки и цветы" дети легко осваивают в усложненном варианте: жуки перелетают с цветка на цветок (с А на О, с О на У) образую звукосочетания (буквосочетания) АЖО, ОЖУ. Отработка звукосочетаний с сонорными звуками дается на усложненных вариантах игр.
Дидактическая игра "С горки на горку".
Санки - Р, горки (вершины) - гласные.
На этапе сознательного овладения звуковым анализом слогов СГ ввожу элементы синтеза слов из слогов (договаривание: ку...(ры), го...(ры)). Здесь помогает игра "Бусы".
Дидактическая игра "Бусы". Обучение составлению двух сложных слов из слогов СГ с опорой на картинки, с последующим прочтением слога и слова целиком.
Оборудование: предметные картинки (пила, баки, киты, рыба, пары, лапа) и цветные "бусины" - пластмассовые кружки с напечатанными слогами. Первый слог указывается всегда (начало цепочки):
Ю-ЛА-МА-КИ-ТЫ
На этапе анализа слов типа "мак", с выделением начального и конечного звука, помогают игры: "Голова-хвост", "Следы".
Дидактическая игра "Голова-хвост". Учить определять место звука в слове, формировать понятия "начало слова", "конец слова" на зрительных образах.
Оборудование: силуэт рыбы, цветные фишки, буквы для обозначения звуков.
Голова рыбы (слева) - начало слова, хвост (справа) - конец слова.
Ребенок прослушивает акцентированное проговаривание слова и выкладывает соответствующую фишку, букву в "голову", либо в "хвост" рыбы.
Дидактическая игра "Следы". Закрепление согласного звука в конце слова, начале слова.
Оборудование: парные "следы" с прикрепленными предметными картинками, названия которых соответствуют схеме СГС. Надо разложить следы в строгой последовательности.
Инструкции:
а) "Последний звук (твердый согласный) данного слова является первым согласным звуком в другом слове", и т.д. {лес - сук - ком -мак - кот, суп - пар - рот - том - мак)
б) "Последний звук (мягкий согласный) данного слова является первым звуком в другом слове", и т.д. (печь - чай - ель -люк)
в) "К кому приводят следы?" (выделение общего гласного в коротких словах):
к Оле (о) - сок -кот - дом - том - рот
к Ане (а) - рак - мак - бак - таз
к Уле (у) - дуб - суп - сук-лук.
На этапе синтеза трехзвуковых слов из отдельных букв можно использовать иры типа "Елочки".
Дидактическая игра "Елочки". Развитие звуко-буквенного синтеза слов с применением звуковой схемы и без нее, выдерживание линейной структуры слова (слева - направо).
Оборудование: 3 ёлочки, различающиеся по величине, с прикрепленными буквами.
Инструкция: "Расставьте ёлочки по порядку":
а) от самой большой до самой маленькой;
б) от самой маленькой до самой большой.
Прочесть слово по буквам. "Ёлочки" - "слог-слияние" поставить ближе друг к другу.
Для закрепления материала все эти слова можно объединить под определенные темы: "рыбы", "животные", "явления природы", "семья" и т.д. Это облегчит
усвоение материала, поможет ввести слово в словосочетание, фразу, соединит типы мышления.
Наибольшую трудность представляют слова со стечением согласных.
Начинаю работу со стечений согласных в середине слова. Здесь наиболее устойчивы в речи сочетания: смычно-проходной и взрывной (НК, НД, МК, МП), фрикативный и смычно-проходной (ЖН). Следовательно, на примере слова БАНКА можно показать звукослоговой анализ двухсложного слова со стечением согласных в середине схемой:
Очень звучны стечения дрожащего и взрывного (РБ - ВЕРБА), дрожащего и переднеязычного (РД, РТ) при делении слов на слоги : ГОР-ДО. Не нарушаются стечения Р с заднеязычным К также при делении слова на слоги и быстром переходе к целостному проговариванию.
Группа двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных в середине слова очень многообразна. В произносительном плане можно группировать их по наличию определенного автоматизированного в закрытом слоге звука (свистящий, шипящий, сонор, аффрикат). В плане обогащения лексики, упора на грамматическую тему, целесообразно группировать слова по лексическим темам: "Зимние развлечения", "Игрушки", "Обувь", "Одежда", "Головные уборы", "День рождения", "Ёлка", "Деревенский дом". Связь логопедической, лексической и грамматической темы, еще более тесная, проявляется в инсценировке сказки "Репка" (практическое употребление существительных единственного числа в именительном, винительном падежах, употребление предлога "за" в связной речи). Для овладения чтением детей предлагаю дидактические игры на преобразование слов путем замены одного из звуков (букв).
Дидактическая игра "Из мухи - слона".
а) Маска - каска - ласка (подсказка, предметные картинки, буквы К,Л);
б) замена 3-го звука (буквы): кафтан - каштан, кадка - качка;
в) замена 1-го, 2-го и 3-го звуков (букв) ЛИ, И, С: пышка - мышка - мишка –
миска
Параллельно веду работу над ритмическим контуром слов со стечением со
гласных в середине слов.
Дидактическая игра "Готовим подарки". Учить выделять ударный слог и
количество слогов в словах на практическом уровне.
Оборудование: предметные картинки, праздничная упаковка из фольги с
кармашками для картинок, таблички со схемами ритмических контуров.
Инструкция: "Кому какие подарки?"
Бабушке - - -: ва'режки, бу'лочка, та'почки
Сестренке - - -: зако'лка, була'вка, рома'шка
В работе можно использовать поговорки, скороговорки со стечением ЛК в середине слова (связь с произношением): Галка села на палку, палка ударила галку. У ёлки иголки колки.
В густом лесу под ёлками, лежит мешок с иголками.
Сшит колпак, да не по-колпаковски.
Сидят волки под ёлкой, белки на ёлке, а над ёлкой - галки.
При стечении согласных в начале слова с одним слогом, оканчивающимся на согласный звук, типа "крот", имеющим схему ; ; наиболее устойчивы на слух сочетания с первым взрывным и дрожащим звуком (ГР, КР, ДР, ТР, БР). Отработку слогов начинаю со звонких Д, Г, Б, (1-й этап), как наиболее звучных: ГРА-ГРЫ-ГРО-ГРУ.
Дидактическая игра "Металлофон". Автоматизация звука Р в цепочках слогов со взрывными согласными, прочтение слогов со стечением согласных.
Оборудование: на пластинках металлофона буквы А, О, У, Э, Ы В руках у ребенка - "молоточки" с сочетаниями букв ДР (ГР, БР).
Имитируя действия музыканта, ребенок проговаривает, пропевает мелодию, отраженную за логопедом, используя цепочки: ГРА -ГРЭ -ГРЫ - ГРО - ГРУ.
Второй этап - автоматизация звука Р в слогах и цепочках слогов со стечениями с глухими взрывными Г, К, П. Здесь можно использовать игру "Ксилофон" (аналог "Металлофона"). Цепочки: КРА - КРЭ - КРЫ - КРО - КРУ
Для дифференциации звонких и глухих согласных на этом материале цепочки важно чередовать:
а) со звонкими согласными: ПРА- БРА - ПРЭ - БРЭ
б) без стечений с согласными ССГ - СГ - ССГ : ТРА -ТА- ТРА - ТА
Для кончиков пальцев (прием дроби, отстукивание, прищелкивание), как бы соединяются с четким артикулированием звуков, закрепляется связь пальцевой моторики, связь звука с образом буквы.
Третий этап - автоматизация Р в стечениях с глухими щелевыми согласными X, Ф, С, а также с М, В, Н.
Дидактическая игра "Деревянные духовые инструменты".
Оборудование: условные изображения флейты, гобоя, кларнета, фагота.
Ребенок имитирует их звучание.
ФРА - ФРЭ - ФРЫ, ХРА - ХРЭ - ХРЫ и т д
Дидактическая игра "Медные духовые инструменты".
Слоги: МРА - МРЭ - МРЫ, ВРА - ВРЭ - ВРЫ и т д
В зависимости от подготовленности детей, особенностей их артикуляционного аппарата, этапы работы можно варьировать.
Введение слов со стечением согласных в начале слова должно происходить сначала отраженно, затем самостоятельно (подбор слов на заданный слог) с обязательным звуковым анализом. КРА -КРАН, КРА -КРАБ
Для активизации мышления можно использовать игру "Подбери подходящее по смыслу слово-синоним".
Оборудование: схема слова.
Инструкция: "Подбери слово, подходящее по смыслу и соответствующее данной схеме". Доктор - врач, приятель - друг, работа - труд, печаль - грусть, противник - враг.
Использую также пословицы, поговорки на стечения Р со взрывными согласными БР, ТР,ДР, КР.
Друг за друга стой и выиграем бой.
Знай край, да не падай.
На дворе трава, на траве дрова.
За правое дело стой смело.
Работа по автоматизации звонких Ж, 3 в стечениях с Д, Г, Б, М ведется по усложненной разновидности игр "Жуки и цветы", "Стрекоза и травинки".
Дидактическая игра "Жуки и цветы". Автоматизация Ж в слогах со стечениями звонких согласных, обучение чтению данных сочетаний букв на практическом игровом уровне.
Оборудование: цветы со слогами ГА, ДА, ДО, ГО, НО, МО, МА и т.д., жуки.
Жуки, перелетая с цветка на цветок (ГА, ГО) образуют сочетания (ЖГА, ЖГО). От цветков А, У жуки, перелетая, образуют новые сочетания (кусочки слов):
А Ж ДА У Ж ДО
Дидактическая игра "Надуем шары". Автоматизация Ш в стечениях с согласными П, К, Т, обучение чтению ССГ.
Ребенок произносит сочетания ШПА - ШПО - ШПУ, "надувая" щары (ПА, ПО, ПУ)
Ш ПА Ш ПУ Ш ПО
Дидактическая игра "Ступеньки". Автоматизация С в цепочках слогов со стечениями согласных, прочитывание слогов ССГ.
Оборудование: кружок с изображением С- мячик, цветные ступеньки - слоги ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТЭ.
Эти игры ориентированы на наименее устойчивые на слух сочетания (ШП, ШТ, СТ, СК), а также на сочетания СЛ, ШЛ, ШВ, СВ.
Для закрепления данного материала можно подобрать слова со стечением согласных в начале слова по темам: "Семья", "Дом", "Мебель", "Живое - неживое", "Съедобное - несъедобное". Очень удобны игры типа "Вертолётик" (по кругу наклеиваются картинки, содержащие данные стечения, а ребенок выбирает необходимые, поворачивая круг).
Характер искажений стечений согласных в конце слов установить сложнее, так как в русском языке это наименьшее количество слов, слов со стечениями СТ, ЛК, РФ, НХ, имеющих схему:
Характерно, что последний (реже предпоследний) звук пропускается (шарф -шар).
На данном этапе важно обратить внимание ребенка на наличие двух согласных рядом с отстукиванием обоих звуков, нажатием на цветные кнопки- сигналы.
Игра "Найди слово в слове" может быть иллюстрирована соответствующими предметными картинками и звукобуквенным обозначением. Для закрепления материала предлагаю карточки со словами, предпоследняя буква в которых пропущена. Грамматическая тема может быть представлена в рамках лексики: "Пища", "Осень", "Зоопарк", "Туристический поход", "Подарки", "Обед".
Дидактическая игра "Обед". Развивать фонематический анализ слов, умение работать со схемой, учить составлять фразы, используя слова со стечением согласных.
Оборудование: предметные картинки, стол, схемы слов со стечением согласных в конце слова.
Ребенок должен отобрать необходимые картинки, соответствующие схеме. Составить фразы, используя слова: борщ, корж, морс, торт, кекс, кот Барс; корм.
Для выделения конечного согласного звука я использую прием сопоставления имен существительных единственного числа мужского рода в именительном
или в винительном падежах с этими же существительными, но в родительном или дательном падежах (наличие флексий А, У). Этому способствуют игры "Чего не стало?", "Кому что нужно?".
Для автоматизации звука С и для развития фонематического синтеза к работе над словами типа аист, мост применимы игры "Телевизор", "Компьютер" (с предметными картинками и движущейся серией предметных картинок).
На этом этапе закрепления материала можно использовать игры типа "Телеграфист", в которой логопед или ребенок показывают серию слов, а другой ребенок на узкой бумажной ленте помечает наличие стечений согласных условными обозначениями: .(ШТ, ШК, ШП) .(СТ, СК, СП)
Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям структуры отдельного слога, особенно со стечением согласных звуков. Сенсомоторные трудности детей учитывать, тщательно прибегая к привлечению разных видов зрительного, слухового, тактильного анализаторов, исходя из принципов индивидуального подхода и "от простого к сложному" на всех этапах работы.
Результаты работы показывают, что при активизации речевых центров у детей значительно возрастает объем внимания, памяти, исправляется звукопроиз- ношение, обогащается словарь, дети обретают навыки звукового и звукослого- вого анализа и синтеза слов.
Список литературы.
1)Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", Москва, "Просвещение", 1990.
- С.А.Миронова, "Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях", Москва, "Просвещение", 1991.
- "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, Москва, "Просвещение", 1990.
- Г.А.Волкова, "Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий)", Санкт-Петербург, "Сайма", 1993.
- Г.А,Волкова, "Логопедическая ритмика", Москва, "Просвещение", 1985.
- Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, "Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии", Санкт-Петербург, "Образование", 1994.
- "Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции" под ред.А,А,Ланцова, Ю.И.Кузьминой, Санкт-Петербург, НИИ уха, горла, носа и речи, 1994.
- В.И.Селиверстов, "Речевые игры с детьми", Москва, "Владос", 1994,
- А.К.Бондаренко, "Словесные игры в детском саду", Москва, "Просвещение", 1974.
- Г.С.Швайко, "Игры и игровые упражнения для развития речи", Москва, "Просвещение", 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи при помощи компьютерных технологий» (методическая разработка)
Методическая разработка с электронной поддержкой в виде презентаций и flash – роликов предназначена для включения в систему коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими ре...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Учебно-методические материалы...
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Слог – это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом Слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи...
Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи посредством логоритмики
Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи посредством логоритмики...