Приемы исправления нарушений произношения заднеязычных звуков [К], [Г], [Х].
статья по логопедии
В коррекционно-логопедической работе по преодолению недостатков звукопроизношения любой группы звуков выделяют три основных этапа:
I. Подготовительный - включает в себя развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука и артикуляционную гимнастику.
II. Основной – включает в себя:
- Постановку звука.
- Автоматизацию звука.
-Дифференциацию формируемого звука и смешиваемых с ним в произношении звуков.
III. Заключительный.
На данном этапе идет закрепление навыка произношения формируемого звука в разных видах самостоятельной речи детей и в различных коммуникативных ситуациях.
При работе по формированию правильного звукопроизношения важно задействовать все четыре анализатора, имеющих непосредственное отношение к становлению речи: речеслуховой,зрительный,речедвигательный и тактильный.
Нарушение произношения заднеязычных звуков предрасполагает:
- Аномалиями строения органов речевого аппарата. Высокое и узкое твердое и мягкое небо.
- Нарушение фонематического слуха.
- Слабость отдельных мышц языка.
- Нарушение иннервации мышц языка.
- Незначительное снижение физического слуха.
Недостатки произношения звуков [к],[к’]носят название каппацизма,
[Г], [Г’] – гаммацизма,
[Х], [Х’] – хитизма,
Разновидности дефекта связанные с заменой заднеязычных звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.
Постановка заднеязычных звуков.
Когда у ребенка нарушено произношение всех твердых заднеязычных звуков, сначала ставится звук [х], затем [к], после этого [г].
Если возникают трудности с постановкой звука [х], можно попытаться поставить звук [к], затем, опираясь на правильное произношение этого звука - звук [х].
Работа над звуками [К], [К’].
1. Постановка звука [К] по подражанию.
Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ])«Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом.
2. Постановка звука [К] на вдохе.
Предложить ребенку «всосать язык» или «зевнуть», имитировать храп. Показать как это нужно сделать, при этом на вдохе произносить слоги близкие по звучанию [ка-ка-ка]. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе.
3. Постановка звука [К] от правильного [Х].
Предложить ребенку во время длительного произнесения звука [х] зажать щель, «поставить точку», перекрыть поток воздуха. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к]. Лучше это делать после выдоха, чтобы избежать придыхательного оттенка, призвука [х] .
Работа над звуками [Г], [Г’].
1. Вызывание звука по подражанию или от звуков [к], [к’] на
тактильной основе.
Предлагаем ребенку произнести звук и [к], [к’], приложив при этом ладошку к своему горлышку, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок.
2. Постановка механическим способом от звука [д].
Многократное произнесение слога [да] и нажимом шпателя на спинку языка. Аналогично способу постановки [к] от [т].
Работа над звуками [Х], [Х’].
1. Постановка звука [Х] по подражанию.
Имитируем смех. Смеяться надо после выдоха (плечи опущены, негромко, низким голосом. Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха. В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО, ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ.
2. Постановка звука [Х] от [К].
Предлагаем ребенку длительно и внятно, не отрывая язычка от неба
произнести звук [к]. Получится звукосочетание [кх-х -х]. Ребенок подставляет ко рту ладонь и «дует» в нее следующим после [к] звуком. Дальше нужно произносить звукосочетание [кх-х-ха] в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто это придаст звуку [х] большую внятность.
3. Постановка [Х] от [Х’].
Предлагаем ребенку похихикать утрированно произнося слоги [хи -хи -хи]. Продолжая произносить слоги приоткрываем рот шире, примерно на ширину пальца. Приоткрываем рот до тех пор, пока не послышится полноценный звук [х].
Постановка [К’], [Г’], [Х’].
Специфической подготовки к постановке и собственно постановки мягких заднеязычных звуков нет, так как все они являются промежуточными звуками при механическом способе постановки твердых заднеязычных звуков. Необходима лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией со сходными звуками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.
в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...
Исправление нарушений произношения звука "р"
Как правило, неправильное произношение звука "р" наиболее распространённая проблема у детей дошкольного возраста. Именно на невыговаривание этого звука чаще всего жалуются родители. В презентации пока...
Методика исправления недостатков произношения заднеязычных звуков [К], [К\'] у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Наиболее простыми звуками речи являются заднеязычные (К, Г, Х). Однако, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нередко страдает именно эта группа звуков в виде их полного отсутствия, замен или искаж...
Исправление нарушений произношения звука [Р]
Целью данного матеиала служит постановка звука [Р]. Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [Р];-развивать кинетические и кин...
Исправление нарушений произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч.
Исправление нарушений произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч....
Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения.
Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения....
Особенности коррекционной работы при постановке заднеязычных звуков. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.
Артикуляционная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.«Накажем непослушный язычок». Кладём язык на нижнюю губу и шлёпаем его губами, произнося звукосочетания «п...