Исправление нарушений произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч.
учебно-методический материал по логопедии
Исправление нарушений произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetaya_rabota.docx | 245.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий педагогический колледж»
Исправление нарушений произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч.
Зачетная работа по учебной дисциплине
«Практикум по коррекции звукопроизношения»
Кретининой Анны Александровны
Группа 4-19 ОЗО
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование
Проверила:
Преподаватель УД Практикум по
коррекции звукопроизношения
Сидорова Ольга Феликсовна
Новокузнецк 2021
Артикуляционный уклад звука “Ш”
При артикуляции звука Ш губы разомкнуты и слегка выдвинуты вперед, кончик языка поднят и загнут к нёбу, за альвеолы, однако нёба не касается, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам воздух. Воздух, проходя через небольшую щель между загнутым краем языка и нёбом, образует шум, являющийся звуком Ш. Голосовые связки разомкнуты и в образовании звука не участвуют.
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
- Зубы сближены;
- Широкий кончик языка придвинут к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель, средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам: задняя частьспинки языка поднимается и оттягивается назад;
- По середине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки ‚ поднесенной ко рту;
- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
- Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Артикуляционный уклад звука “Ж”
Артикуляционный уклад такой же, как при звуке Ш. Небольшое отличие заключается в том, что при произнесении Ж кончик языка загибается чуть сильнее (глубже), чем при произнесении Ш, и находится почти перпендикулярно твердому нёбу. Голосовые связки в образовании звука Ж участвуют.
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
- Зубы сближены;
- Широкий кончик языка придвинут к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель, средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
- По середине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки ,поднесенной ко рту;
- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
- Голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.
Артикуляционный уклад звука “Щ”
звучит как длительный, двойной звук Ш'Ш'. При артикуляции звука Щ кончик языка менее загнут к нёбу, чем при артикуляции звука Ш, и находится около альвеол. При произнесении звука Щ средняя часть спинки языка приподнимается.
- Губы выдвинуты вперед, зубы видны;
- Зубы сближены;
- Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;
- Посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
- Мягкое небо приподнято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Артикуляционный уклад звука “Ч”
Звук Ч является более сложным смычно-щелевым звуком, состоящим из двух последовательно произносимых согласных Т' и Ш'. Базовым для этой группы согласных является звук Ш.
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
- Зубы не смыкаются;
- Кончик языка вместе со спинкой образует смычку © верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;
- Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту. как толчок воздуха;
- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- Голосовые складки не напряжены, раздвинуты. Голос не образуется.
Сигматизм бывает следующих видов:
Межзубный сигматизм- кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;
Боковой сигматизм- боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;
Носовой сигматизм- встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии(парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость
Парасигматизм
Призубный парасигматизм
Призубный парасигматизм: [ш] заменяется на [т] (шапка — тапка), [ж] заменяется на [д] (жук — дук). Предрасполагающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.
Губно-зубной парасигматизм
Губно-зубной парасигматизм: [ш] заменяется на [ф] (шапка — фапка), [ж] заменяется на [в] (жук — вук). Предрасполагающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.
Шипящий парасигматизм
Шипящий парасигматизм (нижнее произношение) шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминающий [щ] (ш’апка). Предрасполагающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.
Свистящий парасигматизм
Свистящий парасигматизм: [ш] заменяется на [с] (шапка — сапка), [ж] заменяется на [з] (жаба — заба). Предрасполагающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
Первое правило – упражнения идут от простого к сложному. Сначала дают ребенку усвоить одно, на следующий день второе и так доводят до полного комплекта. Нельзя торопиться, так как иначе не получится добиться хорошего выполнения.
Сначала дошкольник будет выполнять долго, с трудом и небольшими ошибками. В этом нет ничего страшного, постепенно он освоится. Но нельзя давать ему расслабляться и работать как попало.
Второе правило – все выполняется перед зеркалом с хорошим освещением. Зрительный анализатор позволяет ребенку контролировать себя, формировать представление о том или ином упражнении. Тактильные ощущения формируются чуть позже, поэтому необходимо делать все с опорой на зеркало.
На начальном этапе все выполняют в медленном темпе. Дошкольник только добивается того или иного положения, не стоит торопить его.
Во время выполнения ошибки нужно сразу исправлять. Внимание ребенка акцентируют на происходящем, предлагая понять, что он сделал неправильно. Нельзя ругать и отчитывать его, только мягко поправлять.
Количество повторов динамических упражнений от 2 до 10. Статистические позы удерживают на счет до 5. Необходимо добиваться правильного выполнения.
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки должна выполняться каждый день. Иначе постановка звуков затянется на долгие года. Поэтому в интересах родителей ускорить этот процесс.
Комплекс разбивают на блоки и проводят в разное время дня. Игровой прием: картинки-символы наклеивают на большой кубик. Какая сторона выпадет, такое действие и нужно сделать.
На начальном этапе можно помочь механическим способом. Шпателем поднимают язык, массируют, удерживают в распластанном состоянии.
Артикуляционная гимнастика для звука [Ш] направлена на выработку подъема языка, расслабление:
- «Месим тесто». Для него необходимо открыть рот, положить язык на нижнюю губу, аккуратно пошлепать его верхней губой или мягко прикусывать, произнося «пя-пя-пя».
- «Вкусная конфетка». На кончик языка кладут кусочек ириски, предлагая приклеить его к альвеолам.
- «Грибочек». Нужно улыбаясь, приоткрыть рот, широкий и распластанный язык приклеить к верхнему небу. Удерживать в такой позиции 5 секунд.
- «Чашечка». Рот открыт, язык распластан на нижней губе. Необходимо поднять его боковые края так, чтобы получилась «чашечка». Позу удерживают 5 секунд.
- «Вкусное варенье». Язык принимает форму «чашечки» и аккуратно облизывает верхнюю губу.
- «Фокус». Для него понадобится крохотный кусочек ватки, который кладут на кончик носа ребенка. Он высовывает язычок «чашечкой» и пытается сдуть ватку.
- «Бублик». Необходимо округлять губы, слегка выдвигая их вперед. Позу удерживают 5 секунд. Можно добавить «вишенку» − полностью сжатые.
Для артикуляционной гимнастики для звука [Щ] и [Ч] добавляют к основному комплексу несколько упражнений:
- Первое — это «Лопаточка». Широкий язык кладется на нижнюю губу, удерживают позицию 5 секунд.
- Второе упражнение – «Лошадка». Ребенок цокает языком. Рот открыт, язык присасывается к небу, резко опускается.
- Третье упражнение – «Почистим зубки». Рот открыт, кончик языка трогает каждый зуб.
Для каждого случая логопед подбирает комплекс упражнений. Он позволит эффективно решить проблему.
Игры и пособия на развитие мелкой моторики
«Божьи коровки на травке»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Оборудование: скорлупа грецких орехов, окрашенная под вид божьих коровок, коврик с тактильной поверхностью.
Ход игры:
«Прошагай» пальчиками правой, а затем левой руки по божьим коровкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Мы – божьи коровки,
Сидим на траве.
Ой, дождик начинается,
И мы быстрей спасаемся!
«Украшаем шторы», «Модная улитка»
Цель: развитие мелкой моторики и творческого начала, тренировка пространственного мышления.
Оборудование : картинки с изображением штор, улитки, цветные шнурки, пластиковые трубочки.
Ход игры:
Нарисуй картину шнурками! Посмотри, как это похоже на вышивание, но вместо пяльцев – красивая картинка и пластиковые трубочки с отверстиями, куда продеваются разноцветные нити.
У меня в руках шнурок,
Очень хитренький браток!
Скользкий и упрямый,
Озорной тот самый!
«Разложи фасоль в цветочки»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: пластинка, резиновые (медицинские) пробки, фасоль.
Ход игры:
Посмотри внимательно на цветы. Заполни цветочки фасолинками.
Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!
Игры и упражнения для развития речевого дыхания
В каждом упражнении внимание ребенка направляется на спокойный, ненапряженный выдох, обязательно нужно следить, что бы щеки у ребенка не надувались, если не получается. то можно щечки держать руками. Формирование направленной воздушной струи. “Снежок” Формирование направленной воздушной струи. На ладонь ребенка положить"Снежинку" (ватный или бумажный шарик), набираем воздух через нос, губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать. Упражнение повторять не более 4-6 раз.
"Кораблик". Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Вам понадобится бумажный кораблик. Пустить на столе, если есть возможность. то можно в тазе с водой, пустить легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки.
"Чей пароход лучше гудит?" Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?" Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова. - Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание мыльных пузырей, шариков и резиновых игрушек.
НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ: -речь на вдохе; -аритмия дыхания; -укороченный выдох; -нерациональное использование воздуха; -встречное дыхание. Необходимо формировать диафрагмальное реберное дыхание. . Задачи: 1.Выработка диафрагмально – реберного дыхания (вдох и выдох осуществляется при учас тии диафрагмы и грудных ребер, при этом верхние отделы грудной клетки и плечи дол- жны быть неподвижны). 2. Воспитание свободного, плавного, удлиненного выдоха. 3.Воспитание умения делать правильно глубокий полноценный вдох. 4.Развивать умение направлять выдох. 5.Воспитывать умение правильно рационально использовать выдох. 6.развивать умение на одном выдохе произносить звуки, слова, предложения. 7.Развивать длительный речевой выдох. 8.отрабатывать паузы. 9.Воспитание правильной осанки.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.
Ребенок дует на игрушки типа «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум» и т.п.
Ребенок поддувает легкие предметы (полоски бумаги, комки ваты, шарики от пинг- понга и т.п.)
Надувание воздушных шариков ( или пускание мыльных пузырей).
- Ребенок делает вдох носом, выдох – ртом.; - Краткий глубокий вдох и медленный выдох; - медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох; - глубокий медленный вдох и выдох узкой струей; - глубокий вдох и выдох несколькими порциями; - глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями; - глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти (шести, семи). -исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони - на одном выдохе – усиление и ослабление звука упражнение «Гудок» - гудок приближается и удаляется: м-м-М-М-м-м. - на одном выдохе – усиление и ослабление зву ка упражнение «Вой ветра»: в –в –В –В -в- в. - упражнение «Свеча»: медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей. - упражнение « Погаси свечу» - ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов – толчков: фу- фу- фу. - упражнение «Пузырь» надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул:ш-шш-ш (руки разводят в стороны) (хлопок) - упражнение «Пильщики» Зажужжала пила, завизжала , как пчела. Жик- жик-жик-жик. Лопнула и стала, начинай сначала. - упражнение « Шарик» Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик _ лоп! Ш- Ш- Ш - упражнение «Пчелки» глубокий вдох – на выдохе громко считаем до тех пор, пока не кончится воздух Как –то раз пчела мед в улей принесла ( глубокий вдох) раз пчела, два пчела…
А)Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3 – 5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается).
- то –же , только гласный звук «У»; - \-\, только гласный звук «И»; - \-\, только гласный звук «О». Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков 1. «Тишина» 2. «Лес шумит» 3. «Гуси» 4. «Пчелы и медвежата» 5. «Мухи в паутине» 6. «Пчелы собирают мед» 7. «Поезд» 8. «Воробушки» 9. «Договори словечко» | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.
в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...
Исправление нарушений произношения звука "р"
Как правило, неправильное произношение звука "р" наиболее распространённая проблема у детей дошкольного возраста. Именно на невыговаривание этого звука чаще всего жалуются родители. В презентации пока...
Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']
Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']...
Нарушение произношения шипящих и свистящих звуков. Методы и приемы работы. Буклет.
В буклете представлен обзор основных видов нарушений произношения шипящих и свистящих звуков и освещены приемы постановки данных звуков . Буклет-памятка создана в помощь начинающим логопедам....
Приемы исправления нарушений произношения заднеязычных звуков [К], [Г], [Х].
В коррекционно-логопедической работе по преодолению недостатков звукопроизношения любой группы звуков выделяют три основных этапа: I. Подготовительный - включает в себя развитие сл...
Исправление нарушений произношения звука [Р]
Целью данного матеиала служит постановка звука [Р]. Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [Р];-развивать кинетические и кин...
« Нарушения произношения шипящих звуков Ш и Ж».
В материале описаны основные нарушения звукопроизношения шипящих звуков....