Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения.
учебно-методический материал по логопедии
Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznovidnosti_narusheniiy_zvukoproiznoshenia.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения.
Звук | Разновидность нарушений произношения звука |
Недостатки произношения свистящих (С, СЬ) звуков называют сигматизмом. (Искажения называют сигматизмом, замены – парасигматизмом). Виды сигматизма:
| При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук С. Если звук С произносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает логопату произносить звук С вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными А, О, У, Ы в прямых и обратных слогах. |
2. Губно-зубной сигматизм | При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звук С при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если логопат не воспроизводит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает произносить звук С в этом положении. Затем, когда изолированно звук С звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придерживая пальцами нижнюю губу), а затем без нее. |
3.Призубный сигматизм | При призубном сигматизме логопед может применять два приема: 1) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель; 2) предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) С. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука С и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками Л и Ц. |
| Исправление шипящего сигматизма осуществляется с помощью приема, указанного в пункте при описании исправления призубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука С в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически. |
встречается в двух формах: 1) голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху; 2) спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. | При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звук С. Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука С закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным. |
| При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка. Достигнув шепелявого произношения звука С, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука С на правильном выдохе - воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым С. Применяемый некоторыми логопедами прием - зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма - чаще всего не дает необходимого эффекта. |
Парасигматизмы свистящих звуков проявляются чаще всего в следующих заменах:, с – т, с – ф, с- с’ | |
[З] Недостатки произношения свистящих (З, ЗЬ) звуков называют сигматизмом. (Искажения называют сигматизмом, замены – парасигматизмом). Виды сигматизма: 1. Межзубный сигматизм. 2. Губно-зубной сигматизм. 3. Призубный сигматизм. 4. Шипящий сигматизм. 5. Боковой сигматизм встречается в двух формах: 1) голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху; 2) спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. 6. Носовой сигматизм. Парасигматизмы свистящих звуков проявляются чаще всего в следующих заменах з – д, з – в, з - з’, з – с. | Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука С почти всегда распространяются на произношение звука З, к исправлению этого звука следует приступать только после постановки звука С. Если логопат не озвончает звук З, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания З, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого З и глухого С. |
[Ц] Недостатки произношения свистящих (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц) звуков называют сигматизмом. (Искажения называют сигматизмом, замены – парасигматизмом). Виды сигматизма: 1. Межзубный сигматизм. 2. Губно-зубной сигматизм. 3. Призубный сигматизм. 4. Шипящий сигматизм. 5. Боковой сигматизм встречается в двух формах: 1) голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху; 2) спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. 6. Носовой сигматизм. Парасигматизмы свистящих звуков проявляются чаще всего в следующих заменах: ц – с, ц – т. | Для произнесения звука Ц логопед предлагает произносить подряд звуки Т и С сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука Т к С (ТС). Четкое представление о том, что звук Ц является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку С предшествует взрыв (Т). Многократным сопоставлением слогов ац и ас достигается четкая дифференциация простого С и составного Ц. |
[Ш] Недостатки произношения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков называют сигматизмом. (Искажения называют сигматизмом, замены – парасигматизмом). Виды сигматизма: 1. Межзубный сигматизм. 2. Губно-зубной сигматизм. 3. Призубный сигматизм. 4. Шипящий сигматизм.. 5. Боковой сигматизм встречается в двух формах: 1) голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху; 2) спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. 6. Носовой сигматизм. Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: ш – с; ж –ш; щ - ш; ч – щ. | При постановке звука Ш логопед предлагает логопату произносить длительно смягченный СЬ или слог ОСЬ и в это время, так же как при постановке звука Ч, поднимает шпателем или зондом кончик его языка к верхним альвеолам, отчего получается ШЫИ или звук Ш. Вначале этот звук закрепляют в прямых слогах, затем в обратных, далее в словах и фразах. Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ, С и Ш. Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков. Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-и, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ. |
[Ж] Недостатки произношения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков называют сигматизмом. (Искажения называют сигматизмом, замены – парасигматизмом). Виды сигматизма: 1. Межзубный сигматизм. 2. Губно-зубной сигматизм. 3. Призубный сигматизм. 4. Шипящий сигматизм.. 5. Боковой сигматизм встречается в двух формах: 1) голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху; 2) спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. 6. Носовой сигматизм. Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: ш – ж; ж – з. | Недостатки произнесения звука Ж можно устранять следующим образом. Логопед предлагает логопату произносить звук С и в это время, подводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы; при таком положении вместо З слышится звук Ж. Логопед постепенно приучает логопата удерживать язык в таком положении. При этом, чтобы обеспечить необходимое выдвижение губ, логопед слегка нажимает на углы его рта. В дальнейшем логопат закрепляет правильное произношение звуков ш и ж в слогах, словах и фразах, контролируя при помощи зеркала положение своих губ и языка. Кроме того, он выполняет устные и письменные упражнения на дифференциацию этих звуков и свистящих. |
[Щ] Недостатки произношения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков называют сигматизмом. (Искажения называют сигматизмом, замены – парасигматизмом). Виды сигматизма: 1. Межзубный сигматизм. 2. Губно-зубной сигматизм. 3. Призубный сигматизм. 4. Шипящий сигматизм.. 5. Боковой сигматизм встречается в двух формах: 1) голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху; 2) спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. 6. Носовой сигматизм. Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: щ - с’, ш, т; ч – щ, т’, с. | Постановка звука щ различными способами.1. По подражанию: - ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (шипит маленькая змея и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения. 2. От артикуляционного уклада: - ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук. 3. От опорного звука: - ребенку предлагается длительно произносить звук Ч – Ч Щ Щ Щ… 4. От опорного звука с механической помощью: - ребенку предлагается произнести слоги СИ - АСЬ, шпателем слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад, в результате должен получиться звук Щ. Исправление нарушений произношения звука Щ Ребенку предлагается произнести долгий звук Ш, в это время логопед продвигает уголки губ, получается звук Щ. |
[Ч] Недостатки произношения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков называют сигматизмом. (Искажения называют сигматизмом, замены – парасигматизмом). Виды сигматизма: 1. Межзубный сигматизм. 2. Губно-зубной сигматизм. 3. Призубный сигматизм. 4. Шипящий сигматизм.. 5. Боковой сигматизм встречается в двух формах: 1) голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху; 2) спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. 6. Носовой сигматизм. Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: Ч – Ш. | При постановке аффрикаты Ч логопед предлагает логопату произносить слог АТЬ и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога АТЬ слышится АЧ, вместо ОТЬ - ОЧ, вместо УТЬ - УЧ и т. д. По мере того как логопат закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков С и Ц. |
[Р] Недостатки произношения звуков Р, РЬ называют ротацизмом, замены звуков Р, РЬ – параротацизмом. Виды ротацизма 1. Губно-губное, или «кучерское» произношение, при котором губы вибрируют как в звукоподражании тпру. 2. Одноударное произношение. В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов. 3. Боковое произношение. При этом виде произношения различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка. 4. Картавое, или горловое произношение. Выделяются два его подвида: велярное Р, которое образуется вибрацией мягкого нёба, и увулярное, при котором вибрирует маленький язычок. 5. Носовое произношение, когда звук Р с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос. Звук Р чаще всего заменяется следующими звуками: л, л’, ј, д, г, в. | В большинстве случаев для получения правильной артикуляции звука Р необходимы подготовительные упражнения, которые условно можно распределить на два вида. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемый фрикативный Р, артикулируемый при том же положении языка, что и нормальный, но пока без вибрации. Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние Ш и Ж, получить фрикативный Р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему Ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативный Р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель. Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука Д, артикулируемого особым образом - при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже - с деснами верхних резцов или даже с альвеолами. Упражнение может состоять вначале из двух - и трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд... ддд, ддд, ддд...), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД дД дД, ддД, ддД, ддД...) и далее из многократного повторения звука д как равномерного (ддддддд...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии (ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного, а или ы (дда, дда, дда... дды, дды, дды... ддда, ддда, ддды... ддды...). Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного Р под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо зонда может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ваткой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно. После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения Р, неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый Р, то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким Р'. Если же вначале получится мягкий Р', то параллельно с его закреплением следует начать работу над твердым Р. |
[Л] Недостатки произношения звуков Л, ЛЬ называют ламбдацизмом, замена звуков Л, ЛЬ – параламбдацизмом. Виды ламбдацизма: 1. Губно-губное произношение, напоминающее звук у. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости. 2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости. 3. Межзубное произношение. При этом виде ламбдацизма кончик языка находится между зубами. 4. Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук Л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка. 5. Носовое произношение. При этом виде ламбдацизма мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается до мягкого нёба, воздух уходит в нос, слышится очень неприятный гнусавый звук. К параламбдацизму относятся все замещения твердого или мягкого звука Л другими звуками: в, у, р, д, ы, н, л’. | Для исправления ламбдацизма используются следующие приемы. Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно А или Ы. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный Л, на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение. Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласным А: сначала в закрытом слоге (АЛ), затем между гласными (АЛА) и, наконец, в открытом слоге (ЛА). Далее вводятся слоги с гласными Ы, О, У (ала, алы, ало, алу, ла, лы, лу и т. д.). В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только Л, но и его мягкую пару - ЛЬ, исправление первого звука служит надежной базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда (ЛИ, ЛЕ), а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих ЛИЛ' (ла-ля, ло-лё, лу-лю). После того как будет достигнута правильная артикуляция звука Л и проделаны упражнения по его закреплению на материале слогов, слов и фраз, в случаях параламбдацизма необходимо провести ряд упражнений, направленных на выработку дифференциации вновь усвоенного звука и того, которым он ранее заменялся. |
[К] Недостатки произношения звуков К и КЬ носят название каппацизма. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменых этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом. Встречаются три основных вида каппацизма. Особенность первого вида состоит в том, что вместо звука к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука К на звук Г ("тапуста", "рета", "паут"). В третьем случае взрывной звук К заменяется фрикативным Х ("хапуста", "реха", "паух"), что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм. Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки. | Исправление каппацизма. Если не удается исправить К на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом, прибегают к механическому способу постановки К от К с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо ГО получается ГЯ. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо ГА должно получиться КЯ. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый К. Проводя упражнения на закрепление звука К в слогах и словах, логопед должен следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (КЕ, КИ) смычка языка с нёбом перемещалась вперед. В противном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый К переходит в мягкий КЬ. Добившись правильного произношения звука К, можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару - КЬ. В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм, выражающийся в замене звука К на тили Х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука к, и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем. |
[Г] Недостатки произношения звуков Г и ГЬ носят название - гаммацизма. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменых этих звуков какими-либо другими, называются парагаммацизмом. Недостатки произношения звука г в общем аналогичны рассмотренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних случаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других - южнорусский г, представляющий собой как бы озвонченный х, в-третьих - гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибрацией голосовых связок (украинский звук г). Встречается также - чаще у детей дошкольного возраста - пара-гаммацизм в виде замены г звуком д ("дуси", "рода" вместо гуси, рога). | Если ребенок правильно произносит звук К (изначально или в результате исправления каппацизма), то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличия звука Гот его глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха. Можно взять в качестве аналогов такие пары слогов, как афа-ава, аса-аза, аша-ажа, ana-аба, ата-ада, и на этой основе получить пару ака-ага. Ребенок должен произнести эти слоги вслед за логопедом, контролируя и у себя, и у него звонкость парных фонем с помощью руки, приложенной к шее. Если описанные приемы не приведут к цели, следует воспользоваться механическим способом постановки звука Г от Д, аналогичным тому, который был указан выше для постановки К от Т. На этот раз слог да последовательно преобразуется в слог ДЯ (первый этап), затем в ГЯ (второй этап) и, наконец, в ГА (третий этап). За первичной постановкой звука Г следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, выражающегося в замене звука Г на Д, должны быть направлены как на закрепление звука, так и на его дифференциацию с прежним заменителем. |
[Х] Недостатки произношения звуков Х и ХЬ носят название - хитизма. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменых этих звуков какими-либо другими, называются парахитизмом. Недостатки произношения звука х могут проявляться либо в нарушении нормального его звучания (хитизм), либо в замене его звуком к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми складками. Вместо халва, муха, мох слышится тогда "hалва", "муhа", "моh". Такое образование х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), несвойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку. | Исправление хитизма и парахитизма. В обоих случах следует прежде всего попытаться получить правильное произношение Х исходя из звука К и сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде КХ. В дальнейшем остается лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию упражнением. Если такой прием не приведет к цели, следует воспользоваться другим. Он заключается в постановке Х от С механическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится К от Г. Ребенка побуждают произнести слог СА, протягивая согласный звук - СССА. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо СА получается нечто среднее между СЯ и ЩА. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога СЯ в ХЯ, а при еще более глубоком нажиме получается ХА. |
[Й] Недостаток произношения звука Й (j) называется йотацизмом. Недостатки произношения звука j (Й) встречаются преимущественно у дошкольников и состоят обычно в его замене звуком Л' ("ляблоко", "обезляна", "трамваль" вместо яблоко, обезьяна, трамвай; "лёжик", "ружлё" вместо ёжик, ружьё; "любка", "игралю" вместо юбка, играю). | Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временного замеен звука Й (j) гласным И. Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа ИА, АИА, ИО, АИ, ОИ и др., несколько протягивая фонему и. Так же произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа - иаблоко; ио -иожик; аи - играй; ои - стой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут. Наконец, следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и др. Постепенно длительность гласного и сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой. Если указанный прием не приведет к цели, можно воспользоваться механическим способом постановки Й (j) от З, аналогично тому, как Х ставится от С, но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог ЗА (протягивая согласный звук) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между З'А и Ж'А. Затем шпатель продвигают несколько глубже, пока не послышится четкое ja. Подобным же образом из сочетания АЗА получается aja. Далее из сочетаний ЗО, ЗУ, ЗЕ, АЗО, АЗУ, АЗЕ получаются слоги jo(ё), jy(ю), jэ(e), аё, аю, ае и т. п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.
в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»
Рабочая программа предназначена для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих недоразвитие фонетического строя речи...
Статья «Нарушение произношения отдельных звуков у детей и роль родителей в овладении звуком»
Своей статьёй я хочу привлечь внимание родителей к нарушению произношения отдельнызх звуков (НПОЗ). Дать разяснение к часто встречающимся вопросам или даже возмущениям родителей, такие как &laqu...
Бендикс Т.В. Презентация "Недостатки произношения свистящих звуков и приемы их постановки"
В презентация содержится материал в помощь начинающему логопеду о методах и приемах постановки свистящих звуков....
Реутина И.Н. Недостатки произношения шипящих звуков и приемы их постановки. Презентация.
Методические рекомендащии по постановке шипящих звуков....
Нарушения произношения свистящих звуков. Способы постановки свистящих (Мастер-класс для педагогов)
Актуальный методические разработки для начинающих логопедов: представлена и традиционная система и современные образовтаельные технологии коррекции звукопроизношения...
Приемы исправления нарушений произношения заднеязычных звуков [К], [Г], [Х].
В коррекционно-логопедической работе по преодолению недостатков звукопроизношения любой группы звуков выделяют три основных этапа: I. Подготовительный - включает в себя развитие сл...