Конспект занятия по обучению грамоты "Звук и буква "М""
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект по обучению грамоты, в котором прослеживаются разные методы и приёмы знакомства со звуком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
«Звук и буква М»
Составила: учитель-логопед
Осипова Марина Николаевна
Тема: «Звук и буква «М»»
Задачи:
1. Познакомить детей с согласным звуком [М], [М‘] и графическим образом буквы М.
2.Закрепить умение детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [М], [М‘].
3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком.
4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения, навыки словообразования прилагательных от существительных.
5. Развивать фонематический слух, мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.
6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву.
7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.
Оборудование: картинки с предметами со звуком «М», мягкие и твёрдые игрушки, картотека графических диктантов, разрезные картинки с разными предметами на звук «М», карта маршрута, образец печатания маленькой и заглавной букв.
Ход занятия
1.Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наши помощники: мышка и мишка. Давайте собираться в путь.
2. Работа над дыханием и голосом
Ой, ребята, посмотрите, сколько здесь разных камней, они мешают нам пройти. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.
Дидактическая игра «Назови звук».
Вот мы и добрались до нужного места. А вот и домик перед нами, наверное там живут буквы. Нам , ребята, предстоит отгадать “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадки:
Маленький рост, длинный хвост.
Серенькая шубка, острые зубки.
(Мышка.)
Правильно, ребята, это мышка. Давайте мы с вами нарисуем по клеточкам мышку.
3. Графический диктант «Мышка».
Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Педагог достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая). Вот и наша полевая мышка Мила будет нашим проводником и дальше пойдёт с нами в страну букв. Но у полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.
Перед ребятами карта, которая помогает найти маршрут в разные кладовые.
Цель: ориентировка по карте в помещении группы.
1 кладовая.
На карточках нарисованы картинки: машина, мышка, медведь, морж, малина, миска, море, мяч…
Дети называют слова, выделяя первые звуки этих слов.
Мммашина. [М] Мммедведь. [Мь]
Педагог: Да именно об этих звуках мы сегодня и будем говорить.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Вопросы по схеме:
- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)
- Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные). Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).
- А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки - звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).
-Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).
2 кладовая.
5. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Ребята, мы справились с заданием, а теперь нам надо найти путь во вторую кладовую. Дети ориентируются в пространстве.
Дети на столах работают с разрезными картинками ( составлем картинку из 2 частей): мед ,мороженое, помидоры, самолет, машина, метла, мышка, мишка.
Все картинки можно разделить картинки еще на 2 группы: слова, где звук М и МЬ встречается в начале слова - собирают на зеленый коврик; слова, где звуком М и МЬ встречаются в середине слова - на коричневый.
3 кладовая
Ребята мышка Мила устала и хочет с вами немного поиграть.. Давайте встанем в круг. Я говорю слово, а вы определяете какой звук (М) в этом слове: мягкий или твёрдый. Если мягкий, то приносим по одной твердой игрушке в корзину, а если мягкий, то мягкую игрушку. В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки.
Слова: мак, мел, морковь, миска, мост, мишка, морс, мышка.
4 кладовая
Куда же нам теперь идти, давайте посмотрим на карту и выполним ещё одно задание. Посмотрите, наши проводники что-то заскучали.
6.Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “М”.
Ребята, звуки «м и мь» мы слышим, а видим мы что? Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она – М.
Дети садятся за столы для письменных работ. Педагог показывает на карточке букву М.
: Ребята, соберите букву М из элементов, которые лежат у каждого на столе. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.
7. Пальчиковая гимнастика.
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками).
Дети конструируют букву: из камней и скрепок.
Педагог: Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Детям предлагается напечатать большую и маленькую буквы в тетрадях.
. 5 кладовая
А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, а вы показываете мне сигнальную карточку: синюю или зелёную.
8. Игра «Камень и вата»
Цель: если звук мягкий, то карточка зелёная, если твёрдый – синяя.
На полу скребется мышка,
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапу он не мыл.
Убежала в норку мышка,
Спать залег в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл.
Ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Правильно с буквой «М». Найдите на рисунке фигуры с этой буквой и раскрасьте их одним любым цветом. Что получилось?
9. Итог занятия.
Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали? Чему научились? Что было для вас трудным?
Предварительный просмотр:
МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
«Знакомство с буквой «Ф»»
Составила: учитель-логопед
Осипова Марина Николаевна
Тема: «Знакомство с буквой «Ф»»
Задачи:
1.Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'], познакомить с буквой Ф.
2. Продолжать учить детей выделять звуки [ф, ф'] в словах, развивать фонематическое восприятие, умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
3.Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза, умение выполнять звуковой анализ слов.
4. Формировать представления о родственных словах.
5. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие.
5. Воспитывать желание заниматься, любознательность и уверенность в себе.
Оборудование:
- Две куклы: Фома и Филя.
- Картинки с изображением фотоаппарата, фотографа, фотоальбома, фотографий.
- Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф'].
- Звуковые фишки: красные, синие, зелёные.
- Картинки с изображением буквы Ф, филина, ключа.
- Тетради в клетку. Простые карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)
2. Работа над родственными словами
Логопед: Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова.
Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото), как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.
3. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков
Логопед: Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).
Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)
В слове Филя – первый звук …(фь). Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)
Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?
4. Сообщение темы
Логопед: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].
5. Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух
Логопед: Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый кружок.
Логопед произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие кружки.
6. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов
Детям предлагают встать на ковер.
Логопед: Ребята, я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Логопед называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).
7. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов
Логопед: А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).
8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»
Логопед: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.
На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].
Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.
9. Физминутка
Логопед: Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
10. Определение места звуков [ф, ф'] в слове
Логопед: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова.
(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)
11. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза
Логопед: Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.
Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.
Логопед бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т.д.)
Затем логопед предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.
(Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка …)
12. Знакомство с буквой Ф
Логопед: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.
Логопед показывает картинку с изображением буквы Ф.
Логопед: На что похожа буква Ф?
(Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, логопед показывает картинки-символы и читает стихи:
– Филин, два огромных глаза,
Букву Ф напомнит сразу.
– Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
– Филя ходит – руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Логопед: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
13. Печатание буквы Ф
Логопед: Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.
Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.
14. Запись слогов в тетради
Логопед: Вы научились писать букву Ф.
Филя и Фома предлагают вам попробовать записать слоги. Филя просит написать слог АФ.
Какой первый звук в слоге АФ? Какой буквой мы обозначим звук А? Запишите ее. Какой второй звук в слоге АФ? Какой буквой он обозначается? Напишите букву Ф рядом с буквой А. Прочитайте, какой слог у вас получился?
Фома просит записать слог ФО. Какой первый звук в слоге ФО? А второй? Пропустите одну клетку и запишите слог ФО.
Молодцы, а теперь найдите все буквы «Ф» на картинке.
15. Итог
Логопед: Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?
Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.
Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...
Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л
Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...
Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»
Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"
конспект занятия в средней группе...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки, буквы С-Ш
Конспект занятия по обучению грамоте на различение звуко и букв С-Ш....