Проект "Перелетные птицы".
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Цель: Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у старших дошкольников с ОНР на материале лексической темы "Перелетные птицы".
Целевая аудитория: дети 5-7 лет с ОНР III уровня, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proptits.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ «Свердловский ЦО»
Проект на тему:
«Перелетные птицы»
Целевая аудитория:
Дети старшего дошкольного возраста ТНР,
учитель-логопед, воспитатели, родители.
Разработчик:
Астахова Мария Владимировна,
учитель-логопед
Всеволожский район ЛО
2020
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТАНазвание проекта | «Перелетные птицы» |
Руководитель проекта | Астахова Мария Владимировна |
Консультанты (если есть) | – |
Состав и возраст проектной группы | Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети 5-7 лет с ОНР. |
Срок реализации | Краткосрочный (1 неделя) |
Типология проекта | Внутриучрежденческий, познавательно-речевой |
Образовательные области | Развитие речи, познание, художественно-эстетическое развитие. |
Актуальность | Работая со старшими дошкольниками с ОНР мы пришли к выводу, что дети не всегда могут правильно назвать перелётных птиц, путают зимующих и перелётных птиц. Воспитанники испытывают сложности при составлении описательного рассказа о птицах. Вследствие этого, было решено реализовать проект «Перелётные птицы». |
Цель проекта | Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи на материале темы «Перелетные птицы». |
Задачи проекта | Уточнять, расширять и закреплять словарь семантического поля «перелетные птицы». Уточнять знания детей о перелетных птицах, об их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств. Расширять и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания. Закреплять умение распознавать птиц по величине, окраске, контурному и силуэтному изображению. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор. Развивать связную речь. |
Этапы и характеристика деятельности участников проекта. | Аналитический этап: выявление уровня сформированности представлений о перелетных птицах. Подготовительный этап: определение учителем-логопедом темы, цели и задач, содержания проекта; прогнозирование результата. Родители: подбор иллюстративного материала. Дети: предложили итоговый продукт проекта – книгу о перелетных птицах. Основной этап: разработка системы интеграции образовательной деятельности познавательного характера с коррекционным направлением развития детей. Итоговый: создание книги-описания о перелетных птицах (родители, дети). |
Методические рекомендации | Педагогическая задача воспитания состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком информации, а дать возможность самому овладеть знаниями в ходе специально организованных занятий, дидактических игр, упражнений. Развивать умение слушать и слышать, грамматически верно излагать свои мысли, дружелюбно относиться друг к другу. |
Предполагаемые итоговые продукты проекта и ожидаемые результаты | Дети знают и называют перелётных птиц, рассказывают об особенностях внешнего вида, приспособлении к среде обитания. Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие. Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы. Воспитанники умеют образовывать прилагательные способом словосложения, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных на материале лексической темы «Перелетные птицы». Итоговый продукт: книга «Перелетные птицы». |
Рабочее планирование проекта | Подготовительный: Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации. Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, образовательной, самостоятельной деятельности детей. Подготовить и разместить в логопедическом уголке консультацию для родителей: «Тема Перелетные птицы – играем с детьми». Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий. Выявление уровня сформированности знаний по данной теме. Содержательный: Реализация проекта в областях: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное; в коррекционной работе с детьми. Составление описательных, творческих рассказов детьми. Организация выставки творческих работ на тему: «Перелетные птицы» (совместная работа детей и родителей). Итоговый: Обработка результатов по реализации проекта. Презентация проекта «Перелетные птицы» родителям. |
Необходимое оборудование: | Специальная методическая литература, настольно-печатные, дидактические игры, компьютер, мультимедийная система, предметные картинки, фотоаппарат. |
Презентация | Презентация хода проекта. Оценивание результатов. |
Портфолио проекта | Рабочие материалы, фотоматериалы, итоговый продукт. |
2. ХОД ПРОЕКТА
Этап работы над проектом | Продолжительность | Место работы обучающихся (очная, дистанционная) | Содержание работы обучающихся | Выход этапа |
Организационно-подготовительный | 1 день | Очная | Принимают задачу проекта. Предлагают средства реализации и итоговый продукт. | Создание развивающей среды, подбор наглядно – дидактического материала, методической и художественной детской литературы, составление плана, постановка цели, задач, прогнозирование результатов. |
Основной | 1 неделя | Очная | Ежедневная коррекционная работа: развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики; развитие речевого выдоха; развитие умения изменять высоту голоса; работа над координацией речи с движением. Воспитателями получены задания: проведение дидактических игр и игр малой подвижности; проведение пальчиковой гимнастики, чтение художественной литературы; организация игр на развитие лексико-грамматических категорий; проведение бесед о перелетных птицах. | Проведение учителем-логопедом занятий по расширению и активизации словарного запаса; развитию грамматического строя и связной речи у детей. Изготовление педагогами наглядно-информационного материала. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей. |
Заключительный | 1 день | Составление описательного рассказа о перелетной птице. | Соотношение целей и результатов проекта. Подготовка фотоотчета о проделанной работе. |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный этап:
Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности: к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы, недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. Отклонения в формировании речи обуславливают специфические особенности психофизиологического развитие ребенка: недостаточная устойчивость внимания, отставание в развитии словесно-логического мышления, быстрая истощаемость процессов воображения, недостаточный объем сведений об окружающем мире, недоразвитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления качественного улучшения системы его речевого развития. Одним из новых форм методов обучения и воспитания детей является технология проектирования. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников.
2. Основной этап:
ПОНЕДЕЛЬНИК:
Лексико-грамматическое:
«Перелетные птицы и их птенцы»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме.
Уточнение представления об осенних приметах. 3акрепление навыка согласования числительных с именами существительными. 3акрепление навыка образования прилагательных-антонимов. 3акрепление навыка образования множественного числа существительных в именительном падеже. Формирование навыка работы с деформированной фразой, расстановки слов в нужном порядке. Формировать навык образования притяжательных прилагательных.
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка «Птицы»
Цель: закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание; воспитывать сдержанность, усидчивость; расширять знания по теме «Перелетные птицы» и синтезировать их с темой «Осень»; развивать слуховое и зрительное внимание; воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.
ВТОРНИК:
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Перелетные птицы».
Цель: развивать творческую фантазию; учить рисовать птиц в полете, закреплять навык умения рисовать красками; развивать тонкие движения мелкой моторики рук; развивать зрительное восприятие и внимание.
Фонетико-фонематическое развитие:
Тема: Звук и буква Т.
Цель: учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Т* и различать их. Развивать фонематический слух, развивать навыки звукового анализа и синтеза. Совершенствовать графомоторные навыки.
СРЕДА.
Речевое развитие.
Тема: «Стихи о птицах».
Цель: Формировать интерес к поэтическому слову, развивать вербальную память, выразительность речи.
развивать память, воображение, чувство рифмы.
Лексико-грамматическое:
Тема: Предложно-падежные конструкции.
Цель: расширять словарь по теме «перелетные птицы», упражнять в образовании предложно-падежных конструкций; упражнять в практическом употреблении глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени. Обучать согласованию прилагательных с существительными. Упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением; воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.
ЧЕТВЕРГ.
Речевое развитие:
Тема: Чтение и пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли».
Задачи: обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов; закреплять умение синтаксически верно строить предложения; воспитывать интерес к окружающей природе и ее обитателям.
Фонетико-фонематическое:
Тема: Звуки Т, Ть. Буква Т.
Цель: Закреплять понятие «согласный звук»; продолжать знакомить со звуками Т, ть; обучение графическому начертанию печатной буквы Т; составление сочетаний гласных согласным в обратном слоге (АТ); сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (ТА, ТО, ТИ).
ПЯТНИЦА:
Развитие связной речи:
Тема: составление описательного рассказа о перелетной птице.
Цель: Учить составлять описательные рассказы о птицах. Учить использовать сложноподчиненные предложения. Учить образовывать прилагательные способом словосложения («белокрылый» и тд.).
Ежедневная коррекционная работа:
Развитие мелкой моторики: «Перелетные птицы», «Ласточка», «Дятел», «Птицы в небе тают…», «Шла кукушка», «Вдоль по реченьке».
Упражнения для мимической мускулатуры: «Птички радуются солнцу», «Нам грустно, что птицы улетают», «Мы удивляемся, что утки остались зимовать» и др.
Развитие речевого дыхания: «Чья птичка дальше улетит», «Аист», «Гуси летят», «Птички полетели», упражнение «Сделай вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь, называй перелетную птицу».
Развитие слухового внимания: «Аисты-лягушки», «Кто летит», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию».
Упражнение на ориентирование на листе: «Птичка летит».
Упражнения на развитие лексико-грамматического строя: «Назови части тела птицы», «Образуй новое слово», «Скажи ласково», «Сколько птичек улетело», «Исправь предложение», «Скажи наоборот». «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Один - много», «Какое слово не подходит?», «Подскажи словечко», «Раздели названия птиц на части».
Развитие связной речи (чтение и обсуждение): М. Ивенсен «Падают, падают листья», Е. Благинина «Скоро белые метели», Л. Полтава «Где живут наши птицы», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
Развитие мыслительных способностей и связной речи: Журавль высоко летает, а от реки не отлетает. Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку. Соловей берет пением, а человек — умением.
3. Заключительный этап:
Изготовление книги «Перелетные птицы»
4. Оценивание результатов:
Беседа о перелетных птицах, выявляющая уровень знаний, сформированности лексико-грамматических категорий у дошкольников компенсирующей группы для детей с ТНР (дети 5-7 лет с ОНР).
5. Результат проекта:
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
- повысилась речевая активность детей;
- значительно расширился словарь семантического поля «перелетные птицы»;
- повысились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека.
-среди родителей дошкольников наблюдается заинтересованность и желание сотрудничать с педагогами ДОУ по вопросам обучения дошкольников.
6.Литература:
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.-280с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.-280с
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2002.
Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
Журавлева Н.В. Проектная деятельность старших дошкольников. М.:Учитель,2009.
Ишимова О.А. Развитие речемыслительных способностей детей. М.: Просвещение, 2009.
Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦСфера, 2016. – 176 с.
Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦСфера, 2016.
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: КАРО, 2007.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994г.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. М., 2012.
Шорыгина Т.А. Беседы о птицах с детьми 5 – 8 лет. – М.: Сфера, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....