Проект "Перелетные птицы".
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Цель: Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у старших дошкольников с ОНР на материале лексической темы "Перелетные птицы".

Целевая аудитория: дети 5-7 лет с ОНР III уровня, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proptits.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                    МОУ «СОШ «Свердловский ЦО»

Проект на тему:

«Перелетные птицы»

Целевая аудитория:

                                                          Дети старшего дошкольного возраста ТНР,

                                                         учитель-логопед, воспитатели, родители.

Разработчик:

Астахова Мария Владимировна,

учитель-логопед

Всеволожский район ЛО

2020


1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Перелетные птицы»

Руководитель проекта

Астахова Мария Владимировна

Консультанты (если есть)

 –

Состав и возраст проектной группы

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети 5-7 лет с ОНР.

Срок реализации

Краткосрочный (1 неделя)

Типология проекта

Внутриучрежденческий, познавательно-речевой

Образовательные области

Развитие речи, познание, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность

Работая со старшими дошкольниками с ОНР мы пришли к выводу, что дети  не всегда могут правильно назвать перелётных птиц, путают зимующих и перелётных птиц. Воспитанники испытывают сложности при составлении описательного рассказа о птицах. Вследствие этого, было решено реализовать проект «Перелётные птицы».

Цель проекта

Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи на материале темы «Перелетные птицы».

Задачи проекта

Уточнять, расширять и закреплять словарь семантического поля «перелетные птицы».

Уточнять знания детей о перелетных птицах, об их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях.

Развивать понимание и использование в речи грамматических средств.

Расширять и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания.

Закреплять умение распознавать птиц по величине, окраске, контурному и силуэтному изображению.

Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор.

Развивать связную речь.

Этапы и характеристика деятельности участников проекта.

Аналитический этап: выявление уровня сформированности представлений о перелетных птицах.

Подготовительный этап:

определение учителем-логопедом темы, цели и задач, содержания проекта; прогнозирование результата.

Родители: подбор иллюстративного материала.

Дети: предложили итоговый продукт проекта – книгу о перелетных птицах.

Основной этап:

разработка системы интеграции образовательной деятельности познавательного характера с коррекционным направлением развития детей.

Итоговый: создание книги-описания о перелетных птицах (родители, дети).

Методические рекомендации

Педагогическая задача воспитания состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком информации, а дать возможность самому овладеть знаниями в ходе специально организованных занятий, дидактических игр, упражнений. Развивать умение слушать и слышать, грамматически верно излагать свои мысли, дружелюбно относиться друг к другу.

Предполагаемые итоговые продукты проекта и ожидаемые результаты

Дети знают и называют перелётных птиц, рассказывают об особенностях внешнего вида, приспособлении к среде обитания. Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие. Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы. Воспитанники умеют образовывать прилагательные способом словосложения, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных на материале лексической темы «Перелетные птицы».

Итоговый продукт: книга «Перелетные птицы».

Рабочее планирование проекта

 Подготовительный:

Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации.

Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, образовательной, самостоятельной деятельности детей.

Подготовить и разместить в логопедическом уголке консультацию для родителей: «Тема Перелетные птицы – играем с детьми».

Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий.

Выявление уровня сформированности знаний по данной теме.

Содержательный:

Реализация проекта в областях: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное; в коррекционной работе с детьми.

 Составление описательных, творческих рассказов детьми.

Организация выставки творческих работ на тему: «Перелетные птицы» (совместная работа детей и родителей).

Итоговый:

Обработка результатов по реализации проекта.

Презентация проекта «Перелетные птицы» родителям.

Необходимое оборудование:

Специальная методическая литература, настольно-печатные, дидактические игры, компьютер, мультимедийная система, предметные картинки, фотоаппарат.

Презентация

Презентация хода проекта. Оценивание результатов.

Портфолио проекта

Рабочие материалы, фотоматериалы, итоговый продукт.

2. ХОД ПРОЕКТА

Этап работы над проектом

Продолжительность

Место работы обучающихся (очная, дистанционная)

Содержание работы обучающихся

Выход этапа

Организационно-подготовительный

1 день

Очная

Принимают задачу проекта. Предлагают средства реализации и итоговый продукт.

Создание развивающей среды, подбор наглядно – дидактического материала,  методической и художественной детской литературы, составление плана, постановка цели, задач, прогнозирование результатов.

Основной

1 неделя

Очная

Ежедневная коррекционная работа: развитие общей,  артикуляционной и мелкой моторики; развитие речевого выдоха; развитие умения изменять высоту голоса; работа над координацией речи с движением. Воспитателями получены задания:

 проведение дидактических игр и игр малой подвижности; проведение пальчиковой гимнастики, чтение художественной литературы; организация игр на развитие лексико-грамматических категорий; проведение бесед о перелетных птицах.

Проведение учителем-логопедом занятий по расширению и активизации словарного запаса; развитию грамматического строя  и  связной речи у детей. Изготовление педагогами наглядно-информационного материала.

Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.  

Заключительный

1 день

Составление описательного рассказа о перелетной птице.

Соотношение целей и результатов проекта.

Подготовка фотоотчета о проделанной работе.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1. Организационно-подготовительный этап:

Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности: к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы, недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. Отклонения в формировании речи обуславливают специфические особенности психофизиологического развитие ребенка: недостаточная устойчивость внимания, отставание в развитии словесно-логического мышления, быстрая истощаемость процессов воображения, недостаточный объем сведений об окружающем мире, недоразвитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

 На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления качественного улучшения системы его речевого развития. Одним из новых форм методов обучения и воспитания детей является технология проектирования. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников.

2. Основной этап:

ПОНЕДЕЛЬНИК:

Лексико-грамматическое:

«Перелетные птицы и их птенцы»

Цель: Расширение и активизация словаря по теме.

Уточнение представления об осенних приметах. 3акрепление навыка согласования числительных с именами существительными. 3акрепление навыка образования прилагательных-антонимов. 3акрепление навыка образования множественного числа существительных в именительном падеже. Формирование навыка работы с деформированной фразой, расстановки слов в нужном порядке. Формировать навык образования притяжательных прилагательных.

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка «Птицы»

Цель: закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание; воспитывать сдержанность, усидчивость; расширять знания по теме «Перелетные птицы» и синтезировать их с темой «Осень»; развивать слуховое и зрительное внимание; воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.              

ВТОРНИК:

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Перелетные птицы».

Цель: развивать творческую фантазию; учить рисовать птиц в полете, закреплять навык умения рисовать красками; развивать тонкие движения мелкой моторики рук; развивать зрительное восприятие и внимание.

Фонетико-фонематическое развитие:

Тема: Звук и буква Т.

Цель: учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Т* и различать их. Развивать фонематический слух, развивать навыки звукового анализа и синтеза. Совершенствовать графомоторные навыки.

  СРЕДА.

Речевое развитие.

Тема: «Стихи о птицах».

Цель: Формировать интерес к поэтическому слову, развивать вербальную память, выразительность речи.

развивать память, воображение, чувство рифмы.

Лексико-грамматическое:

Тема: Предложно-падежные конструкции.

Цель: расширять словарь по теме «перелетные птицы», упражнять в образовании предложно-падежных конструкций; упражнять в практическом употреблении глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени. Обучать согласованию прилагательных с существительными. Упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением; воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

ЧЕТВЕРГ.

Речевое развитие:

Тема: Чтение и пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли».

Задачи: обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов; закреплять умение синтаксически верно строить предложения; воспитывать интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Фонетико-фонематическое:

Тема: Звуки Т, Ть. Буква Т.

Цель: Закреплять понятие «согласный звук»; продолжать знакомить со звуками Т, ть; обучение графическому начертанию печатной буквы Т; составление сочетаний гласных согласным в обратном слоге (АТ); сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (ТА, ТО, ТИ).

ПЯТНИЦА:

Развитие связной речи:

Тема: составление описательного рассказа о перелетной птице.

Цель: Учить составлять описательные рассказы о птицах. Учить использовать сложноподчиненные предложения. Учить образовывать прилагательные способом словосложения («белокрылый» и тд.).

Ежедневная коррекционная работа:

Развитие мелкой моторики: «Перелетные птицы», «Ласточка», «Дятел», «Птицы в небе тают…»,  «Шла кукушка», «Вдоль по реченьке».

Упражнения для мимической мускулатуры: «Птички радуются солнцу», «Нам грустно, что птицы улетают», «Мы удивляемся, что утки остались зимовать» и др.

Развитие речевого дыхания: «Чья птичка дальше улетит», «Аист», «Гуси летят», «Птички полетели», упражнение «Сделай вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь, называй перелетную птицу».

Развитие слухового внимания: «Аисты-лягушки», «Кто летит», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию».

Упражнение на ориентирование на листе: «Птичка летит».

Упражнения на развитие лексико-грамматического строя: «Назови части тела птицы», «Образуй новое слово», «Скажи ласково», «Сколько птичек улетело», «Исправь предложение», «Скажи наоборот». «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Один - много», «Какое слово не подходит?», «Подскажи словечко», «Раздели названия птиц на части».

Развитие связной речи (чтение и обсуждение): М. Ивенсен «Падают, падают листья», Е. Благинина «Скоро белые метели», Л. Полтава «Где живут наши птицы», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

 Развитие мыслительных способностей и связной речи: Журавль высоко летает, а от реки не отлетает. Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку. Соловей берет пением, а человек — умением.

3. Заключительный этап:

Изготовление книги «Перелетные птицы»

4. Оценивание результатов:

Беседа о перелетных птицах, выявляющая уровень знаний, сформированности лексико-грамматических категорий у дошкольников компенсирующей группы для детей с ТНР (дети 5-7 лет с ОНР).

5. Результат проекта:

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

- повысилась речевая активность детей;

- значительно расширился словарь семантического поля «перелетные птицы»;

- повысились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека.

-среди родителей дошкольников наблюдается заинтересованность и желание сотрудничать с педагогами ДОУ по вопросам обучения дошкольников.

6.Литература:

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.-280с.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.-280с

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2002.

Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.

Журавлева Н.В. Проектная деятельность старших дошкольников. М.:Учитель,2009.

Ишимова О.А. Развитие речемыслительных способностей детей. М.: Просвещение, 2009.

Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦСфера, 2016. – 176 с.

Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦСфера, 2016.

Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: КАРО, 2007.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994г.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. М., 2012.

Шорыгина Т.А. Беседы о птицах с детьми 5 – 8 лет. – М.: Сфера, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....