Речевое занятие
занимательные факты по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Природа как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Проблема речевого развития детей в настоящем не остается без внимания педагогов и психологов, поскольку язык – неиссякаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Под влиянием языка совершенствуются ощущения и восприятия, обогащаются знания об окружающем мире. С помощью хорошо развитой речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества. Природа является частью окружающего мира, с которым ребенок ежедневно взаимодействует. Поэтому актуальным является изучение условий обеспечения эффективного речевого развития ребенка через природу.
Лучший путь для развития речи – впечатления, которые получают дети от общения с живыми существами в природе. В.А.Сухомлинский отмечал, что, прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, дети должны прочитать страницы лучшей в мире книги – книги природы.По его мнению, самое важное, чтобы в процессе общения с природой ребенок накопил чувственные впечатления, поскольку, как известно, дошкольник мыслит образами, а это значит, что, слушая рассказ воспитателя о путешествии капли воды, он рисует в своем воображении и серебристые волны утреннего тумана, и темное облако, и раскаты грома, и весенний дождь.
Природа – это неиссякаемый источник знаний. Основным методом познания природы и развития на этой основе языка является наблюдение, которое способствует развитию у детей любознательности и интереса к тому, что нас окружает, совершенствованию органов чувств. В процессе наблюдения у дошкольников появляются много вопросов, которые взрослые не должны игнорировать, а давать доступные пониманию детей ответы. (Например:«Из чего образуется снег?», «Кто покрасил деревья в разные цвета?). Интересы детей не должны оставаться незамеченными.
Наблюдения - является верным путем развития речи детей. Целесообразно при этом использовать устное народное творчество, детский фольклор, стихи и рассказы писателей. Пословицы и загадки, по форме, как отмечал К.Д.Ушинский, – это животрепещущее проявление родного языка, который вылетел из глубокого источника души народа. Все это, вместе с наглядными методами (использование книг с иллюстрациями явлений природы, картин, на которых изображены пейзажи, растения и животные, просмотр диафильмов и т.п.), является неисчерпаемым источником развития речи, обогащения словарного запаса, что способствует формированию общей культуры ребенка, прививает чувство любви к родному языку и бережного отношения к природе.
Пребывание в природе способствует не только развитию речи, но и нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию дошкольников, формированию таких качеств как доброта, отзывчивость,мягкость и учтивость. Поэтому необходимо максимально использовать средства природы в процессе речевого развития детей дошкольного возраста.
Важно знать!
Работа по развитию речи - это непрерывный процесс. Мы, взрослые, должны приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь глубже понять образ природы.
Чаще играйте с детьми в различные игры:
дидактические, игры - фантазии, игры - драматизации, игры - забавы, настольно- печатные игры, строительные игры, игры с природным материалом, подвижные, народные игры.
В совместной деятельности привлекайте детей к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, используйте этические беседы, создавайте ситуации о нормах поведения в природе.
По возможности развивайте представления:
- об истории цивилизации (об образе жизни человека, знакомство со сказками, легендами);
- о навыках безопасного поведения на природе;
- об основах правового сознания (усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развития чувства ответственности за другого человека, животного и растения, за свои поступки, за данное слово).
Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности детей:
- Предоставлять возможность выбора в процессе игровой деятельности;
- стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия);
- создавать условия для реализации различных видов деятельности;
- поощрять проявление детского словотворчества;
- поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
- создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными);
- овладевать в самостоятельной деятельности «языком чувств».
Особое внимание уделите интонационной выразительности речи. Этому дети могут научиться в играх-инсценировках. Проинсценируйте с ними сказки «Теремок», «Колобок»… Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных слов и фраз используйте чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе. Больше внимания уделяйте правильному пониманию слов, их употреблению в речи.
Проводите работу по активизации словаря детей с помощью названий предметов, их качеств, свойств, действий; уточняйте обобщенные понятия (овощи, деревья …); подбирайте определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).
Понаблюдайте с детьми
При наблюдении за птицами, обратите внимание на их повадки. Например, заметьте, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу.
Вышли на прогулку - спросите: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдайте, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложите повернуть лицо к ветру, отметьте, что от ветра становится холоднее.
Учите детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.
При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке - заход. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления.
Наблюдения на прогулке чередуйте с играми, трудом. Много радости доставляет детям пускание в ручейках корабликов, игры с водой и песком.
Памятка для родителей
- Избегайте двуязычия в период становления у ребёнка речи.
- Избегайте в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи.
- Особое внимание обращайте на чёткость произнесения окончания слов и предлогов.
- Постаратесь увлечь ребёнка игрой в «слова».
Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющиеся недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования и словоизменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое познавательно - речевое занятие в старшей группе "Весенняя страда"
Цель: продолжатьформировать знания о труде хлебороба, учить беречь хлеб, с уважением относится к труду хлебороба....

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"
Познавательно – речевое занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время. Учить чёт...
Конспект познавательно – речевого занятия "Вред и польза жевательной резинки"
Цель данного занятия: познакомить детей с историей жевательной резинки, влиянием её на организм человека; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру и осознанную потребность в правильном пи...

План-конспект подгруппового познавательно-речевого занятия в старшей логопедической группе для детей с диагнозом ОНР.
Тема«Зима. Зимние праздники» (обобщение).Цель. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимние праздники»....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна.
Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна. Интеграция о...