Речевое занятие
занимательные факты по логопедии (старшая группа)

Конспект нод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1605255804_5fae427c3c279.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Природа как средство речевого развития детей дошкольного возраста


Проблема речевого развития детей в настоящем не остается без внимания педагогов и психологов, поскольку язык – неиссякаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Под влиянием языка совершенствуются ощущения и восприятия, обогащаются знания об окружающем мире. С помощью хорошо развитой речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества. Природа является частью окружающего мира, с которым ребенок ежедневно взаимодействует. Поэтому актуальным является изучение условий обеспечения эффективного речевого развития ребенка через природу.

Лучший путь для развития речи – впечатления, которые получают дети от общения с живыми существами в природе. В.А.Сухомлинский отмечал, что, прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, дети должны прочитать страницы лучшей в мире книги – книги природы.По его мнению, самое важное, чтобы в процессе общения с природой ребенок накопил чувственные впечатления, поскольку, как известно, дошкольник мыслит образами, а это значит, что, слушая рассказ воспитателя о путешествии капли воды, он рисует в своем воображении и серебристые волны утреннего тумана, и темное облако, и раскаты грома, и весенний дождь.

Природа – это неиссякаемый источник знаний. Основным методом познания природы и развития на этой основе языка является наблюдение, которое способствует развитию у детей любознательности и интереса к тому, что нас окружает, совершенствованию органов чувств. В процессе наблюдения у дошкольников появляются много вопросов, которые взрослые не должны игнорировать, а давать доступные пониманию детей ответы. (Например:«Из чего образуется снег?», «Кто покрасил деревья в разные цвета?). Интересы детей не должны оставаться незамеченными.

Наблюдения - является верным путем развития речи детей. Целесообразно при этом использовать устное народное творчество, детский фольклор, стихи и рассказы писателей. Пословицы и загадки, по форме, как отмечал К.Д.Ушинский, – это животрепещущее проявление родного языка, который вылетел из глубокого источника души народа. Все это, вместе с наглядными методами (использование книг с иллюстрациями явлений природы, картин, на которых изображены пейзажи, растения и животные, просмотр диафильмов и т.п.), является неисчерпаемым источником развития речи, обогащения словарного запаса, что способствует формированию общей культуры ребенка, прививает чувство любви к родному языку и бережного отношения к природе.

Пребывание в природе способствует не только развитию речи, но и нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию дошкольников, формированию таких качеств как доброта, отзывчивость,мягкость и учтивость. Поэтому необходимо максимально использовать средства природы в процессе речевого развития детей дошкольного возраста.

Важно знать!

Работа по развитию речи - это непрерывный процесс. Мы, взрослые, должны приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь     глубже понять образ природы.

Чаще играйте с детьми в различные игры:

дидактические, игры - фантазии, игры - драматизации, игры - забавы, настольно- печатные игры, строительные игры, игры с природным материалом, подвижные, народные игры.

 В совместной деятельности привлекайте детей к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, используйте этические беседы, создавайте ситуации о нормах поведения в природе.

По возможности развивайте представления:

  • об истории цивилизации (об образе жизни человека, знакомство со сказками,  легендами);
  • о навыках безопасного поведения на природе;
  • об основах правового сознания  (усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развития чувства ответственности за другого человека, животного и растения, за свои поступки, за данное слово).

Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности      детей:

  • Предоставлять возможность выбора в процессе игровой деятельности;
  • стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия);
  • создавать условия для реализации различных видов деятельности;
  • поощрять проявление детского словотворчества;
  • поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными);
  • овладевать в самостоятельной деятельности «языком чувств».

       

    Особое внимание уделите  интонационной выразительности речи. Этому дети могут научиться в играх-инсценировках. Проинсценируйте с ними сказки «Теремок», «Колобок»… Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Для  выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных  слов и фраз используйте   чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе. Больше внимания уделяйте  правильному пониманию слов, их употреблению в речи.

 Проводите  работу по активизации словаря детей с помощью названий предметов, их качеств, свойств, действий; уточняйте  обобщенные понятия (овощи, деревья …); подбирайте определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Понаблюдайте с детьми

    При наблюдении за птицами, обратите внимание на их повадки. Например, заметьте, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу.

    Вышли на прогулку - спросите: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдайте, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложите повернуть лицо  к ветру, отметьте, что от ветра становится холоднее.

    Учите детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.

  При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке - заход. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления.

  Наблюдения  на прогулке  чередуйте   с играми, трудом. Много радости доставляет детям пускание в ручейках корабликов, игры с водой и песком.

                                    Памятка для родителей

  1. Избегайте двуязычия в период становления у ребёнка речи.
  2. Избегайте в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи.
  3. Особое внимание обращайте на чёткость произнесения окончания слов и предлогов.
  4. Постаратесь увлечь ребёнка игрой  в «слова».

     Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющиеся недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования  и словоизменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое познавательно - речевое занятие в старшей группе "Весенняя страда"

Цель: продолжатьформировать знания о труде хлебороба, учить беречь хлеб, с уважением относится к труду хлебороба....

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Конспект познавательно – речевого занятия "Вред и польза жевательной резинки"

Цель данного занятия: познакомить детей с историей жевательной резинки, влиянием её на организм человека; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру и осознанную потребность в правильном пи...

План-конспект подгруппового познавательно-речевого занятия в старшей логопедической группе для детей с диагнозом ОНР.

Тема«Зима. Зимние праздники» (обобщение).Цель. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимние праздники»....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна.

Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна.  Интеграция о...