КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции ФФНР с ребенком 6 лет Тема: Звуки [р] и [л] в связной речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Цель: Дифференциация звуков [р] и [л] в связной речи.

Задачи:

Образовательные:

1. повторить правильную артикуляцию и акустическую характеристику звука [р] и звука [л];

2. закрепить умение дифференцировать звук [р] и звук [л] в словах;

3. развить умение дифференцировать звук [р] и звук [л] в связной речи;

4. обогатить словарь по лексической теме «Цветы».

 

Коррекционно-развивающие:

1. развить грамматический строй речи: умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2. совершенствовать фонематический слух;

3. развить связную речь: умение описать картину и составить небольшой пересказ;

4. развить зрительно-пространственную ориентировку;

5. развить артикуляционную моторику;

6. активизировать речевую и интеллектуальную деятельность ребенка;

7. развить высшие психические функции: память, мышление и внимание.

 

Воспитательные:

1. воспитать усидчивость, умение слушать и выполнять задания на занятии;

2. воспитать интерес к логопедическим занятиям;

3. воспитать умение давать оценку своей деятельности.

 

Материал: предметные картинки, две корзиночки, схема цветка и счетные палочки, сюжетная картинка.

Время занятия: 30 минут

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по коррекции ФФНР с ребенком 6 лет

Тема: Звуки [р] и [л] в связной речи

Цель: Дифференциация звуков [р] и [л] в связной речи.

Задачи: 

Образовательные:

1. повторить правильную артикуляцию и акустическую характеристику звука [р] и звука [л];

2. закрепить умение дифференцировать звук [р] и звук [л] в словах;

3. развить умение дифференцировать звук [р] и звук [л] в связной речи;

4. обогатить словарь по лексической теме «Цветы».

Коррекционно-развивающие:

1. развить грамматический строй речи: умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2. совершенствовать фонематический слух;

3. развить связную речь: умение описать картину и составить небольшой пересказ;

4. развить зрительно-пространственную ориентировку;

5. развить артикуляционную моторику;

6. активизировать речевую и интеллектуальную деятельность ребенка;

7. развить высшие психические функции: память, мышление и внимание.

Воспитательные:

1. воспитать усидчивость, умение слушать и выполнять задания на занятии;

2. воспитать интерес к логопедическим занятиям;

3. воспитать умение давать оценку своей деятельности.

Материал: предметные картинки, две корзиночки, схема цветка и счетные палочки, сюжетная картинка.

Время занятия: 30 минут

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

I. Организационный момент

«Здравствуй! Проходи, садись. Положи свои ручки перед собой и внимательно меня слушай».

«Здравствуйте».

II. Введение в тему занятия

1. Повторение акустической характеристики звука [р] и звука [л]

«Давай вспомним, звуки [р] и [л] какие? Гласные или согласные?»

«Почему?»

«Какие возникают преграды?»

«Это глухие или звонкие звуки?»

«Согласные».

«Потому что при их произнесении во рту есть преграда».

«Язык и зубы».

«Звонкие».

2. Повторение артикуляции звуков [р] и [л]

«Когда мы произносим звук [р], где у нас находится язычок и что он делает?»

«Когда мы произносим звук [л], где у нас находится язычок?»

Ребёнок вспоминает правильную артикуляцию звуков.

3. Артикуляционная гимнастика

«Давай, теперь выполним веселые упражнения».

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

(Выполнение упражнений «улыбка» - «трубочка», затем их поочередное выполнение)

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

(Упражнение «качели»)

Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!

(Упражнение «часики»)

Осторожно народ:
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит.
 

(Упражнение «змейка»)

Разгадай загадку:

Уступая ветру в споре,
Увлекает судно в море.

Правильно! Давай выполним упражнение «парус»: улыбнись, широко открой рот, кончик языка поставь за верхние зубы.

Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.

(Упражнение «орешки»)

Цок-цок-цок по мостовой-

Идет лошадка к нам  с тобой.
Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

(Упражнение «лошадка»)

Ребенок выполняет упражнения по подражанию.  

Статическое упражнение удерживается 7-8 секунд («улыбка», «трубочка», «змейка», «парус»), динамическое упражнение повторить 5-6 раз («улыбка-трубочка», «качели», «часики», «орешки», «лошадка»).

«Парус»

4. Развитие фонематического слуха

Игра «Топни-хлопни»

«Я буду называть слова, если ты услышишь звук [л] в слове, то хлопни в ладоши два раза, а если звук [р], то топни ногой».

Логопед называет слова:

Ландыш, магнолия, роза, гладиолус, хризантема, астра, лютик, лилия, ирис, лопух, лотос, герань.

Ребенок слушает слова и хлопает в ладоши два раза, если слышит звук [л], и топает ногой, если слышит звук  [р].

5. Закрепление умения дифференцировать звуки [р] и [л] в словах

«Посмотри на картинки. Распредели в одну корзинку цветы, в названии которых есть звук [р], а в другую со звуком [л]».

Логопед выкладывает перед ребенком предметные картинки:

[р]: ромашка, ирис, нарцисс, клевер, роза, астра.

[л]: тюльпан, колокольчик, ландыш,  лютик, фиалка, лилия.

Ребенок распределяет цветы по корзинкам и называет.

6. Развитие глагольного словаря на лексическую тему «Цветы»

«Теперь я буду называть неполные предложения, а ты их закончи».

 

Логопед называет предложения:

Выращенные лилии ножом (что делают?)…

На клумбе нарциссы (что делают?) …

Из лейки астры (что делают?)…

Удобрениями фиалки (что делают?)…

В букет ромашки и лютики (что сделали?)…

«Выращенные лилии ножом срезают».

«На клумбе нарциссы растут».

«Из лейки астры поливают».

«Удобрениями фиалки удобряют».

«В букет ромашки и лютики собрали».

7. Развитие зрительно-пространственной ориентировки

Логопед предлагает задание на развитие зрительно-пространственной ориентировки.

«Давай немного передохнем. Посмотри на схему и составь такой же цветок из счетных палочек».

Ребенок составляет цветок из счетных палочек, опираясь на предложенную схему.

8. Развитие грамматического строя речи: умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Я буду называть слова, а ты подбери к ним ласковое слово».

Логопед называет слова:

Роза - …

Лепесток - …

Ромашка - …

Стебель - …

Корень - …

Лист - …

Ребенок подбирает ласковые слова.

«розочка».

«лепесточек».

«ромашечка».

«стебелёк».

«корешок».

«листочек».

9. Развитие умения дифференцировать звуки [р] и [л] в чистоговорках и стихотворениях

Логопед читает чистоговорки и стихотворения.

«Послушай, запомни и повтори».

Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

«Что собирала Маргарита и где?»

Ан-ан-ан – в саду расцвел тюльпан.

«Какой цветок расцвел в саду?»

За-за-за – распустилась роза.

«Что сделала роза?»

Разгадай загадку и повтори:

У желтенького солнышка
Лучи не горячи.
У желтенького солнышка
Белые лучи.

Ребенок слушает чистоговорки и стихотворения, а затем повторяет.

«Маргарита собирала Маргаритки на горе».

«Тюльпан расцвел в саду».

«Роза распустилась».

«Ромашка».

10. Развить умение дифференцировать звуки [р] и [л] при описании картины

Логопед предлагает ребенку сюжетную картинку.

«Расскажи, что ты видишь на картинке».

Ребенок составляет связный рассказ, опираясь на изображение.

11. Развить умение дифференцировать звуки [р] и [л] при составлении небольшого пересказа 

«Сейчас я прочитаю небольшой текст, а ты запомни его и перескажи».

Четыре бабочки

На дворе весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на тюльпан. Желтая – на нарцисс, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.

Ребенок слушает текст, а затем пересказывает его.

IV. Организационный момент.

 Подведение итогов

«Давай вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?»

«Звуки [р] и [л] какие? Согласные или гласные? Звонкие или глухие?»

«Как мы произносим эти звуки? Что делает наш язычок?»

«Какое задание тебе показалось сложным?»

«Как ты бы оценил свою работу на сегодняшнем занятии?»

Ребенок отвечает на вопросы и оценивает свою работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием различных инновационных технологий на тему: «Автоматизация звука Ш (по сказке «Маша и Медведь»)»

Цели:·        коррекционные:ü закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);ü закрепление уме...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: Автоматизация звука [Р].

Материал можно использовать учителям - логопедам детских садов на занятиях в старшей или подготовительной группе в работе по коррекции звука [Р]. Целью занятия является автоматизация звука [ Р]....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ринолалии (Автоматизация звука [Щ]).

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ринолалии(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)Цель занятия: Автоматизация звука [Щ] изолированно, в слогах, словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания для ребенка подготовительной группы

Тема: Коррекция заикания.Цель: Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.Задачи:1. Образовательные:- пополнять и активизировать словарный запас на тему «Дикие животные&raq...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием элементов ЭОР для детей ОВЗ по автоматизации звука «р» в слогах со стечением согласных «др».

Конспект разработан для индивидуальной работы логопеда с детьми с ОВЗ. Позволит в игровой форме автоматизировать звук «р» в слогах со стечением согласных «др». Конспект создан ...