КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции ФФНР с ребенком 6 лет Тема: Звуки [р] и [л] в связной речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Цель: Дифференциация звуков [р] и [л] в связной речи.
Задачи:
Образовательные:
1. повторить правильную артикуляцию и акустическую характеристику звука [р] и звука [л];
2. закрепить умение дифференцировать звук [р] и звук [л] в словах;
3. развить умение дифференцировать звук [р] и звук [л] в связной речи;
4. обогатить словарь по лексической теме «Цветы».
Коррекционно-развивающие:
1. развить грамматический строй речи: умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2. совершенствовать фонематический слух;
3. развить связную речь: умение описать картину и составить небольшой пересказ;
4. развить зрительно-пространственную ориентировку;
5. развить артикуляционную моторику;
6. активизировать речевую и интеллектуальную деятельность ребенка;
7. развить высшие психические функции: память, мышление и внимание.
Воспитательные:
1. воспитать усидчивость, умение слушать и выполнять задания на занятии;
2. воспитать интерес к логопедическим занятиям;
3. воспитать умение давать оценку своей деятельности.
Материал: предметные картинки, две корзиночки, схема цветка и счетные палочки, сюжетная картинка.
Время занятия: 30 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsia_r_i_l_v_svyaznoy_rechi_individualnoe_ffnr.docx | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по коррекции ФФНР с ребенком 6 лет
Тема: Звуки [р] и [л] в связной речи
Цель: Дифференциация звуков [р] и [л] в связной речи.
Задачи:
Образовательные:
1. повторить правильную артикуляцию и акустическую характеристику звука [р] и звука [л];
2. закрепить умение дифференцировать звук [р] и звук [л] в словах;
3. развить умение дифференцировать звук [р] и звук [л] в связной речи;
4. обогатить словарь по лексической теме «Цветы».
Коррекционно-развивающие:
1. развить грамматический строй речи: умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2. совершенствовать фонематический слух;
3. развить связную речь: умение описать картину и составить небольшой пересказ;
4. развить зрительно-пространственную ориентировку;
5. развить артикуляционную моторику;
6. активизировать речевую и интеллектуальную деятельность ребенка;
7. развить высшие психические функции: память, мышление и внимание.
Воспитательные:
1. воспитать усидчивость, умение слушать и выполнять задания на занятии;
2. воспитать интерес к логопедическим занятиям;
3. воспитать умение давать оценку своей деятельности.
Материал: предметные картинки, две корзиночки, схема цветка и счетные палочки, сюжетная картинка.
Время занятия: 30 минут
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка | |
I. Организационный момент | ||
«Здравствуй! Проходи, садись. Положи свои ручки перед собой и внимательно меня слушай». | «Здравствуйте». | |
II. Введение в тему занятия 1. Повторение акустической характеристики звука [р] и звука [л] | ||
«Давай вспомним, звуки [р] и [л] какие? Гласные или согласные?» «Почему?» «Какие возникают преграды?» «Это глухие или звонкие звуки?» | «Согласные». «Потому что при их произнесении во рту есть преграда». «Язык и зубы». «Звонкие». | |
2. Повторение артикуляции звуков [р] и [л] | ||
«Когда мы произносим звук [р], где у нас находится язычок и что он делает?» «Когда мы произносим звук [л], где у нас находится язычок?» | Ребёнок вспоминает правильную артикуляцию звуков. | |
3. Артикуляционная гимнастика | ||
«Давай, теперь выполним веселые упражнения». Улыбайся народ, (Выполнение упражнений «улыбка» - «трубочка», затем их поочередное выполнение) А сейчас качели вверх (Упражнение «качели») Тик – так, тик – так – (Упражнение «часики») Осторожно народ: (Упражнение «змейка») Разгадай загадку: Уступая ветру в споре, Правильно! Давай выполним упражнение «парус»: улыбнись, широко открой рот, кончик языка поставь за верхние зубы. Словно белки мы без спешки, (Упражнение «орешки») Цок-цок-цок по мостовой- Идет лошадка к нам с тобой. Чтоб она пришла скорее. (Упражнение «лошадка») | Ребенок выполняет упражнения по подражанию. Статическое упражнение удерживается 7-8 секунд («улыбка», «трубочка», «змейка», «парус»), динамическое упражнение повторить 5-6 раз («улыбка-трубочка», «качели», «часики», «орешки», «лошадка»). «Парус» | |
4. Развитие фонематического слуха Игра «Топни-хлопни» | ||
«Я буду называть слова, если ты услышишь звук [л] в слове, то хлопни в ладоши два раза, а если звук [р], то топни ногой». Логопед называет слова: Ландыш, магнолия, роза, гладиолус, хризантема, астра, лютик, лилия, ирис, лопух, лотос, герань. | Ребенок слушает слова и хлопает в ладоши два раза, если слышит звук [л], и топает ногой, если слышит звук [р]. | |
5. Закрепление умения дифференцировать звуки [р] и [л] в словах | ||
«Посмотри на картинки. Распредели в одну корзинку цветы, в названии которых есть звук [р], а в другую со звуком [л]». Логопед выкладывает перед ребенком предметные картинки: [р]: ромашка, ирис, нарцисс, клевер, роза, астра. [л]: тюльпан, колокольчик, ландыш, лютик, фиалка, лилия. | Ребенок распределяет цветы по корзинкам и называет. | |
6. Развитие глагольного словаря на лексическую тему «Цветы» | ||
«Теперь я буду называть неполные предложения, а ты их закончи».
Логопед называет предложения: Выращенные лилии ножом (что делают?)… На клумбе нарциссы (что делают?) … Из лейки астры (что делают?)… Удобрениями фиалки (что делают?)… В букет ромашки и лютики (что сделали?)… | «Выращенные лилии ножом срезают». «На клумбе нарциссы растут». «Из лейки астры поливают». «Удобрениями фиалки удобряют». «В букет ромашки и лютики собрали». | |
7. Развитие зрительно-пространственной ориентировки | ||
Логопед предлагает задание на развитие зрительно-пространственной ориентировки. «Давай немного передохнем. Посмотри на схему и составь такой же цветок из счетных палочек». | Ребенок составляет цветок из счетных палочек, опираясь на предложенную схему. | |
8. Развитие грамматического строя речи: умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами | ||
«Я буду называть слова, а ты подбери к ним ласковое слово». Логопед называет слова: Роза - … Лепесток - … Ромашка - … Стебель - … Корень - … Лист - … | Ребенок подбирает ласковые слова. «розочка». «лепесточек». «ромашечка». «стебелёк». «корешок». «листочек». | |
9. Развитие умения дифференцировать звуки [р] и [л] в чистоговорках и стихотворениях | ||
Логопед читает чистоговорки и стихотворения. «Послушай, запомни и повтори». Собирала Маргарита маргаритки на горе, «Что собирала Маргарита и где?» Ан-ан-ан – в саду расцвел тюльпан. «Какой цветок расцвел в саду?» За-за-за – распустилась роза. «Что сделала роза?» Разгадай загадку и повтори: У желтенького солнышка | Ребенок слушает чистоговорки и стихотворения, а затем повторяет. «Маргарита собирала Маргаритки на горе». «Тюльпан расцвел в саду». «Роза распустилась». «Ромашка». | |
10. Развить умение дифференцировать звуки [р] и [л] при описании картины | ||
Логопед предлагает ребенку сюжетную картинку. «Расскажи, что ты видишь на картинке». | Ребенок составляет связный рассказ, опираясь на изображение. | |
11. Развить умение дифференцировать звуки [р] и [л] при составлении небольшого пересказа | ||
«Сейчас я прочитаю небольшой текст, а ты запомни его и перескажи». Четыре бабочки На дворе весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка. | Ребенок слушает текст, а затем пересказывает его. | |
IV. Организационный момент. Подведение итогов | ||
«Давай вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?» «Звуки [р] и [л] какие? Согласные или гласные? Звонкие или глухие?» «Как мы произносим эти звуки? Что делает наш язычок?» «Какое задание тебе показалось сложным?» «Как ты бы оценил свою работу на сегодняшнем занятии?» | Ребенок отвечает на вопросы и оценивает свою работу на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.
«Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием различных инновационных технологий на тему: «Автоматизация звука Ш (по сказке «Маша и Медведь»)»
Цели:· коррекционные:ü закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);ü закрепление уме...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: Автоматизация звука [Р].
Материал можно использовать учителям - логопедам детских садов на занятиях в старшей или подготовительной группе в работе по коррекции звука [Р]. Целью занятия является автоматизация звука [ Р]....
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ринолалии (Автоматизация звука [Щ]).
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ринолалии(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)Цель занятия: Автоматизация звука [Щ] изолированно, в слогах, словах и предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания для ребенка подготовительной группы
Тема: Коррекция заикания.Цель: Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.Задачи:1. Образовательные:- пополнять и активизировать словарный запас на тему «Дикие животные&raq...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием элементов ЭОР для детей ОВЗ по автоматизации звука «р» в слогах со стечением согласных «др».
Конспект разработан для индивидуальной работы логопеда с детьми с ОВЗ. Позволит в игровой форме автоматизировать звук «р» в слогах со стечением согласных «др». Конспект создан ...