Рабочая программа кружка по логоримике
рабочая программа по логопедии
Данная программа составлена для детей с ОВЗ 5-7 лет. В разработке использовалась методика М.Ю. Картушной. Цель программы - преодоление речевых нарушений у детей через движение, музыку и слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_logoritmika.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
работы кружка
«ЛОГОРИТМИКА»
возраст детей 5 -7 лет
1.Пояснительная записка
Актуальность программы
В системе дополнительного образования программа по логоритмике ориентирована на развитие речевых и моторных способностей детей с ОВЗ в различных областях деятельности - познавательной, коммуникативной, творческой.
При разработке данной программы учитывались следующие особенности детей с ОВЗ:
• недостаточный уровень физического развития относительно биологического возраста (общая моторная неловкость, задержанное формирование основных навыков и др.);
• особенности высших психических функций (низкий уровень слухового внимания, трудности установления межанализаторных связей, плохо развитое воображение и др.);
• специфика речевого развития (формирование речевых навыков с задержкой и в меньшем объёме, неразвитое фонематическое восприятие, низкий уровень понимания предложно-падежных конструкций и др.);
• эмоционально-личностное своеобразие (трудности установления партнёрских отношений внутри группы, недостаточность саморегуляции и самоконтроля, неумение сопереживать и др.).
Необходимость и актуальность программы по логоритмике обуславливается не только выше указанными особенностями дошкольников с ОВЗ, но и необходимостью интегрированного разностороннего подхода в современных условиях к решению педагогических задач.
Существует несколько групп нарушений психофизической организации моторики, свойственные детям с ОВЗ:
·дети с общим недоразвитием речи, где страдают основные моторные навыки и речь как система языка в целом;
·дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, где нарушены динамическая координация движений, повышен тонус мускулатуры, страдает звукопроизносительная сторона речи;
·дети с ЗПР недоразвитием, где помимо звукопроизносительной стороны речи нарушено развитие ВПФ;
Известно, что логоритмика обладает высоким развивающим и коррекционным потенциалом по отношению к моторным, высшим психическим функциям, в том числе речевой.
Данная программа ориентирована на активизацию речевой, познавательной, двигательной и творческой деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Предполагается, что занятия логоритмикой не только будут способствовать частичной компенсации речевого недоразвития воспитанников, стимулировать развитие высших психических функций, являющихся базой речевой деятельности, расширять кругозор, но и разовьют общую, речевую и мелкую моторику, окажут положительное влияние на становление чувства ритма и творческой активности детей.
Цель и задачи программы
Цель – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Логопедические:
1. Развитие речевого слуха.
2. Развитие физиологического дыхания.
3. Развитие артикуляционной моторики, дикции, мимических движений.
4. Развитие речевого дыхания и голоса.
5. Развитие фонематического восприятия
6. Развитие грамматики и лексики.
Музыкально-ритмические:
1. Развитие регулируемого мышечного тонуса.
2. Развитие чувств музыкальных темпа и ритма.
3. Развитие певческих способностей.
4. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.
5. Развитие координации движений в соответствии с речью.
2. Ожидаемые результаты
Возможности личностного развития и усвоения материала у всех детей с ОВЗ происходит неравномерно, в разных темпах. Однако можно выделить следующие целевые ориентиры усвоения программы.
К концу учебного года дошкольники с ОВЗ будут знать и уметь:
· схему собственного тела;
· основные параметры ритма;
· основные общеразвивающие, образные и плясовые движения.
· выражать свои желания средствами речевой и неречевой экспрессии;
· строить простую распространённую фразу;
· произносить слова несложной слоговой структуры и слова со стечением согласных;
· дифференцировать звуки русского языка;
· делать простые обобщения и обобщения второго уровня;
· ориентироваться в микро- и макропространстве;
· слышать и различать простейшие музыкальные формы;
· по показу играть на шумовых инструментах;
· импровизировать при озвучивании речевого материала;
· инсценировать простые песни.
· слышать и различать простейшие музыкальные формы;
· прохлопать ритмический рисунок песни или мелодии.
В результате освоения программы дошкольники с ОВЗ смогут использовать речь в качестве основного средства познания, коммуникации и выражения своих эмоций, а также будут проявлять интерес к творчеству (двигательному, речевому, музыкальному), освоят навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Организация деятельности кружка
- Требования к обучающимся: дети дошкольного возраста с ОВЗ.
- Срок реализации программы: 1год.
- Форма обучения: очная, групповая.
- Календарный учебный график: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
- Режим обучения:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Всего 28 занятия в год.
Численный состав группы 17 человек.
2. Содержание программы
2.1. Программа условно разделена на два блока:
БЛОК 1. Диагностика.
БЛОК 2. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ.
Блок 1. Диагностический
Включает в себя следующие виды диагностик:
- Логопедическая;
- Музыкально-ритмических способностей детей.
Для отслеживания динамики освоения данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и анализа результатов образовательной деятельности существует система педагогического мониторинга. Учебная программа рассчитана на обучающихся с ОВЗ. Мониторинг включает промежуточную и итоговую диагностику.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Оценочным средством при этом является педагогическое наблюдение, педагог устно характеризует результатов - «старался», «стало лучше», и т. д.
Итоговая диагностика проводится в конце обучения (апрель-май) при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.
Формы итоговой аттестации – открытое занятие (участие в концерте).
Логопедическая диагностика
Логопедическая диагностика проводится два раза в год, в начале учебного года и в конце. Проходит диагностика в два этапа: сбор анамнестических данных и обследование ребенка.
Диагностика музыкально-ритмических способностей детей
Диагностика музыкально-ритмических способностей детей проводится музыкальным руководителем два раза, в начале учебного года и в конце. Диагностика проводится через наблюдение за детьми на занятиях.
Блок 2. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ОВЗ
Опыт работы показал, что логоритмические занятия очень эффективны в работе с
детьми, имеющими нарушения в развитии речи и движений. Результаты проведенной диагностики (речевой, психологической) показали, что необходимо проводить коррекционные занятия с детьми, способствующие развитию речи детей, эмоциональной сферы, умению общаться с детьми и взрослыми и не бояться этого общения, повышению самооценки и уверенности в своих силах.
Учитель-логопед проводит релаксацию, дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, массаж, ставит и автоматизирует звуки, развивает фонетический слух.
Музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия, работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, работает над просодической стороной речи, развивает общую и мелкую моторику, отрабатывает координацию движений.
2.2. Методические приемы, используемые в программе:
- Пальчиковые игры.
- Коммуникативные игры
- Упражнения на релаксацию.
- Подвижные игры.
- Упражнения на развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей.
- Словесные игры.
- Артикуляционная гимнастика.
- Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
Алгоритм занятия:
- Приветствие.
- Движения под музыку (ОРУ, ходьба, бег).
- Упражнения на развитие неречевых процессов:
- Развитие памяти, внимания, восприятия
- Регуляция мышечного тонуса
- Развитие чувства музыкального темпа, ритма
- Пальчиковая гимнастика
- Подвижная игра
- Упражнения на развитие речи и коррекция речевых нарушений:
- Развитие физиологического и речевого дыхания
- Развитие голоса
- Интонационная выразительность речи
- Артикуляционная и мимическая гимнастика
- Коррекция нарушений звукопроизношения
- Грамматические и лексические задания.
5. Игра на музыкальных инструментах
6. Релаксация.
2.3. Совместная коррекционная деятельность
учителя-логопеда и музыкального руководителя
Учитель-логопед | Музыкальный руководитель
|
постановка диафрагмально-речевого дыхания | развитие слухового внимания и слуховой памяти |
укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа | формирование оптико-пространственных представлений |
формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков | формирование и закрепление произносительных навыков
|
коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация | формирование зрительной ориентировки на собеседника
|
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза | развитие координации движений |
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи
| формирование умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок |
обучение умению связно выражать свои мысли
| воспитание темпа и ритма дыхания и речи
|
обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии | развитие произвольной мимической моторики
|
развитие психологической базы речи
| формирование просодики
|
совершенствование мелкой моторики | развитие фонематического слуха
|
Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и музыкального руководителя успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка.
2.4. Технические средства:
- Аудио записи релаксационной музыки, звуков леса, голосов птиц, шума моря, классической музыки и др.
- Атрибуты к играм.
- Спортивное оборудование.
- Материал для дыхательных упражнений.
- Тематические картины.
- Музыкальные инструменты.
- Игрушки.
- Видеопроектор.
Список литературы
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
Игры с пением для детского сада / Сост. Метлов Н.И. – М., 1965.
Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. – М., 1997.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2005.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. – Ярославль, 1996.
Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы для детей 4-5 лет. Вып.3 / Сост. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Квитницкая Е.С. – М., 1967.
Музыка в детском саду. Вып. № 2 (5-6 лет) / Сост.Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Ломова Т.П. – М.: Музыка, 1980.
Музыка и движение (упражнения , игры и пляски для детей 5-6 лет) / Сост. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковина Е.Н. – М.,1983.
Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. – М.: Просвещение, 1982.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб.: КАРО, 2006.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
Учите детей петь. / Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. М.: Просвещение, 1986.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитикм речи в условиях специального детского сада: Учеб. пособие. – М., 1991.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1993.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.
Приложение 1
Тематический план
Месяц | Дни недели | Лексико-грамматическая тема | № занятия |
октябрь | 1 | Краски осени | 1 |
2 | Спор овощей | 2 | |
3 | Приключения дождика | 3 | |
4 | Кто как к зиме готовится | 4 | |
ноябрь | 1 | Магазин игрушек | 5 |
2 | Городок игрушек | 6 | |
3 | Волшебный паровозик | 7 | |
4 | Теремок-холодок | 8 | |
декабрь | 1 | Зравствуй, Зимушка-зима | 9 |
2 | Два Мороза | 10 | |
3 | Снеговик на елке | 11 | |
4 | Новогодний поезд | 12 | |
январь | 1,2 | Каникулы | |
3 | Морозята | 13 | |
4 | Приключения снежинки | 14 | |
февраль | 1 | Мы- строители | 15 |
2 | Кем быть | 16 | |
3 | Гена идет в армию | 17 | |
4 | Мы - солдаты | 18 | |
март | 1 | У котика в гостях | 19 |
2 | У кошки новоселье | 20 | |
3 | Сказка о глупом мышонке | 21 | |
4 | Сказка об умном мышонке | 22 | |
апрель | 1 | Пироги пекла лиса | 23 |
2 | Зайкин день | 24 | |
3 | Кто, где живет | 25 | |
4 | Птицы | 26 | |
Май | 1 | В гостях у лягушат | 27 |
2 | Приключения Квака | 28 |
Приложение 2
МОНИТОРИНГ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Оценка от 0 до 4 баллов.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений. Наблюдая за детьми, учитывать:
- точность движений,
- темп движений,
- координацию движений,
- переключение от одного движения к другому.
Оценка от 0 до 4 баллов.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим».
4. Переключение от одного движения к другому.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
Определить качественные характеристики мелкой моторики каждого ребенка. Оценка состояния мелкой моторики от 0 до 4 баллов.
МОНИТОРИНГ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
(по методике Е.Ф. Архиповой)
Критерии:
Исследование особенностей звукопроизношения в связной речи.
Задачей пятой серии было выявление особенностей звукопроизношения в связной речи. Детям предлагались сюжетные картинки, по описанию которых можно составить рассказ, насыщенный определенными проверяемыми звуками. Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и составь по ней рассказ».
Низкий уровень: с многочисленными фонетическими ошибками дети выполняли самые простые задания.
Критерии оценки:
4 балла - дети не испытывали никаких затруднений и не допускали ошибок в произношении, выполняя задание
3 балла – у детей отмечалось нарушение одной или двух групп звуков
2 балла - дети допускали дефектное произношение трех и четырех групп звуков
1 балл - отмечались дефекты произношения более четырех групп звуков
0 баллов - не справляется с заданием – 0 баллов
Обследование речевого дыхания
Воспроизведение короткого стихотворения.
Критерии оценки:
4 балла – речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший.
3 балла – речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен.
2 балла – речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох.
1 балл - речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации.
0 баллов – не справляется с заданиями.
Просодия (оцениваются эмоциональные характеристики голоса)
1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния
2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок
Критерии оценок:
4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.
3 балла – правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.
2 балла – некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.
1 балл – выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).
0 баллов – невыполнение задания или отказ от задания.
Результаты мониторинга неречевых и речевых функций (в баллах)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Слуховое внимание | Восприятие и воспроизведение ритма | Ориентирование в пространстве | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | Звукопроизношение | Фонационное дыхание | Просодика | ||||||||
Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г | Н.г. | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||
15. | |||||||||||||||||
16. | |||||||||||||||||
17. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...