Автоматизация и дифференциация звуков [З] и [Зь]
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Отработка звуков З и Зь в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, стихотворениях и самостоятельной речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_i_differentsiatsiya_z_i_z_zvukov.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

1.Автоматизация звука [З] в открытых слогах

Произносить слоги, растягивая звук[З]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

за-зы-зэ                        за-зы-зы                        зэ-за-за

зы-зэ-за                        зы-за-за                        зэ-зы-зы

зэ-за-зы                        за-зэ-зэ                        зы-зэ-зэ

Произносить слова, растягивая звук[З]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Зал, заяц, запад, зайка, запах.

Глаза, фазан, коза, лизать, влезать, показать, наказать, указать, мозаика, егоза.

Язык, тазы, возы, вазы.

Лиза, блуза, польза, ваза, база, завод, закат, загадка, забота, затея, мазать, заболеть, мимоза, медуза, заметить, запеть, заноза.

Козы, газы, музыка, показывать, называть.

Произносить слоги, растягивая звук[З]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка».

зо-зу                                        зо-зу-зу

зу-зо                                        зу-зо-зо

зо-зо                                        зо-зу-зо

зу-зу                                        зу-зо-зу

Произносить слова, растягивая звук[З]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка».

Зоб, зов, зона, возок, газон, зонт, зонтик, золото, кузов.

Ползу, везу, мазут, зубы, лозунг, зубок, зубной, зубило.

Произносить слоги и слова.

За-за-за – зайка                                за-за-за – коза

За-за-за – запах                                за-за-за – глаза

За-за-за -  запад                                зы-зы-зы – тазы

Зо-зо-зо – зонт                                зу-зу-зу – везу

Зо-зо-зо – Зоя                                зу-зу-зу – зубы

Произносить предложения, растягивая звук[З].

У Зои новый зонт. На столе ваза с мимозой. У Трезора розовый язык. Лиза привязала козу под берёзой. Зоя загадала загадку о замке. У Зины болит зуб. На возу – арбузы. Звонко звонит звонок.

Выучить двустишья, предварительно отработав правильное произношение звука [З] в словах.

У зайки Бубы

Заболели зубы.

Лиза ставит в вазу розу,

Незабудки и мимозу.

Произносить слоги, растягивая звук[З]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Узма-ызма-азма                        азма-язма-озма

Озма-ёзма-юзма                        ёзма-ызма-изма

Изма-езма-язма                        язма-ёзма-езма

Произносить слова, растягивая звук[З]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Азбука, поздно, воздух, гнёзда, издали, полезный, железный, поезда, езда.

Назвать, глазной, опоздать, изба, избушка, белизна, гнездо.

Здание, воздух, поездка, звон, звук, знать, узнать, звонок, позвонок, звание, знание, знакомые, безвозмездно.

Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звука [З] в словах.

Кузница.

Кузница – изба на околице. В кузнице – кузнецы. Допоздна кузнецы бьют железными молотками. Их дело полезно. Кузнецы выходят из кузницы усталые и чумазые.

2.Автоматизация звука [З`] в открытых слогах

Произносить слоги, растягивая звук[З`]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

зя-зё-зю                        зи-зе-зя                        зве-звя-зви

зё-зи-зе                        зю-зя-зё                        зле-зли-злю

зе-зю-зи                        зя-зе-зю                        зме-зми-зме

Произносить слова, растягивая звук[З`]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Хозяин, зяблик, нельзя, взять, возят, изюм.

Козёл, везёт, позёмка, ползёт.

Зина, зима, бензин, магазин, возить, бузина, зимовать, корзина.

Зелень, газета, музей, зевота, возьми.

Звезда, звякать, звено, здесь, злить, змея.

Произносить предложения, растягивая звук[З`].

Зимой нет зелени. Зина любит изюм. Кузьма везёт газеты. Козёл Кузя залез в бузину. Зиночку везут в музей.

Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение Тузик

Зина собирала землянику. С ней был Тузик. Тузик лазил по кустам бузины и занозил лапу. Зина вытаскивала занозу, а Тузик опрокинул корзину с земляникой. Зина пригрозила Тузику: «Тузик, не зли меня!». Дома Зина смазала лапу Тузика зелёнкой.

Пропиши слоги

ЗА____________________________________________________________________

ЗЫ___________________________________________________________________

ЗЭ____________________________________________________________________

ЗО____________________________________________________________________

ЗУ____________________________________________________________________

3.Дифференциация звуков [З] – [З`]

Учимся различать звуки [З] – [З`] в слогах.

за-зя                        за-зя-за                        зя-за                        зя-за-зя

зы-зи                        зы-зи-зы                        зи-зы                        зи-зы-зи

зэ-зе                        зэ-зе-зэ                        зе-зэ                        зе-зэ-зе

зо-зё                        зо-зё-зо                        зё-зо                        зё-зо-зё

зу-зю                        зу-зю-зу                        зю-зу                        зю-зу-зю

Учимся различать звуки [З] – [З`] в словах.

Зайка – хозяйка                                узоры-озёра

Коза – козявка                                тазы – тазики

Заяц – зяблик                                зол - козёл

Учимся различать звуки [З] – [З`] в предложениях.

У Лизы – земляника. В зелёной вазе букет мимозы. У Зины гвоздики. Кузьма везёт Лизе незабудки.

Выучить стих, отработав произношение звуков [З] – [З`].

Землянику Лиза с Зиной

Собирают под рябиной,

Под берёзой, под сосной,

Под зелёной бузиной.

Пропиши слоги

ЗЯ____________________________________________________________________

ЗИ___________________________________________________________________

ЗЕ____________________________________________________________________

ЗЁ____________________________________________________________________

ЗЮ___________________________________________________________________

4.Дифференциация звуков [С] – [З], [С`] – [З`]

Произносить слоги, учимся различать звуки [С] – [З], [С`] – [З`]

за-са-зя-ся                        зва-сва        зви-сви                зма-сма                зля-сля

зо-со-зё-сё                        зво-сво        зве-све                змо-смо                зли-сли

зу-су-зю-сю                зву-сву        звя-свя                зму-сму                зле-сле

зы-сы-зи-си                звы-свы        звё-свё                змы-смы                злё-слё

Произносить слова, учиться различать звуки [С] – [З], [С`] – [З`]. Составить словосочетания и предложения.

Засуха, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, занавеска, сазан, сказать, слезать, свозить, смазать, созвать, слёзы.

Зал – сало                                зайка – сайка                        Лиза – лиса

Называть – посылать                Зина – Сима                        коза – коса

Зимний – синий                        бузина – бусина                        назад – сад

Вязанка – санки                        магазин – погасил                заметёт – самолёт

Зоя – соя                                возок – носок                        газета – кассета

козы – косы                        замок – сапог                        кузовок – совок

звон – свой                                зуб – суп                                полозья – колосья

козлик – ослик                        заколка – засолка                        гвозди – кости

Произносить предложения, учиться различать звуки [С] – [З], [С`] – [З`]

У Зои зелёные глаза и светлые волосы. У Зины бусы из синей бирюзы. В магазин завезли чудесную бузины. Вася сидит на скамейке и читает газету. У Лизы заводной ослик, а у Алисы – козлик. В саду много зелени, незабудок, гвоздик. На солнце золотятся спелые колосья. Света мыла в тазу лису.

Выучить стихи, учиться различать звуки [С] – [З], [С`] – [З`]

Скалы

Склоны скал

Волна ласкала,

Не пугаясь скал

Оскала!

Капитан пугался скал –

Безопасный путь искал.

Зина и Бузина

Там, в низине бузина.

Под бузиною Зина,

А у Зины бузины полная корзина!

Так корзина тяжела

С бузиной у Зины,

Что не вылезет никак

Зина из низины!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

Дидактическая игра "Логопедическое домино" Для автоматизации и дифференциации звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ".

Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации  звука   [Р]» и  «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л\']»   служат  до...

«Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков»

Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков помогают формировать и стимулировать у детей речевые высказывания, разнообразить учебный процесс, п...

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...