Презентация "Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда"
презентация по логопедии

Краткое содержание: определение фонетической ритмики, её направления, основное отличие сопряжённо-контактной ритмики от фонетической; раскрыты пути применения фонетической и сопряжённо-контактной ритмики в работе логопеда; тренинг по фонетической ритмике и игровое упражнение "Угадайте слово".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика в работе логопеда МКДОУ № «Незабудка» Учитель-логопед И.Б.Мусова

Слайд 2

Из истории создания Фонетическая ритмика является частью верботонального метода реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации. Этот метод в 1950 году разработал лингвист Петер Губерина в Загребе. По верботональному методу в настоящее время работают более 600 центров в 70-ти странах мира.

Слайд 3

Фонетическая ритмика в СССР Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард в Реабилитационном центре « Суваг » в Загребе. Антонина Николаевна Пфафенродт и Татьяна Михайловна Власова в 1983 году впервые представили фонетическую ритмику в СССР. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

Слайд 4

Определение фонетической ритмики Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата. При выполнении движений у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Слайд 5

Направления фонетической ритмики - нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; - формирование умений изменять силу и высоту голоса; - правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; - правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; - восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; - умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Слайд 6

Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика Не все дети могут после показа педагога правильно воспроизвести движения фонетической ритмики. Чтобы дать возможность почувствовать направление и «характер» движений логопед использует сопряжённо-контактную ритмику, в ходе которой педагог «водит» руками детей, держа за запястья. Другой вариант. Логопед и ребёнок как бы «склеивают» руки, плотно приложив их ладонями, а чтобы ребёнок не убирал руки, на кисти рук педагога и ребёнка надевается круглая эластичная повязка или тонкий носок.

Слайд 7

Практическое применение Работа над произношением Фонетическая и сопряженно-контактная ритмика могут быть наиболее полезными и эффективными именно в работе над произношением, так как помогают «характер» звуков, их последовательность Также использование фонетической и сопряженно-контактной ритмики способствуют лучшей отработке стечений согласных. Применение этих видов ритмики дает положительный эффект в работе с заикающимися детьми. Упражнения с сопровождением фонетической и сопряженно-контактной ритмики можно использовать и в качестве организационного момента и физминутки .

Слайд 8

Работа со школьниками В ходе коррекционной работы с обучающимися, у которых выявлено нарушение языкового анализа и синтеза фонетическая и сопряженно-контактная ритмика может быть использована как прием, помогающий сформировать умение определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.

Слайд 9

Сопутствующий эффект При проговаривании речевого материала с сопровождением фонетической и сопряженно-контактной ритмики у детей появляется непринужденность и благоприятный эмоциональный фон.

Слайд 10

Тренинг по фонетической ритмике. Фонетическая ритмика выполняется стоя. При использовании сопряженно-контактной ритмики с дошкольниками педагог обычно сидя управляет руками детей. Движения характеризуются тремя основными элементами: - напряжённостью; - интенсивностью; - временем.

Слайд 11

Гласные А, О, У. А – развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении А_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное. О – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное. У – давящим движением вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении У_____. Движение напряжённое, слабое, длительное.

Слайд 12

Смычные звонкие звуки Б, Д, Г. 1 вариант Б - Как будто стряхиваем воду с правой, левой или с обеих рук одновременно. Движение ненапряжённое, слабое, краткое. Д – Руки согнуты в локтях, ладони направлены к груди. Резкие движения то правой, то левой рукой, то двумя руками одновременно. Движение ненапряженное, слабое, краткое. Г – запрокинув голову назад с одновременным произнесением слога ГА. Движение слегка напряжённое, слабое, краткое.

Слайд 13

Сонорные звуки Л, Р. Л – вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла , ла , ла … Движение слегка напряжённое, слабое, краткое. Р- мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении Р_____. Движение напряжённое, сильное , длительное.

Слайд 14

Угадайте слово Первый звук и движение – руки согнуты в локтях, ладони направлены к груди. Резкое движение вперёд и обратно двумя руками одновременно.

Слайд 15

Второй звук и движение – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой.

Слайд 16

Третий звук и движение – как будто стряхиваем воду с рук.

Слайд 17

Четвертый звук и движение – мелкими, быстрыми, краткими движениями рук имитировать дрожание.

Слайд 18

Пятый звук и движение – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой.

Слайд 19

Мы произнесли слово «ДОБРО». Желаю Вам добра и успехов во всех начинаниях!



Предварительный просмотр:

Тексты к презентации «Фонетическая ритмика в логопедической работе»

(из опыта работы учителя-логопеда Мусовой И.Б.)

1 слайд. «Фонетическая ритмика в логопедической практике». 

Фонетическая ритмика и речедвигательная ритмика являются, по сути, синонимами.

2 слайд. «Из истории создания». 

Фонетическая ритмика является частью верботонального метода реабилитации лиц  серьёзными проблемами в коммуникации.

Этот метод в 1950 году разработал лингвист Петер Губерина в Загребе.

По верботональному методу в настоящее время работают более 600 центров в 70-ти странах мира.

3 слайд. «Фонетическая ритмика в СССР». 

Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард в Реабилитационномм центре «Суваг» в Загребе.

В 1983 году Татьяна Михайловна Власова и Антонина Николаевна Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

Фонетическая ритмика широко используется в обучении глухих и слабослышащих детей, но сейчас все большее распространение получает и в логопедической практике.

4 слайд. Определение фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата.

При выполнении движений у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

5 слайд. Определение речедвигательной ритмики.

А.Я.Мухина даёт такое определение: «Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура».

6 слайд. Направления фонетической ритмики.

- нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

- формирование умений изменять силу и высоту голоса;

- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

- правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

7 слайд. Основные звенья речедвигательной ритмики.

- развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти; развитие произвольного внимания; пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего, развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры;

- развитие речи и коррекционные речевые упражнения: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодики речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.

8 слайд. Принципы применения движений фонетической ритмики.

- движения и речевой материал предварительно не выучиваются, упражнения проводятся по подражанию;

- «от простого к сложному», начинаем работу с изолированного произнесения гласных звуков;

- использование фонетической (речедвигательной) ритмики наряду с логопедическими методами.

9 слайд. Фонетическая ритмика в работе логопеда.

Работа над ритмом, темпом, голосом, интонацией, а также над дыханием и слитностью речи представлена в книге Г.А.Волковой «Логопедическая ритмика». Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением, хотя во время выполнения движений и одновременного проговаривания речевого материала попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания.

В процессе разучивания движений логопед «водит» руками ребёнка, что со стороны напоминает совместное «дирижирование». Ребёнок улавливает особенности произнесения звуков и их соединения в слоги и слова.

Педагог дополнительно поясняет характер произнесения звуков, например, движение рук на звук С показывает направление выдыхаемого воздуха.

10 слайд. Практическое применение фонетической ритмики.

Использование фонетической ритмики положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи.

В процессе автоматизации звука движение фонетической ритмики является «инструментом» самоконтроля.

Многим детям трудно воспроизводить слоги и слова со стечениями согласных. Применение фонетической ритмики эффективно решает эту проблему.

Речедвигательная ритмика может применяться на занятиях по формированию звукового анализа и синтеза. Школьникам фонетическая ритмика помогает уловить особенности звуков (гласные или согласные) и их последовательность.

Использование элементов фонетической возможно также на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. Упражнения можно применить в качестве организационного момента или физминутки.

11 слайд. Тренинг по фонетической ритмике.

Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт, А.Я.Мухина рекомендуют начинать работу с гласных звуков. Движения выполняются стоя и характеризуются тремя основными элементами:

- напряжённостью;

- интенсивностью;

- временем.

При произнесении звуков речи разные группы мышц, участвующих в воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряжённость фиксируется в терминах: «напряжённо», «слегка напряжённо», «ненапряжённо».

Динамику речи определяет интенсивность. При характеристике движений время фиксируется в терминах: «сильно», «слабо», «расслабленно».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Оно выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлинённо».

Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными.

12 слайд. Гласные А, О, У.

А – развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении А_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное.

О – развести руки в стороны давящим движением при одновременном произнесении О_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное.

У – давящим движением вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении У_____. Движение напряжённое, слабое, длительное.

13 слайд. Гласные И, Э, Ы.

И – руки вверх при одновременном произнесении И_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное.

Э – руки вперёд в стороны при одновременном произнесении Э_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное.

Ы – указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперёд в сторону при одновременном произнесении слога ты. Движение напряжённое, сильное, краткое.

14 слайд. Йотированные гласные.

Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИЭ, ИО, ИУ, для чего движение на звук И переходит в движение на звук А, затем следует движение на звук Я.

Йотированные гласные отрабатываются только в начале слогов и слов и после гласных 1 ряда.

Я – взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении Я. Движение слегка напряжённое, слабое удлинённое.

15 слайд. Звуки Е, Ё Ю.

Е – пальцы рук находятся на уровне рта. Вытянуть руки вперёд, развести их в стороны (небольшим движением) при одновременном произнесении Е. движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое.

Ё – пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при одновременном произнесении Ё. Движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое.

Ю – пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и вдвинуть вперёд при одновременном произнесении Ю. Движение напряжённое, слабое, удлинённое.

16 слайд. Согласные звуки. Смычные глухие П, Т, К.

П – резкие движения (как удары) вперёд и в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слогов ПА, ПА. Движение напряжённое, сильное, краткое.  

Т – резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз и в стороны при одновременном произнесении слогов ТА, ТА. Движение напряжённое, сильное, краткое.

К – резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги КА, КА. Движение напряжённое, сильное, краткое.

Согласные звуки отрабатываются только с гласными второго ряда  и звуком И.

17 слайд. Смычные звонкие звуки Б, Д, Г.

1 вариант. Б, Д – наклониться вперёд и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцы тела и одновременно произнести слоги БА или ДА. Движение ненапряжённое, слабое, удлинённое.

2 вариант. Сесть на пол, наклониться к ногам, расслабив мышцы, при одновременном произнесении слогов БА, ДА.

Г – запрокинув голову назад с одновременным произнесением слога ГА. Движение слегка напряжённое, слабое, краткое.

18 слайд. Щелевые глухие звуки С, Ш.

С – поднять пальцы ко рту и тут же опустить вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении С_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное.

Ш – поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом Ш_____. Звук Ш не отрабатывается со звуком И.

19 слайд. Щелевые глухие звуки Ф, Х.

Ф – поднять руки ко рту, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперёд, одновременно произнося Ф_____. Движение напряжённое, сильное, удлинённое.

Х – положить руки на область диафрагмы, слегка наклонить корпус вперёд, одновременно произнести Х_______а, Х_____а. Движение напряжённое, сильное, удлинённое.

20 слайд. Щелевые звонкие звуки З, Ж, В.

З – описать в воздухе кистями рук небольшие круги и вернуть руки в и.п. при одновременном произнесении З_____. Движение напряжённое, сильное, удлинённое.

Ж – описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперёд при одновременном произнесении Ж_____. Движение напряжённое, сильное, удлинённое. Звук Ж не отрабатывается со звуком И.

В – поднять ко рту пальцы  рук, затем поочерёдно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В_____. Движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое.

21 слайд. Аффрикаты Ц, Ч.

Ц – поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, резко разжать их, туловище слегка наклонить вперёд при одновременном произнесении Ц, подчёркивая фрикативный элемент (С___). Движение напряжённое, сильное, краткое.

Ч – поворачивать поочерёдно кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при одновременном произнесении Ч.

22 слайд. Сонорные носовые звуки М, Н.

М – поднять пальцы к носу, развести руки вперёд в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении М_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное.

Н – поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н_____. Движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое.

*Для произнесения носовых согласных М, Н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.

23 слайд. Сонорные звуки Л, Р.

Л – вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ЛА, ЛА, ЛА… Движение слегка напряжённое, слабое, краткое.

Р – мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении Р_____. Движение напряжённое, сильное, длительное.

24 слайд. Примерный ход работы по автоматизации звука С.

После того, как ребёнок научился правильно произносить звук С, начинается закрепление в прямых (или обратных) слогах. Соединяем движение на звук С с движениями на А, О, У, Ы, Э.

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ     или   АС-ОС-УС-ЫС-ЭС

Затем автоматизируем звук С в односложных словах. К слогам СА, СО, СУ, СЫ СЭ присоединяем движения на соответствующие согласные: САМ, СОК, СУП, СЫН, СЭМ.

25 слайд.

Потом звук С закрепляем в двусложных словах с прямыми слогами: сани, совы, супы, сыны.

Далее звук С автоматизируется в середине слов: оса, кусок, (вижу) кассу, косы.

… в конце слов: нас, нос, фокус, кумыс.

… в слогах и словах со стечениями: ска-ско-ску-ски.

26 слайд.

… в словах со стечениями в середине слов:

В чистоговорках:

СА-са-са – у Сони русая коса.

Со-со-со – это Элисо.

Су-су-су – сам я сумку несу; сама сумку несу.

Сы-сы-сы – папины усы.

Ас-ас-ас – нам купили ананас.

Ос-ос-ос – сами купим кокос.

Ус-ус-ус – к нам идёт индус.

27 слайд.

«Угадайте слово» (по движениям фонетической ритмики)

  1. Руки поднимаются вверх при одновременном произнесении гласного …
  2. Запрокинуть голову назад при одновременном произнесении согласного звука  …
  3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями имитировать вибрацию при одновременном произнесении согласного звука …
  4. Развести руки вверх в стороны при одновременном произнесении гласного звука …

28 слайд.

Мы произнесли слово «игра». Спасибо за внимание! Искренне желаю Вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Данная здоровьесберегающая технология, которая носит коррекционный характер направлена на развитие у детей речевой активности....

Фонетическая ритмика в работе с детьми логопедической группы

Об использовании фонетической ритмике  в работе с детьми логопедической группы для создания условия лучшего развития речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий....

Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего дошкольного возраста

Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего  дошкольного возраста...

Методика работы по логопедической и фонетической ритмике

Специальная коррекционная педагогика рассматривает музыкальное воспитание как один из видов эстетического воспитания и обучения детей, имеющих специальные потребности. Через эмоциональное восприятие м...

Использование фонетической ритмики в работе с детьми с нарушениями речи

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. В педагогическом аспекте ритмика  – это система физических упражнений, построенная на связи дв...

Фонетическая ритмика в работе с детьми с ТНР

Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, зв...