Учебно – методическое пособие: « Фонетическая ритмика в работе логопеда».
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Семенова Елена Григорьевна

Система упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_ritmika.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическое пособие: « Фонетическая ритмика в работе логопеда».

Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

Фонетическая ритмика - используется для работы с не говорящими детьми, слабослышащими и аутистами.

     Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика.

          Занятия Ф.Р.  включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Дети у которых есть проблемы с произношением бывают  слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот  расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

  • нормализовать речевое дыхание;
  • менять высоту, силу голоса в различном темпе.
  • воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
  • Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. ( Из книги «Учим говорить особенного ребенка «, Т.Н. Тищенко. — М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с.)

Гласные звуки.  Движения, сопровождающие произнесение

гласных звуков, должны быть плавными и достаточно
продолжительными.

А:  руки перед грудью. Произносим звук А — широко разводим

руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

О: руки вниз. Произносим звук О — руки через стороны

поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык

неподвижный.

У:  кисти рук у плеч. Произносим звук У — руки вытягиваем вперед.

Э: руки в стороны. Произносим звук Э — руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И — тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

Согласные звуки. Согласные звуки вызываются главным

образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции можно

выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие

(б, д, г), смычно-проходные (м, н, л), фрикативные глухие (фу х, с,

ш), фрикативные звонкие (в, з, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч).

Начало формы


       

       Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической  коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

   Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.  

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем. 

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

Конспект проведения логопедического занятия 
для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
     Задачи:
·   Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
·   Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
·   Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
·   Развивать слуховое и зрительное восприятие.
·   Развивать внимание и память.
·   Развивать связную речь.
Материал:
•  Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
•  Ширма.
•  Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.
 
 
 
 1 часть.
Игра: "Угадайте, что я делаю?"
Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
 
2 часть.
Игра "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) -  шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки — девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
Один ребенок выбирает девочку — звук, дети все вместе поют песенку-звук.
 
3 часть.
Фонетическая ритмика для гласных звуков.
«А» — и.п.  руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
«О» — и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
«У» — и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
«Э» — и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они — согласные звуки. Посмотрите на их губы — они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это — звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит — там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»). 
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе 
Девочки и мальчики (руки в замке). 
Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),  
1, 2, 3,4, 5,
Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).  
I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
Мы закончили считать. 
Логопед:
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках — квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики — квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т'-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'».
 
5 часть.
Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: ''Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
«П» — кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
«Б» — руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз.  Произнося "Ба-Ба-Ба",  встряхивать  пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
«С» — руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
«Ш» — и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
 
6 часть.
Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам — согласным – захотелось. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
7 часть.
Пересказ сказки.

Конспект проведения логопедического занятия 
для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
     Задачи:
·   Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
·   Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
·   Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
·   Развивать слуховое и зрительное восприятие.
·   Развивать внимание и память.
·   Развивать связную речь.
Материал:
•  Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
•  Ширма.
•  Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.
 
 
 
 1 часть.
Игра: "Угадайте, что я делаю?"
Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
 
2 часть.
Игра "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) -  шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки — девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
Один ребенок выбирает девочку — звук, дети все вместе поют песенку-звук.
 
3 часть.
Фонетическая ритмика для гласных звуков.
«А» — и.п.  руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
«О» — и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
«У» — и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
«Э» — и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они — согласные звуки. Посмотрите на их губы — они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это — звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит — там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»). 
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе 
Девочки и мальчики (руки в замке). 
Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),  
1, 2, 3,4, 5,
Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).  
I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
Мы закончили считать. 
Логопед:
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках — квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики — квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т'-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'».
 
5 часть.
Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: ''Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
«П» — кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
«Б» — руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз.  Произнося "Ба-Ба-Ба",  встряхивать  пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
«С» — руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
«Ш» — и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
 
6 часть.
Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам — согласным – захотелось. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
7 часть.
Пересказ сказки.
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическое пособие "Основы цветоведения" для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Данное учебное пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с цветом....

Учебно - методическое пособие:" Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми подготовительной логопедической группы, с опорой на лексические темы".

Источники способностей и дарований  детей на кончиках их пальцев.В.А.СухомлинскийОдним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его р...

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.

Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....

Перспективный план к учебно-методическому пособию Т.Овчинниковой "Пение и логопедия"

Перспективный план предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Учебно - методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой «Сказки знакомые и неизвестные».

Сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, п...

Презентация "Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда"

Краткое содержание: определение фонетической ритмики, её направления, основное отличие сопряжённо-контактной ритмики от фонетической; раскрыты пути применения фонетической и сопряжённо-контактной ритм...