Фонетическая ритмика в работе с детьми логопедической группы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Об использовании фонетической ритмике в работе с детьми логопедической группы для создания условия лучшего развития речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_f_r_2.docx | 213.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ 126
Проект: Фонетическая ритмика в работе с детьми логопедической группы.
Разработала: Денисова Эльвира Марсовна учитель-логопед
Казань 2016
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Рабочий план реализации проекта……………………….…..…………….…5
2.1.Подготовительный………………….……...…………………………………6
2.2. Основной: перспективный план работы в течение года…………..…....18
2.3. Заключительный………...…………………………………………………..22
3. Ожидаемые результаты проекта……………………………...……………...22
Список литературы………………………………………………………………23
1. Введение
Обоснование необходимости проекта
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Дети не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Поиск новых, передовых технологий формирования совершенной речи детей, повышение эффективности ее результатов стимулировало разработку данного проекта.
Использование фонетической ритмики поможет достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы подвели нас к необходимости разработать проект: “Фонетическая ритмика в работе с детьми логопедической группы”.
Цель проекта - создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ с помощью упражнений фонетической ритмики.
Тема проекта – использование упражнений фонетической ритмики в работе с детьми логопедической группы.
Задачи проекта :
- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании упражнений фонетической ритмики в развитии речи детей, и внедрить их в НОД и в различные режимные моменты.
- Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием упражнений фонетической ритмики в играх и специальных упражнениях.
Паспорт проекта:
По продолжительности – долгосрочный
По доминирующему методу – творческий
По характеру охвата – фронтальный и индивидуальный
Участники проекта – дети, учитель-логопед, воспитатели
2. Рабочий план реализации проекта
2.1. Подготовительный этап
Данное пособие даст возможность всем, кто ещё не знаком с методом фонетической ритмики, познакомиться с ним.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи. Живой интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя подготовительных и начальных классов.
Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи. Учёными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. Многократное повторение упражнений делает движения более чёткими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. На каждом НОД педагог должен чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряжённые и расслабляющие, резкие и плавные и т.д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребёнка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и двигательная активность детей, улучшается настроение. Знакомить детей со звуками следует в определённой последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: [а,о,у,э,и,ы]; согласные звуки: [м,н,ф,в,п,б,т,д,к,г,х,с,з,ц,ш,ж,ч,щ,л,р,й] и йотированные гласные). Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей. Активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки – улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребёнка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие руки и др. Предлагаемый практический материал может быть использован при индивидуальной и групповой НОД. Это поможет и старшим дошкольникам при подготовке обучению грамоте, и, конечно, детям, имеющим речевые недостатки, на коррекционно-речевых НОД. Данные игровые упражнения могут выглядеть как НОД на логопедии, а могут с успехом использоваться (например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве весёлых динамических пауз при другой НОД в работе воспитателя. Регулярное проведение НОД с использованием фонетической ритмики показало, что: 1. У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; 2. Улучшается фонематический слух; 3. Нормализуется речевое дыхание; 4. Формируется умение изменять силу и высоту голоса; 5. Улучшается ритмико-интонационная сторона речи; 6. Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
«Речедвигательные упражнения,
направленные на вызывание, автоматизацию и
дифференциацию звуков речи
(с графическими изображениями)»
Звук | Исходное положение | Движения | Схема движения |
А | Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. | При произнесении [А__] руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят. | |
О | Руки впереди внизу округло соединены. | При произнесении [О__] руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бёдер. | |
У | Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы. | При произнесении [У__] кисти выводятся вперёд, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок приподнимается. |
|
Э | Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются. |
При произнесении [Э__] руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце - опускается. [Э] произносится в диапазоне нарастания звучания, а затем – в диапазоне затухания. |
|
И | Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. | При произнесении [И__] руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки. |
|
Ы | Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повёрнуты к себе. | При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается. | |
М | Руки впереди подняты ладошками вверх, пальцы округлые. | кисти поднимаются и поворачиваются тыльной стороной к щекам, локти приподняты. | |
Н | Руки согнуты в локтях, локти направлены вниз; кисти на уровне груди, ладошками прижаты к себе; подбородок опущен. | При произнесении [Н] движение осуществляется от груди с переходом на движение, соответствующее последующему гласному звуку. | |
Л | Руки согнуты в локтях, локти внизу, слегка выдвинуты вперёд. Кисти рук на уровне щёк сильно повёрнуты к себе, большие пальцы направлены вперёд, подбородок приподнят. | Руки на уровне груди. Произнося [Л], воспроизводить полукруглое движение кистью и предплечьем от себя. |
|
Р | Руки согнуты в локтях, локти разведены, кисти сжаты в кулаки на уровне диафрагмы. | При произнесении [Р__] интенсивно вращать один кулак вокруг другого от себя, одновременно немного наклоняя туловище вперёд. Колени во время произнесения звука ровные и напряжённые. |
|
Й | Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. | воспроизвести движение указательными пальцами от уголков рта вперёд и к себе | |
С | Кисти перед грудью ладошками от себя, пальцы разомкнуты. | Произнося [С___], воспроизводить движение кистями от себя, слегка поднимая их вверх, и, под давлением плечевого пояса, кисти параллельно полу опускаются вниз. Локти разведены. Вслед за руками опускается голова; бёдра и колени напряжены. |
|
З | Руки согнуты в локтях, локти направлены вниз. Плечо прижато к бокам. Кисти сильно сжаты в кулаки на уровне груди. | Произнося [З___], интенсивно вибрировать кулаками и предплечьем. Плечо остаётся прижатым к бокам. Во время воспроизведения вибрации подбородок опускается вниз, колени подгибаются. |
|
Ц | Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы сильно сжаты в кулаки. | Кулаки поднять вверх, резко разжать, произнести [Т]. Без интервала в движении и произнесении перейти на движение и произнесение [С___]. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем [Ц]. |
|
Ш | Руки согнуты в локтях, локти «смотрят» вниз; кисти на уровне груди ладошками от себя, пальцы разомкнуты. | Произнося [Ш___], воспроизвести S – образное, волнообразное движение руками, головой, туловищем и ногами. В конце воспроизведения плечи прижать к бокам, кончики пальцев резко остановить не выше уровня рта (для образования «чашечки» из кончика языка); прыгнуть вверх; подбородок приподнять. |
|
Ж | Руки согнуты в локтях на уровне груди, сильно сжаты в кулаки. | Произнося [Ж___], воспроизвести S – образное, волнообразное движение кулаками, головой, туловищем и ногами. В конце воспроизведения кулаки повернуть к себе и остановить их под подбородком, одновременно прыгнув вверх и прижав плечи к бокам. |
|
Щ | Руки согнуты в локтях, локти «смотрят» вниз, кисти на уровне груди ладошками от себя, пальцы разомкнуты, напряжены. | Воспроизводить перед собой круговое движение, произнося [Ш]; без интервала в движении и произнесении перейти на движение и произнесение быстрого [И]; прыгнуть вверх (получается [ЩИ]). Сокращая время движения и произнесения до минимума, воспроизводить короткое полукруглое движение ладошками, переходящее на движение указательными пальцами, которые перед грудью чуть приподнимаются. На автоматизацию и дифференциацию звука [Щ] воспроизводить короткие полукруглые движения указательными пальцами сверху вниз. |
|
Ч | Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы сильно сжаты в кулаки. | Кулаки поднять вверх, резко разжать, произнести [Т] . Без интервала в движении и произнесении перейти на движение и произнесение звука [Ш]. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем звук [Ч]. При этом воспроизводить движение большими пальцами от себя вперёд на уровне талии (остальные пальцы собраны). |
|
П | Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы собраны в кулаки. | попеременно не резко опускать то один, то другой кулак. Дыхание произвольное. | |
Т | Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы сильно сжаты в кулаки. | попеременно поднимать вверх и «выбрасывать» вниз кисть то одной, то другой руки, разжимая кулак и слегка наклонив туловище. Одновременно с силой топать соответствующей ногой. | |
К | Руки согнуты в локтях, локти подняты, кисти рук сжаты в кулаки на уровне ключиц. Перед воспроизведением сгруппироваться: кулаки прижать к груди, локти вывести вперёд, опустить голову и подогнуть колени. | При произнесении [К] или [КА] одновременно резко запрокинуть голову; локти отодвинуть назад (не опуская их и не разводя кулаки); прыгнуть назад |
|
Б | Руки согнуты в локтях, локти опущены. Кисти на уровне груди ладошками к себе. | слабо встряхивать кистями от себя, одновременно наклонить туловище вперёд (чтобы не надулись щёки). На итоговое [БА] (для озвончения) выпрямить корпус, руки поднять вверх и, наклонив туловище, «выбросить» вниз. | |
Д | Руки согнуты в локтях, локти опущены, кисти на уровне груди ладошками от себя, пальцы разомкнуты. | воспроизводить утвердительные движения руками и головой.
| |
Г | Руки согнуты в локтях, локти прижаты к бокам; кисти на уровне плеч; прямые пальцы соединены, снизу подпираются большим пальцем. «Клювики» направлены вниз; колени подогнуты. | одновременно резко запрокинуть голову, разъединить пальцы, прыгнуть назад. |
|
Ф | Руки согнуты в локтях, кисти на уровне ушей сильно повёрнуты от себя, пальцы резко разомкнуты, лопатки соединены; поясница прогнута. | При произнесении [Ф___] подбородок опускается вниз, кисти разводятся в стороны, локтевые суставы до конца не выпрямляются; напрягаются мышцы вдоль позвоночника. | |
В | Руки подняты и вытянуты по линии плеча; ладони направлены вниз, пальцы разомкнуты; поясница прогнута. | Произнося [В___], воспроизводить покачивающие движения руками и туловищем, подбородок опустить вниз, сохраняя при этом напряжение кисти, предплечья, плеча и мышц бёдер. | |
Х | Руки согнуты в локтях, локти подняты; лопатки соединены и напряжены; поясница прогнута; ладони повёрнуты от себя на уровне шеи, пальцы разомкнуты. | При произнесении [Х___] долго и плавно руки выводятся вперёд, подбородок опускается, локти остаются на уровне плеча; бёдра и колени напряжены. |
2.2.Основной этап.
Перспективный годовой план по проведению фонетической ритмики
неделя | Тема НОД | Новые знания | Чистоговорки для упражнений |
1 | Звук и буква А | Упр-я на звук А | |
Звук и буква У | Упр-я на звук У | ||
2 | Звук и буква А | Упр-я на звук А | |
Звук и буква У | Упр-я на звук У | ||
3 | Звук и буква И | Упр-я на звук И | |
4 | Звук и буква П | Упр-я на звук П | По-по-по – песню пой. |
5 | Звук и буква Т | Упр-я на звук Т | Та-та-та – поймай кота. |
6 | Звук и буква О | Упр-я на звук О | |
7 | Звук и буква К | Упр-я на звук К | Ко-ко-ко – рот далеко. |
8 | Звук и буква Э | Упр-я на звук Э | |
9 | Звук и буква М | Упр-я на звук М | Ма-ма-ма – все я делаю сама. |
10 | Звук и буква Х | Упр-я на звук Х | Ха-ха-ха – поймал петуха. |
11 | Звук и буква Ы | Упр-я на звук Ы | |
12 | Звук и буква С | Упр-я на звук С | СА-СА-СА! СА-СА-СА! На столе оса (в клетке спит лиса). |
13 | Звук и буква Н | Упр-я на звук Н | Но-но-но – у нас темно. |
14 | Звук и буква З | Упр-я на звук З | ЗА-ЗА-ЗА! ЗА-ЗА-ЗА На лугу стоит коза |
15 | Звук и буква Б | Упр-я на звук Б | БА-БА-БА! БА-БА-БА! У верблюда два горба БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! Самбо – это вид борьбы БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! В лес с корзиной по грибы |
16 | Звук и буква Ш | Упр-я на звук Ш | ША-ША-ША! ША-ША-ША! С ложки свесилась...лапша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Спеленали... малыша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Нет в кармане ни...гроша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Точим нос...карандаша |
17 | Звук и буква Ж | Упр-я на звук Ж | ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! В нашем торте три коржа ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! Низкий дом в два этажа ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! Спят машины в гараже ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! В прорубь прыгают моржи ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Змеи добрые – ужи ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Затупились все ножи ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Я от холода дрожу ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Волк не страшен лишь ежу |
18 | Звук и буква Е | Упр-я на звук Е | |
19 | Звук и буква Д | Упр-я на звук Д | ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА В доме кончилась вода |
20 | Звук и буква В | Упр-я на звук В | Ву-ву-ву – лови сову. |
21 | Звук и буква Г | Упр-я на звук Г | ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Форма радуги – дуга ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! У козла на лбу рога ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Есть у речки берега ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! В ступе – бабушка Яга ГИ-ГИ-ГИ! ГИ-ГИ-ГИ! Чертят циркулем круги |
22 | Звук и буква Й | Упр-я на звук Й | ОЙ-ой-ой! – сказал ОЙ-ОЙ. – Я, мой друг, совсем больной! – Ты пойди-ка погуляй! Все пройдет! – сказал АЙ-АЙ. |
23 | Звук и буква Я | Упр-я на звук Я | |
24 | Звук и буква Ф | Упр-я на звук Ф | Аф-аф-аф – купили шарф. |
25 | Звук и буква Л | Упр-я на звук Л | ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Отвесная скала (маму ждут дела). |
26 | Звук и буква Р | Упр-я на звук Р | Ра-Ра-Ра! На дворе у нас гора! Ру-Ру-Ру! Собирайте детвору! Ры-Ры-Ры! Покатаемся с горы! Ра-Ра-Ра! Очень рада детвора! |
27 | Звук и буква Ц | Упр-я на звук Ц | ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у палки два...конца ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у ножниц два...кольца ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Птица вывела...птенца ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! Солим в бочках...огурцы |
28 | Звук и буква Ч | Упр-я на звук Ч | ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Птицы нет черней...грача ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Строим дом из...кирпича ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Отопрут замки...ключи ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Полотно соткут...ткачи ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! В трубы дуют...трубачи ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Болит зуб – иди к...врачу ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Свет потух – возьми...свечу ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Футболист бьет по...мячу |
29 | Звук и буква Ю | Упр-я на звук Ю | |
30 | Звук и буква Щ | Упр-я на звук Щ | ЩА-ЩА-ЩА! ЩА-ЩА-ЩА! Стебель вьется у...плюща ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! В дождь наденем мы...плащи ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! Борщ без свеклы – это...щи |
2.3. Заключительный этап.
День открытых дверей. Цель: приглашение родителей для просмотра НОД с показом упражнений по фонетической ритмике.
Подготовка презентации по фонетической ритмике для показа на методическом объединении.
3.Ожидаемые результаты проекта:
Упражнения с использованием технологии фонетической ритмики помогут более эффективно преодолеть речевые нарушения, улучшить соматическое состояние детей.
Список литературы:
1.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996
2.Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
3.Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов.- 2-е изд.- М.:Айрис-Пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комлексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп
Коррекция речи у детей логопедических групп должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического со...
Комлексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп
Коррекция речи у детей логопедических групп должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического со...
Комлексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп
Коррекция речи у детей логопедических групп должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического со...
Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педаг...
Использование фонетической ритмики в работе с детьми с нарушениями речи
Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связи дв...
Фонетическая ритмика в работе с детьми с ТНР
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, зв...