«Логопедический самомассаж как средство формирование здорового образа жизни в ДОУ и семье»
методическая разработка по логопедии
На сегодняшний день особенно значимым и необходимым является поиск технологий и способов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. В последнее время количество детей с теми или иными речевыми нарушениями сильно возрастает. Исходя из чего приоритетным направлением становится решение задач, связанных с сохранением здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Совместно с процессом формирования речи у детей происходит укрепление здоровья, что в наши дни находит отклик в педагогической теории и практики, непосредственно в коррекционной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shiryaeva_n.a_madou_mashenka.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Машенька»
Мастер- класс на тему:
«Логопедический самомассаж как средство формирование здорового образа жизни в ДОУ и семье»
Подготовила: Учитель – логопед
Ширяева Наталия Александровна
Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель
2020
На сегодняшний день особенно значимым и необходимым является поиск технологий и способов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. В последнее время количество детей с теми или иными речевыми нарушениями сильно возрастает. Исходя из чего приоритетным направлением становится решение задач, связанных с сохранением здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Совместно с процессом формирования речи у детей происходит укрепление здоровья, что в наши дни находит отклик в педагогической теории и практики, непосредственно в коррекционной педагогике.
За время своей работы мною были замечены у детей, имеющих речевые нарушения такие особенности:
1)физического развития как: нарушения дыхания и голосообразования; нарушение общей и мелкой моторики; расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; повышенная утомляемость; заметное отставание в показателях основных физических качеств: ловкость, сила, скорость; нарушение темпоритмической организации движений.
2) психического развития: расстройство памяти (в большей степени слуховой); неустойчивость внимания; несформированность мышления; нарушения оптико - пространственного праксиса.
Из особенностей психофизического становления вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях наряду с коррекцией речевых нарушений. А применение здоровъесберегающих технологий способствует системному воздействию, а также достижению более устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Поскольку грамотная и красивая речь является одним из первостепенных факторов всесторонне развитой личности ребенка, от того, насколько она богаче и правильней зависит умение ребенка свободно излагать свои мысли, что влияет на его возможности познания окружающей реальности, взаимодействия с социумом, что в свою очередь отражается на процессе психического развития. Укрепление здоровья дошкольников на занятиях учителя-логопеда я осуществляю, применяя следующую здоровье сберегающую технологию.
Самомассаж - это массаж, который ребенок, страдающий речевой
патологией, выполняет себе сам. Это артикуляционные, динамические упражнения, дающие такой же эффект, как и массаж. Это совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека руками.
При спастичности (повышенного тонуса) – применяется расслабляющий массаж. При гипотонии– стимулирующий. Цель – укрепить мышечный тонус.
Цель логопедического самомассажа: нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, рук; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата; увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции и движений рук.
Логопедический самомассаж используют с детьми при:
-- дислалии ;
-- дизартрии;
-- моторной алалии;
-- заикании;
-- афазии.
Основные правила самомассажа:
• Один сеанс должен длиться около 5-10 минут;
• Каждое движение выполнять около 5 раз;
• Один сеанс может состоять только из нескольких приемов, которые могут
меняться в течение дня;
• Все используемые предметы являются индивидуальными, одноразовыми.
• Перед самомассажем требуется умыть ребенка;
• Дети должны делать самомассаж сами, сначала имея зрительный контроль, а затем и без него.
• Когда дети изучат все приемы, то массаж можно будет проводить под тихую музыку или под стихотворное произведение.
• Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой логопедом схеме: массаж пальцев, головы, мимических мышц лица, губ, языка.
• Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Самомассаж пальцев рук
• Укрепляет сердечную мускулатуру прямой массаж сердца через массаж
левого мизинца руки.
• Речевые зоны активирует массаж указательных пальцев.
• Упражнения, которые способствуют развитию тактильной чувствительности пальцев рук, тем самым улучшая и тактильную чувствительность артикуляционного аппарата, – это сорока ворона, горошины, мячики, ежики, сухие бассейны.
• Упражнения, которые развивают взаимодействие между полушариями в мозге: «Ножки», «Поочередное скрепление пальцев», «Ладонь-кулак».
Самомассаж мышц лица и шеи
«Я хороший»
Цель: расслабление мышц головы и нормализация кровообращения мышц головы.
Описание: Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волоскам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
«Рисуем яблочки»
Цель: разминание мышц лба круговыми движениями.
Описание: Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
«Грабельки»
Цель: расслабление мышц лба.
Описание: Руки расположить на середине лба и граблеобразными движения проводить от середины лба к вискам.
«Рисуем брови»
Цель: расслабление мышц глаз.
Описание: Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Рисуем дорожки»
Цель: укрепление мышц щек и губ.
Описание: Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
«Нарисуем кружочки»
Цель: расслабление мышц щек, нормализация кровообращения мышц щек.
Описание: Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
Массаж мышц лица (губ, щек) – укрепляет круговую мышцу рта, мышцы губ и щек. Повышенный тонус мышц -это спастическая форма дизартрии: активные движения губ и языка затруднены, губы напряжены и плотно сомкнуты, кончик у языка не выражен, спинка у языка изогнута, язык оттянут назад и напряжен. Если делать массаж мышц щек, то мышцы языка будут рефлекторно расслабляться.
На расслабление
Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).
Учёные (пальцевой душ)
Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).
На повышение
Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).
Смышлёные (слегка пощипать щёки)
Замечательные (похлопывание ладонями щёки в направлении сверху вниз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Презентация выступления на Городской Конференции от 28 марта 2012 года г.о. Самара "Деятельностный подход к организации образовательного процесса в ДОУ"....
«Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни»
В нашем саду, мы пытаемся привить детям любовь к здоровому образу жизни, желание заниматься спортом и т.д. Каждый воспитатель проводит большую работу в этом направление....
Опыт работы по теме: «Активный отдых дошкольника как средство формирования здорового образа жизни».
Содержание работы направлено на обучение детей способам укрепления и сохранения своего здоровья, на совершенствование двигательных умений и навыков и формирование здорового образа жизни (я...
презентация "Дидактическая игра-средство формирования здорового образа жизни"
презентация о формировании здорового образа жизни у дошкольников...
"Формирование здорового образа жизни у детей в семье"
Ваш ребёнок посещает детский сад. Жизнь его здесь организуется строго на гигиенической основе: он живёт по соответствующему его возрасту режиму, получает рациональное питание, необходимый гигиенически...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...