Игровой самомассаж пальцев и кисти рук, как средство формирования здорового образа жизни»
статья
Игровой самомассаж пальцев и кисти рук, как средство формирования здорового образа жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_samomassazh.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой самомассаж пальцев и кисти рук, как средство формирования здорового образа жизни»
«Детям совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься». Януш Корчак.
Сегодня я хочу рассказать о своем опыте работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, и это игровой самомассаж. Который является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.
Дети с ТНР чаще других болеют простудными заболеваниями. Именно поэтому поставила цель своей работы.
Цель: Улучшение работы иммунной системы, всего организма ребёнка. Изучив вопрос, я поняла что самомассаж
Повышает иммунитет
Активизирует функции внутренних органов
Улучшает нервную проводимость «рецепторы – мозг»
Увеличивает резервы возможностей функционирования головного мозга: память, мышление, внимание.
Повышает мышечный тонус.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов.
Для детей самомассаж – это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Большим плюсом такого массажа является то, что его можно проводить многократно в течение дня (включение в режимные моменты).
Правила проведения самомассажа .
Все движения делаются по ходу лимфатических путей (от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю) Массажные движения не должны вызывать болезненность и неприятные ощущения, не должны оставлять кровоподтеков и нарушать кожный покров.
Продолжительность самомассажа - не более 7 мин.
Необходим постоянный контроль силы надавливания.
После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Массаж противопоказан при ссадинах, трещинах на коже, гнойничковых и простудных заболеваниях.
Самомассаж с использованием мелких предметов допустим с детьми старше 3-х лет.
В работе с дошкольниками всегда используется игровая мотивация, обращение к знакомым образам.
упражнения преподносятся в доступной и увлекательной форме с музыкальным сопровождением.
Какие бывают приёмы самомассажа ?
Поглаживание
Растирание
Разминание
Вибрация
Щелчки
Какие бывают виды самомассажа кистей рук
Без использования предметов
С использованием предметов
Подручный материал
Природный материал
Специальные массажеры
Без предметов:
- Хлопковый самомассаж .
- Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица.
С предметами:
- С массажными мячиками.
- Карандашный.
-С помощью камешков Марблса
- С бельевыми прищепками.
Чаще всего самомассаж мы начинаем проводить уже с утра. Потомучто дети приходят сонные, нужен толчок, чтоб проснуться. И Самомассаж способствует этому.
Сейчас попробуем вместе с вами провести утренний самомассаж. Приглашаю желающих к столу.
Самомассаж головы.
1) «Сделаем красивую прическу» - массируем голову пальцами обеих рук от лба к затылку, можно выполнять легкие массирующие круговые движения. «Представьте, что у вас длинные волосы, их надо причесать, заплести в косы» и т.д.
2) «Лепим уши Чебурашки» - массаж ушных раковин кончиками пальцев обеих рук. Это очень полезно, т.к. на ушных раковинах находится много биологических активных зон. Воздействуя таким образом на них, мы стимулируем организм к оздоровлению. Эффект от данного упражнения: уши должны покраснеть, стать горячими, но безболезненными.
3) «Слышу – не слышу» - указательными пальцами заткнуть уши на счет 1-2-3-4-5, затем их открыть. Повторить 3-5 раз. Это упражнение препятствует образованию серных пробок.
4) «Нос Буратино» - легкие поглаживающие движения пальцами рук от переносицы к кончику носа. Способствует притоку крови к дыхательным органам, выведению слизи из дыхательных каналов.
Самомассаж пальчиков.
На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.
«Поиграем с ручками»
1 Растереть ладони до приятного тепла.
2 Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
3 Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
4 Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
5 Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди.
6 Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
7 Стряхнуть руки, расслабить их и отдохнуть.
Использование предметов: - способствует хорошему эмоциональному настроению, - стимулирует умственную деятельность, - повышает общий тонус, - снижает психоэмоциональное напряжение, - координирует движения пальцев рук, - расширяет словарный запас, - приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Самомассаж с использованием массажного мячика .
Дети знакомы с ним под названием «ежик» - симпатичные мячики с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью мячиков – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами такой терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.
С помощью камешков «Марблса.»
Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук – отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук.
Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений, формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения. В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического
восприятия, воспитания детей.
Играя, ребенок не думает, что в процессе этой игры он развивается. Он просто получает истинное наслаждение от самой игры, от этой манипуляции с такими разными и интересными камешками.
Варианты игры с камешками Марблс:
Сделать «сухой бассейн» для пальцев рук (очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников). Для этого нужно поместить Марблс в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камушков мелкую игрушку.
Камешки можно опустить в глубокую чашку с водой и вылавливать ложечкой – перекладывать в другую посуду.
Можно использовать камешки и для игр в сенсорной коробочке с песком
А). Разбери по цвету.
Задачи: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Б).Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
В). Разбери по размеру. Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
Игровой самомассаж бельевыми прищепками.
Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка:
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается) :
- Кусается сильно котёнок – глупыш,
он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать,
Родных братьев потешать. Игровой самомассаж по ортопедическим коврикам.
Пальчиковая гимнастика, выполняемая на ортопедическом коврике стимулирует кровообращение и развивает тактильную чувствительность ребёнка. («Вышли пальчики гулять»
Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета — карандаша.
«Добывание огня»
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.
Упражнение «Догонялочка»
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
Упражнение «Волчок»
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
Приемы и формы игрового самомассажа, можно применять не только в детском саду, но и дома, чтобы занять ребенка вечером, в длительной поездке в поезде, на отдыхе, на пляже, даже в гостях, чтобы позабавить малышей с пользой. Поэтому в работе с родителями смело можем предложить.
Вывод: Дети стали меньше болеть. Более осознанно стали относиться к своему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Презентация выступления на Городской Конференции от 28 марта 2012 года г.о. Самара "Деятельностный подход к организации образовательного процесса в ДОУ"....
«Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни»
В нашем саду, мы пытаемся привить детям любовь к здоровому образу жизни, желание заниматься спортом и т.д. Каждый воспитатель проводит большую работу в этом направление....
Опыт работы по теме: «Активный отдых дошкольника как средство формирования здорового образа жизни».
Содержание работы направлено на обучение детей способам укрепления и сохранения своего здоровья, на совершенствование двигательных умений и навыков и формирование здорового образа жизни (я...
презентация "Дидактическая игра-средство формирования здорового образа жизни"
презентация о формировании здорового образа жизни у дошкольников...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста «Приключения колобка»
Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста «Приключения колобка»...
«Логопедический самомассаж как средство формирование здорового образа жизни в ДОУ и семье»
На сегодняшний день особенно значимым и необходимым является поиск технологий и способов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. В последнее время...