Игровой самомассаж пальцев и кисти рук, как средство формирования здорового образа жизни»
статья

Зайдуллина Элеонора Михайловна

Игровой самомассаж пальцев и кисти рук, как средство формирования здорового образа жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_samomassazh.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж пальцев и кисти рук, как средство формирования здорового образа жизни»

«Детям совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься». Януш Корчак.

Сегодня я хочу рассказать о своем опыте работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, и это  игровой самомассаж. Который является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

Дети с ТНР чаще других болеют простудными заболеваниями. Именно поэтому поставила цель своей работы.

Цель: Улучшение работы иммунной системы, всего организма ребёнка.  Изучив вопрос, я поняла что самомассаж

Повышает иммунитет

Активизирует функции внутренних органов

Улучшает  нервную проводимость «рецепторы – мозг»

 Увеличивает резервы возможностей функционирования головного мозга: память, мышление, внимание.

Повышает  мышечный  тонус. 

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов.

Для детей самомассаж – это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Большим плюсом такого массажа является то, что его можно проводить многократно в течение дня (включение в режимные моменты).

Правила проведения самомассажа .

Все движения делаются по ходу лимфатических путей (от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю) Массажные движения не должны вызывать болезненность и неприятные ощущения, не должны оставлять кровоподтеков и нарушать кожный покров.

Продолжительность самомассажа - не более 7 мин.

 Необходим постоянный контроль силы надавливания.

 После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

 Массаж противопоказан при ссадинах, трещинах на коже, гнойничковых и простудных заболеваниях.

Самомассаж с использованием мелких предметов допустим с детьми старше 3-х лет.

В работе с дошкольниками всегда используется игровая мотивация, обращение к знакомым образам.

 упражнения преподносятся в доступной и увлекательной форме с музыкальным сопровождением.

 Какие бывают приёмы самомассажа ? 

Поглаживание

 Растирание

Разминание

Вибрация

 Щелчки

Какие бывают виды самомассажа кистей рук

 Без использования предметов

С использованием предметов

 Подручный материал

 Природный материал

 Специальные массажеры

 Без предметов:

 - Хлопковый самомассаж .

- Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица.

С предметами:

- С массажными мячиками.

 - Карандашный.

-С помощью камешков Марблса

- С бельевыми прищепками.

Чаще всего самомассаж мы начинаем проводить уже с утра. Потомучто дети приходят сонные, нужен толчок, чтоб проснуться. И Самомассаж способствует этому.

Сейчас попробуем вместе с вами провести утренний самомассаж. Приглашаю желающих к столу.

                                              Самомассаж головы.

1) «Сделаем красивую прическу» - массируем голову пальцами обеих рук от лба к затылку, можно выполнять легкие массирующие круговые движения. «Представьте, что у вас длинные волосы, их надо причесать, заплести в косы» и т.д.

2) «Лепим уши Чебурашки» - массаж ушных раковин кончиками пальцев обеих рук. Это очень полезно, т.к. на ушных раковинах находится много биологических активных зон. Воздействуя таким образом на них, мы стимулируем организм к оздоровлению. Эффект от данного упражнения: уши должны покраснеть, стать горячими, но безболезненными.

3) «Слышу – не слышу» - указательными пальцами заткнуть уши на счет 1-2-3-4-5, затем их открыть. Повторить 3-5 раз. Это упражнение препятствует образованию серных пробок.

 4) «Нос Буратино» - легкие поглаживающие движения пальцами рук от переносицы к кончику носа. Способствует притоку крови к дыхательным органам, выведению слизи из дыхательных каналов.

   Самомассаж  пальчиков.

 На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.

«Поиграем с ручками»

 1 Растереть ладони до приятного тепла.

 2 Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

 3 Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

 4 Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

 5 Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди.

 6 Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

7 Стряхнуть руки, расслабить их и отдохнуть.

Использование предметов: - способствует хорошему эмоциональному настроению, - стимулирует умственную деятельность, - повышает общий тонус, - снижает психоэмоциональное напряжение, - координирует движения пальцев рук, - расширяет словарный запас, - приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

                      Самомассаж с использованием массажного мячика .

 Дети знакомы с ним под названием «ежик» - симпатичные мячики с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью мячиков – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами такой терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

                                  С помощью камешков «Марблса.»

Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук – отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук.

Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений, формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения. В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического

восприятия, воспитания детей.

Играя, ребенок не думает, что в процессе этой игры он развивается. Он просто получает истинное наслаждение от самой игры, от этой манипуляции с такими разными и интересными камешками.

Варианты игры с камешками Марблс:


Сделать «сухой бассейн» для пальцев рук (очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников). Для этого нужно поместить Марблс в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камушков мелкую игрушку.

 Камешки можно опустить в глубокую чашку с водой и вылавливать ложечкой – перекладывать в другую посуду.
Можно использовать камешки и для игр в сенсорной коробочке с песком

А). Разбери по цвету.
Задачи: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Б).Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
В). Разбери по размеру. Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

                        Игровой самомассаж бельевыми прищепками. 

Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка:

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается) :

- Кусается сильно котёнок – глупыш,

он думает: это не палец, а мышь (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

а будешь кусаться – скажу тебе«Кыш!»

- Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,

А тебе печь топить, а тебе тесто месить,

А малышке песни петь, песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.                                                                                                                                                                                            Игровой самомассаж по ортопедическим коврикам.

Пальчиковая гимнастика, выполняемая на ортопедическом коврике стимулирует кровообращение и развивает тактильную чувствительность ребёнка. («Вышли пальчики гулять»

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета —  карандаша. 

 «Добывание огня»

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.

Упражнение «Догонялочка»

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

Упражнение «Волчок»

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

Приемы и формы игрового самомассажа, можно применять не только в детском саду, но и дома, чтобы занять ребенка вечером, в длительной поездке в поезде, на отдыхе, на пляже, даже в гостях, чтобы позабавить малышей с пользой. Поэтому в работе с родителями смело можем предложить.

Вывод: Дети стали меньше болеть. Более осознанно стали относиться к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Презентация выступления на Городской Конференции от 28 марта 2012 года г.о. Самара "Деятельностный подход к организации образовательного процесса в ДОУ"....

«Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни»

В нашем саду, мы пытаемся привить детям любовь к здоровому образу жизни, желание заниматься спортом и т.д. Каждый воспитатель проводит большую работу в этом направление....

Опыт работы по теме: «Активный отдых дошкольника как средство формирования здорового образа жизни».

Содержание работы направлено на обучение детей способам укрепления и сохранения  своего здоровья,  на совершенствование двигательных умений и навыков и формирование здорового образа жизни (я...

презентация "Дидактическая игра-средство формирования здорового образа жизни"

презентация о формировании здорового образа жизни у дошкольников...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста «Приключения колобка»

Интегрированное занятие  с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста  «Приключения колобка»...

«Логопедический самомассаж как средство формирование здорового образа жизни в ДОУ и семье»

На сегодняшний день особенно значимым и необходимым является поиск технологий и способов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. В последнее время...