Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "В гости к Дюймовочке".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Дети вместе с педагогом отправятся в гости к Дюймовочке. Но добраться к ней возможно только, выполнив ряд заданий. Дети вспомнят названия букв, поупражняются различать буквы и звуки, гласные и согласные звуки. Дети покажут свои умения делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове, умение рассуждать, чётко выражая свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_k_dyuymovochke_obucheniyu_gramote.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
В гости к Дюймовочке
Конспект НОД
по подготовке
к обучению грамоте
с детьми 6 – 7 лет
Шаминой Елены Николаевны
Коноша
2014
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать работу по звуковому анализу слова: закреплять названия букв, знания о различии буквы и звука, гласных и согласных звуков, умение давать основные характеристики звуков.
- Закреплять умение делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове.
- Формировать умение рассуждать, чётко выражая свои мысли.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, оценочное отношение к выполнению заданий.
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к овладению грамотой; самостоятельность в использовании освоенных способов познания;
- Способствовать проявлению интеллектуальных эмоций: радость от успеха, удивление, догадку;
- Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, сдержанность, умение слушать других, сопереживать героям литературных произведений.
Методы и приёмы: вопросы к детям, показ, анализ НОД, практические действия детей, поощрение, объяснение, загадывание загадок, художественное слово.
Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, познание, физическая культура.
Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»; выполнение лексических упражнений по методике О.М. Ельцовой; игры-викторины; работа с карточками по определению позиции звуков в словах; загадывание загадок про буквы.
Демонстрационный материал: макет дерева с буквами, обозначающими гласные и согласные звуки; кувшинки с буквами: Ж, А, Б, А.; две корзинки: красная и синяя; домики с одним, двумя, тремя и четырьмя окошками; игрушки (или картинки): жаба, жук, пчела, бабочка, гусеница; звукозапись «капающий дождь», ноутбук.
Раздаточный материал: карточки-фрукты со слогами; карточки с кармашками для определения позиции звука в слове; кружки красного, синего и зелёного цвета; карточки для звукового анализа слово
«жаба».
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: читает стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро доверчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Дети, улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.
Основная часть.
Воспитатель: включает фонограмму капающего дождя, и просит детей подойти к нему.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Шум дождя.
Воспитатель: Правильно, идет дождь.
Воспитатель: А сейчас представьте, что мы с вами превратились в маленьких человечков.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где нам можно укрыться, ведь мы с вами такие маленькие? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, дети, а можно ли нам укрыться под большим листком? (высказывания детей)
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас маленькие – маленькие. А скажите, в каких сказках встречаются маленькие герои?
Дети: «Белоснежка и семь гномов», «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Жихарка», «Терешечка», «Кот в сапогах».
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку:
Выросла из семечка,
Маленькая девочка,
Ростиком с иголочку
Зовут ее…..(Дюймовочка)
Дети: дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Дети, а кто написал сказку «Дюймовочка»?
Дети: Ганс Христиан Андерсен.
Воспитатель: Правильно, ребята, а вы хотите отправиться в гости к Дюймовочке?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети, только дорога в сказку непростая, нас ждет много препятствий-заданий, которые мы должны выполнить.
(Дети соглашаются, звучит веселая музыка, перед детьми появляется указатель.)
Воспитатель: Ребята, а следовать мы будем по указателям-стрелкам с цифрами (предлагает детям найти указатель с цифрой 1.)
Дети: находят указатель с цифрой 1.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! Ой, что это, посмотрите, дети, прямо на тропинке выросло дерево. Ребята, а что это такое на листьях?
Дети: Это буквы.
Воспитатель: Правильно, ребята, это буквы. А под деревом стоят две корзинки: красная и синяя. Чтобы нам пройти дальше, надо выполнить задание.
Дети: Как вы думаете, почему одна корзинка красная, а другая – синяя? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, красная корзинка для букв, обозначающих гласные звуки, а синяя – согласные. Сейчас мы с вами вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили.
Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?
Дети: Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим.
Воспитатель: Чтобы нам пройти дальше, надо выполнить задание.
Игра «Угадай, какой я звук?»
Воспитатель: Дети, сейчас вам нужно сделать следующее: вы будете срывать с дерева листья с буквами, произносить звуки, которые они обозначают. Если буква обозначает гласный звук, то в какую корзинку вы её положите?
Дети: в красную корзинку.
Воспитатель: А если эта буква обозначает согласный звук, в какую корзинку вы положите её?
Дети: в синюю корзинку (выполняют задание).
Воспитатель: (в случае затруднения помогает детям, уточняет их ответы).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с первым заданием. Будем двигаться дальше. Как вы думаете, с какой цифрой будет следующий указатель?
Дети: с цифрой 2.
Воспитатель: Молодцы, верно! Ищем указатель с цифрой 2.
Дети: (ищут указатель с цифрой 2.)
Воспитатель: Дети, стрелочка нам указывает путь на болото.
(Обращает внимание детей на кувшинки с буквами.)
Воспитатель: Посмотрите, в кувшинках спрятались буквы. Ребята, вам такое задание: из этих букв составить слово.
Дети: составляют слово, делают его звуковой анализ: рисуют кружки красного и синего цвета на карточках.
Воспитатель: проверяет, уточняет, поощряет детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Я предлагаю двигаться дальше, чтобы попасть к Дюймовочке. С какой цифрой будем искать указатель?
Дети: С цифрой 3.
Воспитатель: Правильно, дети, посмотрите, здесь какие-то странные фрукты.
Воспитатель: Ребята, как называются эти фрукты?
Дети: груша, яблоко, апельсин, ананас.
А, да это же следующее задание для вас. Слушайте внимательно: это задание вы будете выполнять в парах – нужно положить рядом по два одинаковых фрукта и прочитать слова, которые получатся.
Дети: (рассматривают фрукты, ищут одинаковые, раскладывают их по два, по просьбе педагога читают получившиеся слова: ребята за 1-ым столом – читают слова на ананасах, за 2-м столом – на грушах, за 3-им столом – на апельсинах, дети за 4-ым столом – на яблоках.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием. Буде двигаться дальше. Ищем указатель с цифрой …?
Дети: С цифрой четыре.
Воспитатель: Правильно, дети! Итак, указатель с цифрой 4. Я предлагаю вам поиграть в игру «Живые буквы». Слушайте задание: Когда я покажу букву «А», вам нужно поднять руки вверх. Если я покажу букву «Ш» - вы приседаете. И когда я вам покажу букву «У», вам нужно наклониться.
(физкультминутка).
Воспитатель: Немножко размялись, дальше отправляемся в путь. Ищем следующий указатель. Это будет цифра …?
Дети: Цифра 5.
Воспитатель: Совершенно верно, ребята.
Дети: ищут указатель под номером «5».
Воспитатель: Дети, посмотрите, стрелочка указывает нам путь к загадочным домикам, интересно кто здесь живёт. Домики все разные. Чем они отличаются?
Дети: у одного домика одно окошко, а у других по два, три и четыре окошка.
Воспитатель: Да, это же домики героев сказки «Дюймовочка». Я предлагаю вам, ребята, отгадать, кто здесь живёт. (Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают).
Знаю все сады вокруг,
Я весёлый майский … (жук)
Эта маленькая крошка
Рада даже зёрнышку,
Потому что дотемна
В норке прячется она (мышка)
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца (ласточка)
В одежде богатой,
Да сам слеповатый.
Живёт без оконца,
Не видывал солнца (крот).
Воспитатель: ребята, а теперь давайте прохлопаем слова, которые вы отгадали и посчитаем, сколько в этих словах слогов. Если в названии животного один слог, то его нужно поселить в домик с одним окошком, если два – тогда в домик с двумя окошками, если три – в домик с тремя окошками.
Дети: прохлапывают, считают количество слогов, селят животных в домики.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Идём дальше?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда ищем следующий указатель, с цифрой …7
Дети: С цифрой 6.
Воспитатель: Умнички, ребята! Совсем скоро мы увидимся с Дюймовочкой!
Для вас ещё одно задание, будьте внимательны: сейчас будем определять место звука в словах. Я буду вам показывать картинки, на которых изображены слова со звуком «Ш». (Показывает поочерёдно картинки с изображением шапки, кошки и камыша; дети в это время выкладывают кружки на карточках, определяют тем самым позицию звуков в словах).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы замечательно справились с последним заданием!
Заключительная часть.
(Появляется девочка-Дюймовочка, здоровается с детьми. Хвалит детей за то, что они справились со всеми заданиями и смогли попасть к ней в гости.)
Дети: Здороваются с Дюймовочкой.
Воспитатель: Здоровается с Дюймовочкой и предлагает детям подарить Дюймовочке цветы, а именно:
- Ребята, если в ходе путешествия вы легко справлялись со всеми заданиями, вам было всё понятно, вы не испытывали трудностей, тогда подарите, пожалуйста, Дюймовочке красный цветок.
- А если, ребята, вам было трудно, не всё понятно, возникали трудности при выполнении заданий, тогда подарите Дюймовочке жёлтый цветок.
Дети: выбирают цветок нужного цвета и дарят его Дюймовочке. Дюймовочка благодарит детей за цветы и дарит детям \в подарок игру.
Дети и воспитатель благодарят Дюймовочку и говорят друг другу до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи Звук и буква «Ш» (лексическая тема Профессии)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке грамоте подготовительная группа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет "Шипящие согласные звуки".
В ходе непосредственно образовательной деятельности происходит закрепление знаний о гласных звуках, о согласных твёрдых и мягких звуках, развивается фонематический слух через выполнение з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми группы компенсирующей направленности подготовительного возраста «Полёт на воздушном шаре»
Тема: знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Похищение звука В"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы "Похищение звука В". Знакомство со звуками «в», «в’», закрепление их прави...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»
продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды» Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П
Дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями - одна из сложных тем при подготовке детей к обучению в школе. Предлагаемый конспект занятия поможет учителя...