Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "В гости к Дюймовочке".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Елена Николаевна Шамина

Дети вместе с педагогом отправятся в гости к Дюймовочке. Но добраться к ней возможно только, выполнив ряд заданий. Дети вспомнят  названия букв, поупражняются различать буквы и звуки,  гласные и согласные звуки.  Дети покажут свои умения делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове,  умение рассуждать, чётко выражая свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_k_dyuymovochke_obucheniyu_gramote.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

В гости к Дюймовочке

Конспект НОД

по подготовке

к обучению грамоте

 с детьми 6 – 7 лет

 Шаминой Елены Николаевны

Коноша

2014

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать работу по звуковому анализу слова:  закреплять названия букв, знания о различии буквы и звука,  гласных и согласных звуков, умение давать основные характеристики звуков.

- Закреплять умение делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове.

- Формировать умение рассуждать, чётко выражая свои мысли.

Развивающие:

- Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, оценочное отношение к выполнению заданий.

- Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к овладению грамотой;  самостоятельность в использовании освоенных способов познания;

- Способствовать проявлению интеллектуальных эмоций: радость от успеха, удивление, догадку;

- Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, сдержанность, умение слушать других, сопереживать героям литературных произведений.

Методы и приёмы: вопросы к детям, показ, анализ НОД, практические действия детей,  поощрение, объяснение, загадывание загадок, художественное слово.

Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, познание, физическая культура.

Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»; выполнение лексических упражнений по методике О.М. Ельцовой; игры-викторины; работа с карточками по определению позиции звуков в словах; загадывание загадок про буквы.

Демонстрационный материал: макет дерева с буквами, обозначающими гласные и согласные звуки; кувшинки с буквами: Ж, А, Б, А.; две корзинки: красная и синяя; домики с одним, двумя, тремя и четырьмя окошками; игрушки (или картинки): жаба, жук, пчела, бабочка, гусеница; звукозапись «капающий дождь», ноутбук.

Раздаточный материал: карточки-фрукты со слогами; карточки с кармашками для определения позиции звука в слове; кружки красного, синего и зелёного цвета; карточки для звукового анализа слово
«жаба».
   

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: читает стихотворение:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Дети, улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Основная часть.

Воспитатель: включает фонограмму капающего дождя, и просит детей подойти к нему.

Воспитатель:  Дети, что это?

Дети: Шум дождя.

Воспитатель: Правильно, идет дождь.

Воспитатель: А сейчас представьте, что мы с вами превратились в маленьких человечков.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где нам можно укрыться, ведь мы с вами такие маленькие? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, дети, а  можно ли нам укрыться под большим листком?  (высказывания детей)

Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас маленькие – маленькие. А скажите, в каких сказках встречаются маленькие герои?

Дети:  «Белоснежка и семь гномов», «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Жихарка», «Терешечка», «Кот в сапогах».

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку:

Выросла из семечка,

Маленькая девочка,

Ростиком с иголочку

Зовут ее…..(Дюймовочка)

Дети: дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Дети, а кто написал сказку «Дюймовочка»?

Дети: Ганс Христиан Андерсен.

Воспитатель: Правильно, ребята, а вы хотите отправиться в гости к Дюймовочке?

Дети: Да!

Воспитатель: Дети, только дорога в сказку непростая, нас ждет много препятствий-заданий, которые мы должны выполнить.

(Дети соглашаются, звучит веселая  музыка, перед детьми появляется указатель.)

Воспитатель: Ребята, а  следовать мы будем  по указателям-стрелкам с цифрами (предлагает детям найти указатель с цифрой 1.)

Дети: находят указатель с цифрой 1.

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! Ой, что это, посмотрите, дети, прямо на тропинке выросло дерево. Ребята, а что это такое на листьях?

Дети: Это буквы.

Воспитатель: Правильно, ребята, это буквы.  А под деревом стоят две корзинки: красная и синяя. Чтобы нам пройти дальше, надо выполнить задание.

Дети: Как вы думаете, почему одна корзинка красная, а другая – синяя?    (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, красная  корзинка для букв, обозначающих гласные звуки, а синяя – согласные. Сейчас мы с вами вспомним  все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили.

Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

Дети: Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим.

Воспитатель: Чтобы нам пройти дальше, надо выполнить задание.

Игра «Угадай, какой я звук?»

Воспитатель: Дети, сейчас вам нужно сделать следующее: вы будете срывать с дерева листья с буквами, произносить звуки, которые они обозначают. Если буква обозначает гласный звук, то в какую корзинку вы её положите?

Дети: в красную корзинку.

Воспитатель: А если эта буква обозначает согласный звук, в какую корзинку вы положите её?

Дети: в синюю корзинку (выполняют задание).

Воспитатель: (в случае затруднения помогает детям, уточняет их ответы).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с первым заданием. Будем двигаться дальше. Как вы думаете, с какой цифрой будет следующий указатель?

Дети: с цифрой 2.

Воспитатель: Молодцы, верно! Ищем указатель с цифрой 2.

Дети: (ищут указатель с цифрой 2.)

Воспитатель: Дети, стрелочка нам указывает путь на болото.

(Обращает внимание детей на кувшинки с буквами.)

Воспитатель: Посмотрите, в кувшинках спрятались буквы. Ребята, вам такое задание: из этих букв составить слово.

Дети: составляют слово, делают его звуковой анализ: рисуют кружки красного и синего цвета на карточках.

Воспитатель: проверяет, уточняет, поощряет детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Я предлагаю двигаться дальше, чтобы попасть к Дюймовочке. С какой цифрой будем искать указатель?

Дети: С цифрой 3.

Воспитатель: Правильно, дети, посмотрите, здесь какие-то странные фрукты.

Воспитатель: Ребята, как называются эти фрукты?

Дети: груша, яблоко, апельсин, ананас.

А, да это же следующее задание для вас. Слушайте внимательно: это задание вы будете выполнять в парах – нужно положить рядом по два одинаковых фрукта и прочитать слова, которые получатся.

Дети: (рассматривают фрукты, ищут одинаковые, раскладывают их по два, по просьбе педагога читают получившиеся слова: ребята за 1-ым столом – читают слова на ананасах, за 2-м столом – на грушах, за 3-им столом – на апельсинах, дети за 4-ым столом – на яблоках.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием. Буде двигаться дальше. Ищем указатель с цифрой …?

Дети: С цифрой четыре.

Воспитатель: Правильно, дети! Итак, указатель с цифрой 4. Я предлагаю вам поиграть в игру «Живые буквы». Слушайте задание: Когда я покажу букву «А», вам нужно поднять руки вверх. Если я покажу букву «Ш» - вы приседаете. И когда я вам покажу букву «У», вам нужно наклониться.

(физкультминутка).

Воспитатель: Немножко размялись, дальше отправляемся в путь. Ищем следующий указатель. Это будет цифра …?

Дети: Цифра 5.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята.

Дети: ищут указатель под номером «5».

Воспитатель: Дети, посмотрите, стрелочка указывает нам путь к загадочным домикам, интересно кто здесь живёт. Домики все разные. Чем они отличаются?

Дети: у одного домика одно окошко, а у других по два, три и четыре окошка.

Воспитатель: Да, это же домики героев сказки «Дюймовочка». Я предлагаю вам, ребята, отгадать, кто здесь живёт. (Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают).

Знаю все сады вокруг,

Я весёлый майский … (жук)

Эта маленькая крошка

Рада даже зёрнышку,

Потому что дотемна

В норке прячется она (мышка)

Угадайте, что за птичка –

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца (ласточка)

В одежде богатой,

Да сам слеповатый.

Живёт без оконца,

Не видывал солнца (крот).

Воспитатель: ребята, а теперь давайте прохлопаем слова, которые вы отгадали и посчитаем, сколько в этих словах слогов. Если в названии животного один слог, то его нужно поселить в домик с одним окошком, если два – тогда в домик с двумя окошками, если три – в домик с тремя окошками.

Дети: прохлапывают, считают количество слогов, селят животных в домики.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Идём дальше?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда ищем следующий указатель, с цифрой …7

Дети: С цифрой 6.

Воспитатель: Умнички, ребята! Совсем скоро мы увидимся с Дюймовочкой!

Для вас ещё одно задание, будьте внимательны: сейчас будем определять место звука в словах. Я буду вам показывать картинки, на которых изображены слова со звуком «Ш». (Показывает поочерёдно картинки с изображением шапки, кошки и камыша; дети в это время выкладывают кружки на карточках, определяют тем самым позицию звуков в словах).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы замечательно справились с последним заданием!

Заключительная часть.

(Появляется девочка-Дюймовочка, здоровается с детьми. Хвалит детей за то, что они справились со всеми заданиями и смогли попасть к ней в гости.)

Дети: Здороваются с Дюймовочкой.

Воспитатель: Здоровается с Дюймовочкой и предлагает детям подарить Дюймовочке цветы, а именно:

- Ребята, если в ходе путешествия вы легко справлялись со всеми заданиями, вам было всё понятно, вы не испытывали трудностей, тогда подарите, пожалуйста, Дюймовочке  красный цветок.

- А если, ребята, вам было трудно, не всё понятно, возникали трудности при выполнении заданий, тогда подарите Дюймовочке жёлтый цветок.

Дети: выбирают цветок нужного цвета и дарят его Дюймовочке. Дюймовочка благодарит детей за цветы и дарит детям \в подарок игру.

Дети и воспитатель благодарят Дюймовочку и говорят друг другу до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет "Шипящие согласные звуки".

В ходе непосредственно образовательной деятельности происходит закрепление знаний о гласных   звуках,  о согласных твёрдых и мягких звуках, развивается фонематический слух через выполнение з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Похищение звука В"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы "Похищение звука В". Знакомство со звуками «в», «в’», закрепление их прави...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»

продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды» Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П

Дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями - одна из сложных тем  при подготовке  детей к обучению в школе. Предлагаемый конспект занятия поможет  учителя...