Педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха
консультация по логопедии
Основные направления:
- Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире.
- Развитие слухового восприятия на специально организованных занятиях (формы работы: индивидуальные и групповые занятия.)
На занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_soprovozhdenie_gluhih_detey.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. Первая категория - дети без речи: ранооглохшие , родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью: позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована. Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей: слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи); слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).
Медицинская классификация нарушений слуха Степень потери слуха Средние потери слуха Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи I 26-40 дБ 6-3 м 2 м у уха II 41-55 дБ 3 м у уха Нет у уха III 56-70 дБ громкая речь у уха нет IV 71-90 дБ крик у уха нет глухота >91 дБ Нет Нет
Особенности коммуникативной компетенции детей с нарушением слуха : довербальные дети: у которых отсутствуют навыки ранней коммуникации. Основным средством общения таких детей является небольшой набор смысловых жестов и указательный жест . дети переходной группы: начинающие использовать звукокомплексы , звукоподражания, и меется контакт "глаза в глаза". дети с функциональной речью: которые исполь-зуют устную речь для общения. Понимание обращенной речи на бытовом уровне.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТУГОУХОСТЬЮ: медленный темп формирования новых навыков; необходимость постоянного закрепления приобретенных навыков; частая и быстрая смена внутреннего состояния; утрата новых навыков; недостаточная сформированность отдельных психических функций; быстрая утомляемость.
Кто должен заниматься с ребенком с тугоухостью нарушение слуха 1 и 2 степени, не отягощеное задержкой психического развития, возможна индивидуальная логопедическая работа по коррекции речевых нарушений; нарушение слуха 1 и 2 степени , но есть психические расстройства, то необходимы занятия с дефектологом ; нарушение слуха 3 и 4 степени необходимы занятия с сурдопедагогом .
Основные направления : Работа в образовательной организации: - Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире. - Развитие слухового восприятия на специально организованных занятиях (формы работы: индивидуальные и групповые занятия.) На занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты).
Цель: формирование и развитие у дошкольников с нарушением слуха навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Задачи: формировать и совершенствовать слуховую функцию; обогащать представления о мире неречевых звуков; формировать у детей внятную, членораздельную, естественную речь. формировать правильное звукопроизношение. формировать и активизировать словарь, уточнять лексические значения слов; обучать пониманию и использованию в речи различных конструкций фраз и предложений; овладевать разными формами речи, усваивать грамматические категории; развивать связную речь.
Методы и приемы для развития речи : Наглядные приемы использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений); демонстрация действий и создание наглядных ситуаций. демонстрация слайдов, учебных фильмов.
Вербальные приемы перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами; подбор определений; подбор синонимов, антонимов опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова. ( Н-р : НЕ УДЕРЖАЛСЯ. – Мальчик НЕ УДЕРЖАЛСЯ на ногах и упал.) Смешанные приемы используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).
Компоненты педагог ического воздействия Формирование произносительной стороны речи: фонетико-фонематическая сторона речи; слоговая структура слова ; ритмо-интонационная сторона речи Развитие речи: коррекция устной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя); развитие связной речи (диалогической и монологической).
Организация развития слухового восприятия в семье. - Сопутствующее сопровождение. - Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Педагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, чтение, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей.
Ожидаемые результаты коррекционной работы: улучшаются коммуникативные навыки детей; речь внятная, естественная, эмоциональная; использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации; динамика развития связной речи и умения «чтения с губ»; развитие связной речи
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения
Разработанная в нашем дошкольном учреждении система взаимодействия психологической службы ДОУ, педагогов, специалистов и родителей позволяет проследить темп и особенности развития и коррекции всех сто...
Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи и задержкой психического развития в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи и задержкой психического развития...
статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....
Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с нарушением слуха
В статье дается описание системы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях детского сада....
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха"
Презентация для воспитателя, дефектолога, логопеда при работе с детьми с нарушением слуха...
Сборник программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в ДОУ
В сборнике представлены материалы, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха:основные программы;диагностический инструментарий;книги и пособия по воспитательно-обр...