Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с нарушением слуха
методическая разработка по коррекционной педагогике
В статье дается описание системы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga-psihologa_dou_v_organizatsii_soprovozhdeniya_detey_s_narusheniem_sluha.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с нарушением слуха
Автор: Баранникова Е.Н., педагог-психолог МБДОУ № 317 г. Ростов-на-Дону
С введением инклюзивного образования в дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем детском саду разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха, которая предполагает участие в нем каждого специалиста, а именно, заведующего детским садом, заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе, учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры, младшего воспитателя. В соответствии с рекомендациями психолого – медико - педагогической комиссии в начале каждого учебного года специалисты и воспитатели, члены ПМПк ДОУ, проводят комплексное обследование детей, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты развития каждого ребёнка, тактику работы с ним всех участников образовательного процесса, определяют образовательную нагрузку.
Главной целью психологического сопровождения является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка. Ведь для большинства слабослышащих дошкольников характерны комплексные нарушения в развитии, моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, поэтому психическое развитие происходит замедленно; при этом наблюдается значительное отставание познавательных процессов, детских видов деятельности, речи.
Деятельность педагога-психолога в работе с детьми с нарушением слуха осуществляется в нескольких направлениях: диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и консультативное.
Важным направлением является консультирование и просвещение родителей и педагогов, которое осуществляется на тематических консультациях, семинарах-практикумах, на официальном сайте ДОУ. Педагогом-психологом разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, организуются мероприятия, способствующие повышению психологической компетенции педагогов и родителей, их включению в решение коррекционно-развивающих задач.
Для успешности воспитания и обучения детей с нарушением слуха, правильной оценки их возможностей проводится психологическая диагностика с использованием специальных диагностических методик. Параметрами оценки можно считать:
• принятие задания ребенком;
• способы выполнения задания;
• обучаемость в процессе обследования;
• отношение к результату своей деятельности.
Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности, от наиболее простых до более усложненных. Отдельные задания дублируются. Это делается для того, чтобы исключить некоторые случайные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей может стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).
Коррекционно - развивающая работа строится с учётом результатов входящей диагностики, возрастных и индивидуальных особенностей детей и направлена на устранение выявленных у ребёнка проблем. поэтому вся работа проходит в индивидуальной форме.
Основными направлениями психологического сопровождения являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы, обучение простым навыкам контакта;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование сенсорных представлений;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- развитие психомоторных функций, мелкой моторики.
В ходе реализации образовательного маршрута производится отслеживание динамики развития слабослышащего ребенка и эффективности коррекционной работы. Полученные данные позволяют вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения.
В нашем детском саду существует практика интеграции имплантированных слабослышащих дошкольников с высоким уровнем речевого развития в группы общеразвивающей направленности по желанию родителей. Согласно индивидуальному образовательному маршруту развития, включение ребенка в коллектив слышащих сверстников проходит постепенно, в несколько этапов:
- Временная интеграция предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, некоторых занятиях.
- Частичная интеграция ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня — в группе слышащих детей.
- Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовой группе, где к нему предъявляются общие требования, без скидок на его плохой слух.
В заключение, нужно отметить, что социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе имеет важное значение для данной категории детей и позволяет некоторым из детей с недостатками слуха достичь близкого к норме уровня общего и речевого развития. Такие высокие результаты, а также богатый опыт общения в разных видах совместной деятельности со слышащими детьми выступают решающими факторами для продолжения образования некоторых слабослышащих детей в массовой школе.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....
Рабочая программа педагога-психолога (2016 -2017 учебный год) для детей с нарушением слуха
Рабочая программа педагога-психолога КОУ «Сургутская школа-детский сад» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министер...
Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ
Представляю опыт работы организации деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ...
Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...
Педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха
Основные направления:Работа в образовательной организации:- Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на ф...
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха"
Презентация для воспитателя, дефектолога, логопеда при работе с детьми с нарушением слуха...
Сборник программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в ДОУ
В сборнике представлены материалы, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха:основные программы;диагностический инструментарий;книги и пособия по воспитательно-обр...