Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Дяговец Инна Ивановна

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специалистов, обеспечивающих сопровождение детей с сочетанными диагнозами, является целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обеспечение условий для коррекции и развития личности, защите прав детей, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mdou_130.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

Дяговец И. И., учитель-логопед

Базурина А. Г., учитель-дефектолог

МДОУ «Детский сад № 130»

г.Ярославль, Россия

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специалистов, обеспечивающих сопровождение детей с сочетанными диагнозами, является целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обеспечение условий для коррекции и развития личности, защите прав детей, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.
Качество сопровождения обеспечивается соблюдением базовых принципов:

  • комплексности сопровождения;
  • непрерывности коррекционного, обучающего и воспитательного процессов;
  • междисциплинарности;
  • приоритета интересов ребенка;
  • командного подхода, в том числе и к коррекционному воздействию;
  • согласованной работе всех специалистов сопровождения – педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога, воспитателя.

Под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто совокупность разнообразных действенных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной и оздоравливаюшей работы с детьми, а именно комплексная и согласованная деятельность специалистов, направленная на решение основных и специфических задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи.          

У ребенка с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов. «У многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития» (Е.М.Мастюкова). Дефекты слуха, в свою очередь, провоцируют фонетико-фонематические нарушения, нарушения слухового восприятия, нарушения вербальной стороны мыслительных процессов.

Дошкольники, имеющие сочетанные нарушения слуха и тяжелые множественные нарушения речи, нуждаются в эффективной и быстрой реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды, учителя-дефектологи и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: дефектолог, педагог-психолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья.

Комплексное сопровождение детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи включает пять направлений:

  • диагностическое,
  • коррекционное,
  • психологическое,
  • социально-реабилитационное,
  • педагогическое.

Последовательность реализации поставленных задач  имеет следующий алгоритм:  

  1. Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).  

Запрос формулируют педагоги, работающие с ребенком, его родители (законные представители). Родители детей с ОВЗ предоставляют протокол территориальной ПМПК или ИПРА ребенка-инвалида. Изучение рекомендаций специалистов, изложенных в этих документах, позволяют определить дальнейшие направления и специфику коррекционно-образовательной работы с ребенком.

Специалисты дошкольного учреждения (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) проводят диагностику уровня развития ребенка, определяют его возможности и особенности развития. Параллельно информацию о дошкольнике предоставляют родители.

  1. Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).

Полученные результаты диагностических обследований и наблюдений за ребенком, изучение протоколов ПМПК и ИПРА позволяют специалистам определиться с основными направлениями при построении для ребенка индивидуальной образовательной траектории. Такие меры направлены на оптимизацию и адаптирование под потребности и возможности ребенка с ОВЗ образовательной программы дошкольного учреждения.

  1. Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).  

Индивидуальные адаптированные программы и маршруты являются коллегиальным продуктом, так как в их разработке и последующей реализации принимают участие все педагоги и специалисты, работающие с ребенком.

 Адаптированная образовательная программа необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям педагогической работы, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.

Для дошкольников с ТМНР учитель-логопед разрабатывает также индивидуальный коррекционный маршрут с учетом полученных диагностических данных.

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

П. Артема

на  2019-2020 учебный год

Направление работы

Мероприятия

Задачи

Отметка о выполнении

Моторика

Общая

Физкультминутки на занятиях

Мелкая

Пальчиковая гимнастика во время занятий

Артикуляционная

Ежедневная артикуляционная зарядка, отработка упражнений узкой направленности.

Просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание

Развитие голосовых функций речи.

Отработка правильного дыхания посредствам игровых технологий

Фонематические процессы

Формировать умение различать неречевые звуки на слух. Способствовать развитию фонематического восприятия.

Звукопроизношение

Звук Ж

- Звук Щ

- Звук Р

- Звук Рь

- Звук Л

- Звук Ш

Лексика

 Развитие предметного словаря, глагольного, словаря признаков.

Грамматический строй речи

Образование существительных в уменьшительной  форме

Преобразование имён существительных единственного числа во множественное число.  

Согласование имён существительных с именами прилагательными

Согласование имён существительных с числительными

Употребление имён существительных в родительном падеже единственного числа без предлогов

Употребление предлогов: в, на, над, под, сложных предлогов

Связная речь

Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, рассказа-описания

Пересказ текста

Развитие ВПФ

Совершенствовать  мыслительную активность. Развивать эмоционально –волевую сферу ребёнка.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

(для подготовительной группы)

Развивать оптико-пространственные ориентировки.

Совершенствовать графо-моторные навыки. Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук». Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания.

Воспитанникам с нарушениями слуха и  ТМНР (другими сочетанными диагнозами)  организовано коррекционное сопровождение по маршрутам, разработанным учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом при участии  музыкального руководителя, инструктора по физической культуре

Индивидуальный маршрут развития ребенка с нарушенным слухом

4 –й год обучения

Месяц

Неделя

Развитие речи, ознакомление с окружающим

Развитие слухового восприятия, формирование произношению

Формирование элементарных математических понятий

Сентябрь

1-2

Психолого-педагогическое обследование детей

3

Времена года. Осень.

- продолжать знакомить с характерными признаками осени;

- учить узнавать осень на картинках;

- учить дифференцировать признаки лета, осени и зимы;

- учить называть называть природные явления и погоду.

- учить составлять рассказ об осени.

- определение темпа звучания (быстро –умеренно - медленно);

- работа над темпом произнесения различного речевого материала.

- продолжать учить выделять 1- звук слова, подбирать слова на заданный звук;

- работа над звуками речи.

Объединение предметов на основе двух признаков (цвет, форма, величина)

- закрепить названия геометрических фигур, основных цветов и оттенков, величинных понятий;

- классифицировать предметы на основе двух признаков;

- раскладывать предметы в порядке возрастания, убывания.

4

Фрукты. Овощи.

- учить назвать четко названия овощей и фруктов;

- показать, где растут овощи и фрукты;

- различать на слух речевой материал;

- учить составлять описательный рассказ из 5-6 предложений по схеме;

- закреплять обобщающие понятия.

- учить дифференцировать овощи и фрукты.

- определение силы звучания (очень громко - громко –средне - тихо);

- учить изменять силу голоса на различном речевом материале.

- работа над звуками речи.

Величинные понятия.

- вспомнить и закрепить понятия: длинный- короткий, широкий – узкий;

- продолжать сравнивать предметы по данным признакам;

- выкладывать сериационные ряды предметов.

  1. Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения). Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.  

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, специалисты ДОУ проводят при необходимости корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.  

Данный алгоритм требует от педагогов и родителей не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности.  

Таким образом, комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, и как результат - разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ауппе И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. «Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования». Справочник педагога-психолога №4 2014.
  2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного

психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010.

  1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012.
  2. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Просвещение, 2014 г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014.
  5. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха

Методики обследоввания, адресованные детям с нормой развития, не могут быть использованны при обследовании ребенка с нарушением слуха. В настоящее время одной из методик комплексного психолого-педагог...

Выступление из опыта работы по теме: «Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха"

Презентация для воспитателя, дефектолога, логопеда при работе с детьми с нарушением слуха...

Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с нарушением зрения)

Целевое назначение такой индивидуальной образовательной программы - создание условий для индивидуального обучения ребенка....

Сборник программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в ДОУ

В сборнике представлены материалы, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха:основные программы;диагностический инструментарий;книги и пособия по воспитательно-обр...

Методическая разработка для учителей-логопедов "Взаимозависимость педагогов и семьи в процессе адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении"

Взаимозависимость педагогов и семьи в процессе адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи  в дошкольном образовательном учреждении...