Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специалистов, обеспечивающих сопровождение детей с сочетанными диагнозами, является целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обеспечение условий для коррекции и развития личности, защите прав детей, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mdou_130.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
Дяговец И. И., учитель-логопед
Базурина А. Г., учитель-дефектолог
МДОУ «Детский сад № 130»
г.Ярославль, Россия
В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специалистов, обеспечивающих сопровождение детей с сочетанными диагнозами, является целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обеспечение условий для коррекции и развития личности, защите прав детей, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.
Качество сопровождения обеспечивается соблюдением базовых принципов:
- комплексности сопровождения;
- непрерывности коррекционного, обучающего и воспитательного процессов;
- междисциплинарности;
- приоритета интересов ребенка;
- командного подхода, в том числе и к коррекционному воздействию;
- согласованной работе всех специалистов сопровождения – педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога, воспитателя.
Под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто совокупность разнообразных действенных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной и оздоравливаюшей работы с детьми, а именно комплексная и согласованная деятельность специалистов, направленная на решение основных и специфических задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи.
У ребенка с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов. «У многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития» (Е.М.Мастюкова). Дефекты слуха, в свою очередь, провоцируют фонетико-фонематические нарушения, нарушения слухового восприятия, нарушения вербальной стороны мыслительных процессов.
Дошкольники, имеющие сочетанные нарушения слуха и тяжелые множественные нарушения речи, нуждаются в эффективной и быстрой реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды, учителя-дефектологи и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: дефектолог, педагог-психолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья.
Комплексное сопровождение детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи включает пять направлений:
- диагностическое,
- коррекционное,
- психологическое,
- социально-реабилитационное,
- педагогическое.
Последовательность реализации поставленных задач имеет следующий алгоритм:
- Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
Запрос формулируют педагоги, работающие с ребенком, его родители (законные представители). Родители детей с ОВЗ предоставляют протокол территориальной ПМПК или ИПРА ребенка-инвалида. Изучение рекомендаций специалистов, изложенных в этих документах, позволяют определить дальнейшие направления и специфику коррекционно-образовательной работы с ребенком.
Специалисты дошкольного учреждения (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) проводят диагностику уровня развития ребенка, определяют его возможности и особенности развития. Параллельно информацию о дошкольнике предоставляют родители.
- Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
Полученные результаты диагностических обследований и наблюдений за ребенком, изучение протоколов ПМПК и ИПРА позволяют специалистам определиться с основными направлениями при построении для ребенка индивидуальной образовательной траектории. Такие меры направлены на оптимизацию и адаптирование под потребности и возможности ребенка с ОВЗ образовательной программы дошкольного учреждения.
- Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
Индивидуальные адаптированные программы и маршруты являются коллегиальным продуктом, так как в их разработке и последующей реализации принимают участие все педагоги и специалисты, работающие с ребенком.
Адаптированная образовательная программа необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям педагогической работы, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.
Для дошкольников с ТМНР учитель-логопед разрабатывает также индивидуальный коррекционный маршрут с учетом полученных диагностических данных.
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
П. Артема
на 2019-2020 учебный год
Направление работы | Мероприятия Задачи | Отметка о выполнении | |
Моторика | Общая | Физкультминутки на занятиях | |
Мелкая | Пальчиковая гимнастика во время занятий | ||
Артикуляционная | Ежедневная артикуляционная зарядка, отработка упражнений узкой направленности. | ||
Просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание | Развитие голосовых функций речи. Отработка правильного дыхания посредствам игровых технологий | ||
Фонематические процессы | Формировать умение различать неречевые звуки на слух. Способствовать развитию фонематического восприятия. | ||
Звукопроизношение | Звук Ж - Звук Щ - Звук Р - Звук Рь - Звук Л - Звук Ш | ||
Лексика | Развитие предметного словаря, глагольного, словаря признаков. | ||
Грамматический строй речи | Образование существительных в уменьшительной форме Преобразование имён существительных единственного числа во множественное число. Согласование имён существительных с именами прилагательными Согласование имён существительных с числительными Употребление имён существительных в родительном падеже единственного числа без предлогов Употребление предлогов: в, на, над, под, сложных предлогов | ||
Связная речь | Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, рассказа-описания Пересказ текста | ||
Развитие ВПФ | Совершенствовать мыслительную активность. Развивать эмоционально –волевую сферу ребёнка. | ||
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения (для подготовительной группы) | Развивать оптико-пространственные ориентировки. Совершенствовать графо-моторные навыки. Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук». Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания. |
Воспитанникам с нарушениями слуха и ТМНР (другими сочетанными диагнозами) организовано коррекционное сопровождение по маршрутам, разработанным учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом при участии музыкального руководителя, инструктора по физической культуре
Индивидуальный маршрут развития ребенка с нарушенным слухом
4 –й год обучения
Месяц | Неделя | Развитие речи, ознакомление с окружающим | Развитие слухового восприятия, формирование произношению | Формирование элементарных математических понятий |
Сентябрь | 1-2 | Психолого-педагогическое обследование детей | ||
3 | Времена года. Осень. - продолжать знакомить с характерными признаками осени; - учить узнавать осень на картинках; - учить дифференцировать признаки лета, осени и зимы; - учить называть называть природные явления и погоду. - учить составлять рассказ об осени. | - определение темпа звучания (быстро –умеренно - медленно); - работа над темпом произнесения различного речевого материала. - продолжать учить выделять 1- звук слова, подбирать слова на заданный звук; - работа над звуками речи. | Объединение предметов на основе двух признаков (цвет, форма, величина) - закрепить названия геометрических фигур, основных цветов и оттенков, величинных понятий; - классифицировать предметы на основе двух признаков; - раскладывать предметы в порядке возрастания, убывания. | |
4 | Фрукты. Овощи. - учить назвать четко названия овощей и фруктов; - показать, где растут овощи и фрукты; - различать на слух речевой материал; - учить составлять описательный рассказ из 5-6 предложений по схеме; - закреплять обобщающие понятия. - учить дифференцировать овощи и фрукты. | - определение силы звучания (очень громко - громко –средне - тихо); - учить изменять силу голоса на различном речевом материале. - работа над звуками речи. | Величинные понятия. - вспомнить и закрепить понятия: длинный- короткий, широкий – узкий; - продолжать сравнивать предметы по данным признакам; - выкладывать сериационные ряды предметов. |
- Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения). Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, специалисты ДОУ проводят при необходимости корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.
Данный алгоритм требует от педагогов и родителей не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности.
Таким образом, комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, и как результат - разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.
ЛИТЕРАТУРА:
- Ауппе И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. «Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования». Справочник педагога-психолога №4 2014.
- Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного
психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010.
- Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012.
- Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Просвещение, 2014 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014.
- http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха
Методики обследоввания, адресованные детям с нормой развития, не могут быть использованны при обследовании ребенка с нарушением слуха. В настоящее время одной из методик комплексного психолого-педагог...
Выступление из опыта работы по теме: «Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание...
"Технологии формирования функционального базиса речи в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР в условиях поликлиники"
Инновационные технологии в работе логопеда медицинского учреждения 9поликлиники)....
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха"
Презентация для воспитателя, дефектолога, логопеда при работе с детьми с нарушением слуха...
Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с нарушением зрения)
Целевое назначение такой индивидуальной образовательной программы - создание условий для индивидуального обучения ребенка....
Сборник программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в ДОУ
В сборнике представлены материалы, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха:основные программы;диагностический инструментарий;книги и пособия по воспитательно-обр...
Методическая разработка для учителей-логопедов "Взаимозависимость педагогов и семьи в процессе адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении"
Взаимозависимость педагогов и семьи в процессе адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении...