Индивидуальная работа по автоматизации звука Р
план-конспект занятия по логопедии

Рязанова Алина Рифгатовна

Индивидуальная работа по автоматизации звука Р

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального

логопедического занятия

по автоматизации звука [Р]

учителя-логопеда МКДОУ № 5

Рязановой Алины Рифгатовны                                                                                                                                                                        

  1. Образовательная область: речевое развитие.
  2. Тема:  «Путешествие …» «Автоматизация звука [Р]»

3. Программное содержание:

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- Отрабатывать умение правильно выполнять упражнения артикуляционной, пальчиковой гимнастики;

- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

- формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционные:

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

- закреплять зрительный образ буквы «Р».

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятию через игровые моменты.

Оборудование: собака, ваза, 5 ромашек/роз, зеркало, предметные картинки, карточка с буквой Р, пластилиновые жгутики, фасоль/горох, «Лесенка успеха».

Ход занятия

1.Организационный момент. Упражнение «Доброе утро».

Логопед: Здравствуй, Серёжа. Пожелаем себе и окружающим доброго утра.

Серёжа: Доброе утро!

Логопед: Я хочу пожелать,  чтобы у тебя сегодня было доброе утро, хорошее настроение.

Мимические упражнения

Логопед: Посмотри на улицу, на нас смотрит солнце. Какое настроение? 

Серёжа: Радостное

Логопед: Изобразим радость.

Откуда не возьмись, набежали тучки.

Изобразим удивление.

Пошел дождь.

Изобразим грусть).

И снова солнышко светит

Логопед: Я предлагаю отправиться в путешествие. Но для начала сделаем разминку - выполним гимнастику для языка. 

Предлагаю присесть на стул, взять зеркало.

Артикуляционная гимнастика: 

Улыбка, Трубочка, Оскал, Толстячки, Худышки, Футбол, Лопаточка, Иголочка, Чашечка, Лошадка, Грибок, Гармошка, Дятел стучит, Муха жужжит, Заводим мотор.

Логопед: Дорога предстоит длинная, на чём можно отправиться в путешествие?

Серёжа: ответы

Логопед: Послушай загадку: 

Что за чудо этот дом? Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины, а питается бензином

Серёжа: машина. 

Логопед: Прежде чем отправиться в путь, проверим наш мотор 

Изолированное произнесение звука «Р». 

 Мотор машины ревет

Нас в путешествие зовет: р-р-р-р.

Произнеси, как мотор машины ревет.

Серёжа: р-р-р-р

Характеристика звука. 

Логопед: Дадим характеристику звуку [P]. Какой звук [P]?

Серёжа: звук [P] согласный, звонкий, твёрдый  

Развитие фонематического слуха .

Я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, когда услышишь слог со звуком [Р]:

МА, РУ, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ТО, РО, МЫ, РЫ, ПА, КУ, РА

Автоматизация звука «Р» в словах. 

Логопед: Мотор работает хорошо. К поездке мы готовытолько нужно верно произносить звук [P]. Заводим мотор, берём руль в руки и поехали.(едим рычим)

Д/и “ Супермаркет ”, Д/игра «Найди картинку со звуком [P]».

1остановка “ Супермаркет ”. Повтори за мной.

Серёжа: Супермаркет

Логопед: Что здесь продают?

Серёжа: Продукты.

Логопед: В этом супермаркете продаются не только продукты, но много других нужных товаров. Нам нужно брать только те товары, в названии которых есть звук [Р]. Бери, называй и клади в корзину.

( груша, горох, виноград, морковь, яблоко, юбка, куртка, картошка, рубашка, помидор, лук).

Серёжа: груша, горох, виноград, морковь, куртка, картошка, рубашка, помидор.

Логопед: Какие предметы не взяли? 

Серёжа: яблоко, юбку, лук. 

Логопед: Почему? 

Серёжа: В их названиях нет звука «Р».

Д/и «Рассели животных»

Логопед: Поехали дальше, мотор гудит. 2-я остановка “Гостиница ”.

Скоро будут проходить соревнования, съехалось много животных, но никак не могут расселиться в гостинице, давай им поможем. «Рассели по домам» по количеству слогов. (два домика на них цифра 2 и 3, картинки: зебра, жираф, кенгуру, корова, )

Д/и «Путаница» 

Логопед: Поехали дальше, мотор гудит. 3-я остановка  «Путаница» 

Найди и назови наложенные друг на друга предметы 

Серёжа: ответы

Д/и «Доскажи словечко»

Логопед: Поехали дальше, мотор гудит. 4-я остановка «Доскажи словечко» Чистоговорки, игра с мячом 

Бра – бра – полосатая …. 

Серёжа: (зебра) 

Логопед: Ры – ры – воздушные …. 

Серёжа: (шары) 

Логопед: Ру – ру – скачет .. 

Серёжа: (кенгуру)

Логопед: Ро – ро – летит легкое …

Серёжа: (перо) 

Логопед: Ро – ро – это красное ….

Серёжа: (ведро)

Логопед: Ры – ры – купаются ..

Серёжа: (тигры) 

Логопед: Ры – ры – тут острые …

Серёжа: (топоры)

Д/и «Собери букет» совершенствование грамматического строя речи.

Логопед: Здорово, поехали дальше, мотор гудит.5-ая  Остановка «Собери букет» 

Логопед: Посмотри, вдоль дороги растут замечательные цветы. Какие?

Серёжа: ромашки.

Логопед: Давай соберем букет и посчитаем сколько цветков.

Серёжа: Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Логопед: Сколько ромашек поставим в вазу?

Серёжа: 5 ромашек поставим в вазу.

Логопед: Поехали дальше, мотор гудит. 6-я остановка «В гостях у Петрушки»

Автоматизация звука [Р] в предложениях.

Доскажи каждое предложение, заменяя картинки словами.

Серёжа: ответы

Логопед: Поехали дальше, мотор гудит. 7-ая остановка «Школа»

На письме звук Р обозначается буквой -Р-

Попробуй сконструировать ее из элементов

Но прежде выполним

 Пальчиковую гимнастику

Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук)

Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки)

Старшие братишки – (Сжать кулачки, отставить большие пальцы и

Умные мальчишки. вращать ими)

Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы.

только бы подраться. Постучать подушечками средних пальцев друг об друга)

Ну, а вы, малыши, (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их

Обнимитесь от души. попеременно, то один палец сверху, то другой).

Конструирование буквы Р из элементов 

Работа с пластилином и горохом/фасолью. На картоне написана буква Р(письменный вариант), рядом лежат пластилиновые жгутики. Ребенок покрывает пластилином буквы (маленькую и большую) и украшает её горохом/ фасолью.

Подведение итоговОценка работы.

Какой звук ты старался проговаривать? А зачем это нужно?

Понравилось ли занятие?

Ты был активным и хорошо выполнял все задания. За это тебе небольшой сувенир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

Индивидуальная образовательная деятельность работы по автоматизации звука [р]в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных ( по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)

предоставляется конспект индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука Р  в слогах,словах и словосочетаниях со стечением согласных....

Индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах (в рамках РМО учителей - логопедов) "Я дружу со звуком С"

Открытое индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах  для учителей-логопедов ДОУ...

Индивидуальная работа по автоматизации звука Л

Индивидуальная работа по автоматизации звука Л...

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях

В данной публикации обобщен опыт работы по совершенствованию приемов по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи на индивидуальных логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности...

Конспект НОД индивидуальной работы на автоматизацию звука л в слогах и словах в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР «АБВГДейка» (5-6 лет) на тему: «Путешествие с Колобком» (ОНР III уровень, дизартрия)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Звуковая культура речи), «Речевое развитие» (Формирование лексико-грамматических средств языка)....

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...