Конспект НОД индивидуальной работы на автоматизацию звука л в слогах и словах в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР «АБВГДейка» (5-6 лет) на тему: «Путешествие с Колобком» (ОНР III уровень, дизартрия)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Богданова Ольга Александровна
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Звуковая культура речи), «Речевое развитие» (Формирование лексико-грамматических средств языка).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект непосредственно образовательной деятельности индивидуальной работы на автоматизацию звука [л] в слогах и словах

в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР

«АБВГДейка» (5-6 лет)

на тему: «Путешествие с Колобком»

(ОНР III уровень, дизартрия)

Составила и провела учитель-логопед:

Ольга Александровна Богданова

г. Советский

2019 год

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Звуковая культура речи), «Речевое развитие» (Формирование лексико-грамматических средств языка).

Виды детской деятельности:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Познание

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникация

Коммуникативная

Формы работы с ребенком:

Виды детской деятельности

Формы работы с ребенком

Познавательно – исследовательская

Игровая

Ситуативный разговор

Обсуждение

Игровые упражнения

Коммуникативная

Игровая

Беседа

Ситуативный разговор

Отгадывание загадок

Игровые ситуации

Цель: Автоматизация звука [л] в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно - развивающие:

- Закреплять звук [л] в самостоятельном произношении (в слогах, в словах);

- Совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук с использованием метода биоэнергпластики;

- Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю;

- Развивать фонематический слух;

- Продолжать работу по коррекции фонематических процессов (умение определять наличие и место заданного звука в словах).

Коррекционно – образовательные:

- Продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом;

- Продолжать закреплять словарь по теме «Дикие животные»;

- Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

- Упражнять в правильном употреблении форм именительного падежа множественного числа имен существительных.

Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать любознательность, самостоятельность в работе;

- Воспитывать любовь к животным, усидчивость.

Место проведения: Логопедический кабинет.

Количество детей: Один ребенок.

Материал:

Демонстрационный: Ноутбук; презентация к занятию «Путешествие с Колобком», карточки с чистоговорками на звук [л]

Раздаточный: Карточка-дорожка, ватный шарик; пластмассовая трубочка; счётные палочки; тарелочка с фишками (звуковыми символами); картинки на звук [Л] – лось, белка, стол; домик с тремя окошками (для определения позиции звука в слове), раскраска Лося.

Содержание НОД

  1. Организационный момент. Мотив.

Упражнение на внимание:

(стоя на ковре, логопед предлагает ребенку игры на внимание)

- Ну – ка, правая рука, дотянись до левого уха;

- А ты, левая рука, погладь правый локоть;

- А теперь правой рукой погладь себя по голове.

Логопед: Сегодня я предлагаю совершить путешествие в сказочный лес, но мы с тобой пойдем не одни. Ты узнаешь с кем, если отгадаешь загадку.

Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался ….(Колобок).

Логопед: Правильно, молодец. Колобок решил найти себе новых друзей. Поможем ему?

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Логопед: Покатился Колобок по дорожке.

А). Дыхательное упражнение: Ребенок прокатывает ватный шарик воздушной струей по дорожке.

(Слайд № 2)

Логопед: Прикатился в лес, а где искать друзей не знает. Видит, на опушке стоит Елка, решил ее спросить. А та устроила Колобку испытания, чтобы выяснить, что Колобок умеет делать?

(Слайд № 3)

Б) Артикуляционная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Чашечка», «Индюк» с использованием метода биоэнергопластики.

(Слайд № 4, 5, 6, 7).

Логопед: Елка предложила Колобку выложить из счетных палочек изображение елки.

(Ребенок выкладывает из счетных палочек елку).

В). Мелодико – интонационное развитие силы голоса:

Логопед: Ветерок прогуливается по каждой веточке и гудит: л – л – л – л

(Ребенок ведет пальчиком по палочкам, произносит звук [Л], с разной интонацией).

Логопед: Какой звук [Л].

Ребенок: Согласный, твердый, глухой отмечается синей фишкой.

Г). Автоматизация звука [Л] на материале слогов.

Логопед: Катится Колобок за звуком [Л] по лесу, песенки поет:

БЛА – БЛО – БЛУ;

ПЛУ – ПЛО – ПЛА;

ЛО – ЛО – ЛО на улице тепло;

УЛ – УЛ – УЛ у нас сломался стул;

ЛА – ЛА – ЛА нет в окне стекла.

(Ребенок проговаривает слоговые дорожки, чистоговорки).

(Слайд № 9)

Логопед: Докатился Колобок до дома Белочки. Как называется жилище белки?

Ребенок: Жилище белки называется дупло.

Логопед: А Белка живет на высоком дереве.

(Слайд № 10)

Логопед: И Белочка тоже устроила для Колобка небольшое испытание:

Д). Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук [Л], хлопни в ладоши: [В, Л, Т, Л, Н, С, Л, Л, Ф, Л].

Логопед: Сейчас буду называть слова, а ты хлопать в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Л]: (полка, лавка, яма, вода, лак, трава, слон, лапа, ландыш, халат, стол).

Логопед: Молодец, правильно услышали твои ушки звук [Л] в словах.

  1. Физминутка «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках).

Логопед: Но чтобы подняться к Белке в гости, нужно назвать каждую картинку (клубника, слон, блузка, клубок, платье, облако).

(Ребенок называет слова, поднимаясь вверх).

(Слайд № 11)

Логопед: А Белочка в это время наводит порядок, раскладывает парами картинки: к картинке с изображением одного предмета подбирает картинку с изображением нескольких таких же предметов. Колобок решил ей помочь.

Д/и игра: «Один много».

(Слайд № 12)

Ребенок: (Четко проговаривает слова)

ПЛОТ – ПЛОТЫ;

ГЛОБУС – ГЛОБУСЫ;

КЛУМБА – КЛУМБЫ;

КЛОУН – КЛОУНЫ;

КУКЛА – КУКЛЫ;

ЯБЛОКО – ЯБЛОКИ.

Логопед: Подружился Колобок с Белкой. Стал спускаться по лесенке, а чтобы он не оступился, нужно каждую картинку назвать ласково.

Ребенок: Облачко, платьице, клубочек, блузочка, слоник, клубничка.

(Слайд № 13)

Логопед: Покатился Колобок дальше и встретил в лесу Лося.

(Слайд № 14)

Логопед: Лось предлагает помочь ему определить наличие и место звука в словах (белка, лось, стол).

(Ребенок определяет позицию звука в словах).

Логопед: Молодец, мы помогли Колобку найти ему друзей, а теперь нам пора возвращаться обратно домой. Закрой глаза, а я посчитаю до трех, открой глаза вот мы и дома.

  1. Итог занятия: Рефлексия

Логопед: С кем подружился Колобок?

Ребенок: С белкой, лосем.

Логопед: Как можно назвать их, одним словом?

Ребенок: Дикие животные.

Логопед: Что тебе понравилось во время путешествия с Колобком? Какое задание тебе показалось трудным? Почему? Какой герой тебе понравился? Почему?

Логопед: За хорошую работу Колобок хочет тебе преподнести подарок, вот эту раскраску (Лося).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи...

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С в слогах и словах.

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука СЗадачи: Коррекционно-образовательные:-формирование кинестетического образа звука С (ощущения положения органов артик...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах

Цель: коррекция звукопроизошения у детей старшего возраста с ФНР.Задачи:Образовательные:...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в слогах и словах "Путешествие в страну Лулаландию"

Конспект позволит в игровой форме автоматизировать звук [л] в слогах и словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Р в слогах и словах».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах».(для детей старшего дошкольного возрастасо стертой формой дизартрии) ...