Формирование коммуникативно-вербальных средств общения в условиях ФГОС с помощью технологии " Умные мячики". разработанной Н.Луниной и М.Вороновой у детей с ОНР
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Практическое применение технологии " Умные мячики" на логопедических занятиях с детьми с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova_n.yu_.ispolzovanie_tehnologii_umnye_myachiki.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова Наталья Юрьевна, учитель-логопед МАОУ « ЦО № 1»г. Белгорода
Тема: «Формирование коммуникативно-вербальных средств общения в условиях ФГОС с помощью технологии «Умные мячики», разработанной Н. Луниной и М. Вороновой у детей с общим недоразвитием речи».
Вербально-коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста способствуют успешной социализации ребенка. Коммуникация выполняет три функции: требовательную (у младенцев), привлечение внимания с целью обменом информации и просительную. Таким образом, коммуникативные навыки начинают формироваться в раннем возрасте в отношениях со значимым лицом, далее распространяясь на окружение ребенка и определяют качество адаптации ребенка в социуме. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. Отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативных способностей является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) становится очень актуальной. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), проводит к снижению психической активности.
У детей с недоразвитием речи имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
В то же время, согласно Л.С. Выготскому, речь человека развиваются постольку, поскольку они реализуют общение между людьми, их взаимодействие. Речь только тогда является средством общения, когда применяется непосредственно в общении ребенка со сверстниками и взрослыми.
Для эффективного развития вербальных средств общения ребенка с ОНР необходимо ввести в различные коммуникативные ситуации (разные условия общения, виды деятельности). Необходимо побуждать у детей интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску обоюдных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление все время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения.
Для создания коммуникативных умений в условиях логопедического пункта для детей 5-7 лет мы используем технологию «Умные мячики», разработанную Н. Луниной и М. Вороновой. В основе программу положен нейропсихологический и кинезеологический подходы. Авторы предлагают использовать мячики в качестве хорошо знакомого и любимого детьми средства. Упражнения имеют разноуровневую сложность, используются в группе детей либо на индивидуальных занятиях.
Сама ситуация предъявления мячей вызывает у детей ряд вопросов: что это? Для чего это? Могу ли я с этим поиграть? Могу ли я потрогать мячик?
Мы предлагаем проявлять детям инициативу и даем возможность придумать упражнения, которые будут направлены на закрепление полученных знаний на занятии. Дети вспоминают логопедические игры, которые были на предыдущих занятиях. Им хорошо известны такие игры, как «Услышь ритм и повтори его точно так же», «Я знаю пять фруктов, овощей, профессий…», «Четвертый лишний». Дети называют все запомнившиеся им игры.
Логопед создает проблемную ситуацию и спрашивает, как в эти игры можно проиграть с помощью мячиков. Дети предлагают свои варианты, проигрывают их. Логопед участвует в этих играх.
В качестве домашнего задания детям нужно придумать вариант своего ритма и продемонстрировать его на следующем занятии.
На следующем занятии дети показывают, как они справились с заданием. Группа детей по очереди повторяет ритм каждого ребенка.
Логопед предлагает одному из детей выступить в качестве эксперта и ответить на вопросы: какой ритм был самым коротким, какой ритм самым длинным, какой ритм запоминается лучше, предложить варианты того, как запомнить ритм и его воспроизвести без ошибок.
На этом же занятии логопед знакомит ребят с упражнением «Я знаю пять имен». Дети становятся в круг. Каждый ребенок называет свое имя и перебрасывает мяч соседу. Сосед ловит мяч, называет предыдущее имя и свое и перебрасывает мяч стоящему рядом. Последний ребенок называет четыре имени и свое. В процессе выполнения этого упражнения развивается крупная моторика, координация, память, лексика, грамматика, восприятие, звукопроизношения и коммуникация.
По окончании занятия логопед предлагает познакомить с данной игрой детей, не посещающих логопункт и поиграть в нее на прогулке. Дети с удовольствием соглашаются с предложением. Охотно знакомят одногруппников с правилами, участвуют в играх и придумывают новые игры.
Обязательным заданием является выучить стихотворение по данной логопедом теме (стихотворение дает логопед, воспитатель либо родители). Далее каждый ребенок ищет себе напарника. Стихотворение учит и напарник. Дети рассказывают стихотворение, становясь друг напротив друга, перебрасывая мяч.
Когда дети успешно справляются с заданием, можно устроить конкурс «Лучшие чтецы».
Критерии эффективности программы:
1. Сформированность навыка рефлексии, т.е. умения понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.
2. Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов выражения собственных эмоций.
3. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях.
4. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
5. Повышение уровня самооценки и самоконтроля, уровня уверенности в себе и своих силах.
6. Сформированность навыков совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понимания невербальных средств общения у детей - аутистов
Здесь можно найти рекомендации для родителей и педагогов, воспитывающих детей с РДА...
Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предпол...
«Лепбук, как средство обучения в условиях ФГОС ДО»
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и...
«Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО»
В связи с внедрением ФГОС ДО, каждый педагог ищет новые подходы и идеи, которые помогут ему лучше и качественее организовать его педагогическую деятельность. Что такое ЛЭПбук и чем он интересен ...
Педагогический проект «Роль современных образовательных технологий в формировании экологической культуры старших дошкольников в условиях ФГОС»
Проект предназначен для работы с детьми старшей и подготовительной группы ДОУ...
План самообразования по теме:«Развитие познавательной активности детей через использование дидактических игр с помощью интерактивных средств обучения в условиях ФГОС ДО»
Цель: Внедрение интерактивных средств обучения (работа с детьми на интерактивном столе) в учебно-воспитательный процесс с целью повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса. 7.З...
Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе с помощью технологии «Дети-волонтеры»
Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им....