Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) по теме
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.
Детство – это каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия.
В.В. Сухомлинский
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.
В проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества».
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста;
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Исходя из актуальности этого направления, в нашем детском саду уделяется большое внимание по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.
Целью нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
- закреплять духовно-нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;
- развивать представление о России как о Родине.
Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей мы разделили на 3 тематических блока, которые очень взаимосвязаны.
- Блок «Я и моя семья» - Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим друзьям в детском саду.
В этом блоке за последнее время была проведена следующая работа: совместное с родителями изготовление стенда, посвященного 70летию Великой победы в ВОВ «Без прошлого нет будущего», непосредственно-образовательная деятельность «Подарок ветеранам» (прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням), постановка спектакля по сказке А.С.Пушкина «Золотая рыбка», экскурсия к памятнику Неизвестного солдата.
2. Блок «Малая Родина» - Расширение представлений у дошкольников о родном городе, области, природе родного края, воспитывает у детей любовь к Малой Родине. Акция «Зеленая Россия 2015», НОД «С чего начинается Родина?», изготовление альбома «Мой Исилькуль».
3. Блок «Россия» - Знакомство детей с Россией, со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку. Беседы, родительские часы, экскурсии в краеведческий музей и библиотеку.
В преддверии знаменательной даты 70-летия Победы в Великой Отечественной войне для ознакомления детей дошкольного возраста с героическим прошлым нашей страны был создан проект.
Этот проект предполагает привлечение детей и родителей к совместной деятельности и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы).
Результативность: 1. У детей появился интерес к изучению культуры родного края. 2. Сформировался необходимый объём знаний, чувство гордости и национального достоинства. 3. Пополнились знания о культурных событиях родного города, края и значимости для России. 4.Расширились знания о традициях, достопримечательностях и лучших людях нашего города. 5. Возросло желание детей изучать природу, традиции и быт родного края
Чувство патриотизма начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Все мероприятия способствовали сближению родителей с детьми, создавали радостную и бодрую атмосферу. Патриотизм, чувство гордости за свою Родину необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста.
В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме.
Библиографический список.
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – С. 82 - 92
3. Буре Р.С., Воспитатель и дети. / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – М., 1985.
4. Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / Методическое пособие для педагогов /А.Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. – СПб.: «ООО Издательство «Детство -пресс», 2010. – 192 с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой. – М., 1991.
6. Виноградова Н.Ф. Наша Родина / Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 1984. – 303 с.
7. Герасимова З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.
8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 60 - 68.
9. Дошкольникам о Москве (опыт педагогов города Москвы). Учебно – методическое пособие. – М.: Ижица, 2004. – 92 с.
10. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. – М., 1980.
11. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.
13. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. –Пермь, 2002. – 115 с.
14. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М., 2007.
15. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М., 2004. – С. 154 – 163.
16. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – Н. Новгород, 1997. – 263 с.
17. Крупская Н.К. «Избранные педагогические произведения» - М.:Просвещение, 1965. – С. 247 - 275
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя мама лучше всех" для детей старшего дошкольного возраста
занятие содержит дидактические игры и работу с изображениями. содержит стихи....
Тема: «Реализация образовательной области «Безопасность» через формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Журавушка» (представление инновационного педагогического опыта
на конкурс«Учитель года – 2014»)...
конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя мама лучше всех" для детей старшего дошкольного возраста
Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к родителям...
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА» (рассчитан для детей старшего дошкольного возраста)
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать па...
Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...
Методическая разработка нравственно-патриотического проекта «Мы помним! Мы гордимся!» для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка нравственно-патриотического проекта «Мы помним! Мы гордимся!» для детей старшего дошкольного возраста...