Презентация. "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда"
презентация по логопедии
Презентация. "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_s_peskom_v_rabote_logopeda.ppt | 747.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Песок – дар природы Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Песок способен « заземлять» отрицательную энергию , что важно в работе с «особыми» детьми. Песок – загадочный материал , обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга. Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психо-эмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук. Для дошкольников - это прежде всего игра , которая доставляет огромное удовольствие , а не дидактизированное обучение.
Для организации процесса песочной терапии потребуются: Песочница Песок Коллекция миниатюрных фигурок
Песочница Деревянный ящик размером 50*70*8 для индивидуальной работы, 100*140*8 для групповой. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Песочницы допускаются разных цветов.
Правила работыс песком Используется чистый обработанный песок. Песок необходимо прокаливать в духовой печи 1 раз в 3 дня. Во время карантина – каждый день. Дополнительная обработка – кварцевание песка в течение 25 минут ежедневно. К играм допускаются дети с чистыми руками.
Использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Я использую игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи.
Задачи: развитие диафрагмального дыхания; развитие фонематических представлений; совершенствование грамматического строя речи; активизация словаря; развитие связной речи; автоматизация поставленных звуков; развитие графо-моторных навыков; развитие пространственного гнозиса; развитие мелкой моторики.
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи. «Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. «Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное. «Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке. «Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца. «Песочный ветерок». Выдувать углубления, ямки, дорожки на поверхности песка. Ребенок дует в коктельную трубочку и рисует на песке из дорожек буквы.
Развитие фонематических представлений «Дорисуй лучик». Услышав заданный звук, ребенок рисует солнышку лучик. «Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук. «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали . «Выложи дорожку». Дети кладут камешки, когда услышат заданный звук, слог. «Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
Игры на совершенствование грамматического строя речи «Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось. «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. «Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Активизация словаря «Найди предмет». Нахождение предметов/картинок по нужной лексической теме; называние одним словом. Используется техника «археология» - откапывание предметов кисточками, палочками, пальчиками
Игры для развития связной речи «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке. «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью. «Покажи сказку». Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом ) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Игры для автоматизации звуков «Звуковая дорожка». Поместить в песочницу символ звука и предложить ребенку произносить звук и рисовать дорожку пальцем или палочкой. Игровое упражнение - пересыпать песок из ладошки в ладошку, произнося звук [с]. «Найди игрушку». Находить в глубине песка игрушки/картинки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово. «Кочки на болоте». Выложить из стеклянных камней дорожку с промежутками; перемещать по ним игрушку, произнося слог с заданным звуком (ла-ла-ла).
Игры для развития графо-моторных навыков Украшение ковриков узорами Рисование «дорожек» Выкладывание букв из различного материала Обводка трафаретов букв, рисование букв, дорисовывание элементов букв. Напечатать на песке букву, затем стереть элемент. Предложить ребенку вылечить «больную» букву, дорисовав недостающую часть. Дорисовывание фигур до предметов и украшение
Игры на развитие пространственного гнозиса Ориентация на песочном листе Упражнение «Секретики» . Прячем игрушку и даем инструкцию: «Две клетки вверх, три клетки вправо ...» Игра «Найди домик». «Жираф живет в левом верхнем углу и т. д.»
Игры на развитие мелкой моторики • Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения. • Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; • «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно. • Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово. «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой. • Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
• Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам. • Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку. • Выложить фишками геометрическую фигуру. • Просеять песок через сито, просеять песок через систему воронок и т.д. • Нарисовать узор кисточкой или палочкой • Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. • Песочницу можно использовать для нахождения игрушек, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек"). • Обвести пальцем контуры и шаблоны. • Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни, пуговицы и природные материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда"
Игры с песком для развития речи дошкольников...
Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда
В статье представлены варианты игр с песком с дошкольниками с речевыми нарушениями....
использование игр с песком в коррекционной работе учителя- логопеда
Песо́чная терапи́я – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно–символическом уровне, что повышает уверенность в себе ...
Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда
Данная статья излагает информацию о том, как частичный перенос логопедических занятий в песочницу оказывает большой воспитательный и образовательный эффект, усиливает желание ребёнка узнавать что-то н...
Презентация "Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения".
Презентация "Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"....
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловило увеличение количества детей с ОВЗ в ДОУ, в то...
Презентация "Использование ИКТ в создании мультипликационных фильмов в работе учителя-логопеда"
Для достижения максимально успешных результатов в преодолении речевых нарушений все чаще применяются нетрадиционные методы коррекционной работы с детьми....