использование игр с песком в коррекционной работе учителя- логопеда
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Песо́чная терапи́я – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно–символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.Предлагаю игры, которые можно использовать в логопедической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_s_peskom.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр с песком
в коррекционной работе
учителя-логопеда
Песо́чная терапи́я – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно–символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Он способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми. Это – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка – своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга.
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук.
Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.
Цели песочной терапии:
- Эмоциональное благополучие ребёнка.
- Самоактуализация.
- Коррекция речевых нарушений.
- Создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми – логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно–образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Терапевтические возможности:
- Существенно усиливает желание ребёнка узнать, что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
- В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
- Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
- Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
В логопедии с помощью игр с песком решаем следующие задачи:
- Развитие диафрагмального дыхания.
- Регуляция мышечного тонуса.
- Автоматизация корригируемых звуков.
- Развитие фонематического слуха.
- Формирование слоговой структуры слова.
- Обогащение и активизация словаря родного языка.
- Звуко- буквенный анализ.
- Формирование лексико–грамматических категорий языка.
- Развитие связной речи.
- Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу.
- Формирование у детей психологической базы речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы).
- Развитие мелкой моторики рук.
- Формирование у детей желания и умения коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице.
- Обучение детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.
При организации деятельности с песком используются следующие материалы:
- Миниатюрные фигурки: люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т. д.;
- Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки;
- Транспорт разного назначения;
- Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.);
- Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др. ;
- Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.) ;
- Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)
Предлагаю игры, которые можно использовать в логопедической работе.
Развитие диафрагмального дыхания:
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
– «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
– «Выровняй дорогу» – от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
– «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;
– «Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
– «Помоги зайцу» – в песке делается три–четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
– «Дорога к другу» – на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
– «Секрет» – в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
– «Добрый великан» – из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
Игры на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, развитие силы, ловкости пальцев, развитие дифференцированных движений, совершенствование мелкой моторики, развитие тактильно–кинестетических ощущений:
– положить ладони на песок , почувствовать полное расслабление пальцев;
– погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;
– погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;
– скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки);
– создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке;
– «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»;
– «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера;
– ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.
Все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно.
Развитие артикуляционной моторики:
– «Лошадка» – щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку»;
– «Качели» – языком ритмично двигать вверх–вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении;
– «Часики» – языком ритмично двигать вправо–влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку;
–«Расчёска» – язык протискивать между зубами вперёд – назад, пальцами – «граблями» двигать по песку, оставляя следы;
– «Накажи непослушный язычок» – губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуком «п–п–п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Автоматизация звуков:
– «Мотор» – произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука;
– «Горочка» – набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать её;
– «Дорожка» – произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками;
– «Найди игрушку» – находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося автоматизируемый звук;
– «Совпадение» – логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребёнок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой;
– «Клубочек» – проводим пальцем дорожку по песку или рисуем «клубочек».
Проговариваем слоговые дорожки или произносим автоматизируемый звук.
Развитие фонематического слуха:
– «Спрячь ручки» – прятать руки в песок, услышав заданный звук;
– «Слоговые дорожки» – рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки;
– «Водолаз» – со дна таза с пеком, ребёнок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками;
– «Два моря» – коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребёнок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»);
– «Мой город» – подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук, и строить город;
– «Два города» – под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает их и раскладывает на две группы.
Развитие словаря
«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.
Формирование слоговой структуры слова:
– «Следы на песке» – сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать;
– «Исправь ошибку» – логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску;
– «Раздели слово на слоги» – ребёнок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги;
– «Мельница» – ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать;
– «Художник» – логопед произносит слово, а ребёнок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове;
Совершенствование грамматического строя речи:
– «Лодочка» – в этом игровом упражнении можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
– предлоги от, к, над, между, в, из – за, у, перед, из – под;
– приставочные глаголы: приплыл, отплыл, переплыл, построили, пристроили, надстроили;
– наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко, высоко;
– «Чего не стало» – игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребёнка рассказать, что изменилось в песочной картине;
– «Подбери слово» – ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – лёгкий, блюдце – пластмассовое);
Развитие навыков звукового анализа слова и предложения:
На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Формирование предпосылок к обучению грамоте:
– «Напиши на песке» – ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает.
– «Буква потерялась» Детям так же можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребёнком слово( и наоборот).
Развитие связной речи:
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
– «Дорисуй картинку и составь предложение» – логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия;
– При словарной работе ребёнок выполняет определенные действия и анализирует их, кораблекрушение разбирает кораблик;
– «Начни предложение» – ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед заканчивает фразу;
– «Друзья» – при рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»);
– «Что случилось?» – при создании картины на песке ребёнок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что её шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов–сравнений, рассказов–описаний;
Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.
В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счётные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.
Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможностей для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда"
Игры с песком для развития речи дошкольников...
Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда
В статье представлены варианты игр с песком с дошкольниками с речевыми нарушениями....
Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда
Данная статья излагает информацию о том, как частичный перенос логопедических занятий в песочницу оказывает большой воспитательный и образовательный эффект, усиливает желание ребёнка узнавать что-то н...
Презентация. "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда"
Презентация. "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда"...
Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...