Фонетика. Зачем её развивать?
консультация по логопедии
Фонетическое развитие включает в себя такие понятия, как фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух – это способность человека к различению отдельных звуков.
Фонематическое восприятие – это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika._zachem_nuzhno_razvivat.docx | 384.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетическое развитие – умение слушать и слышать.
Зачем развивать у детей?
(консультация для воспитателей)
Фонетическое развитие включает в себя такие понятия, как фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух – это способность человека к различению отдельных звуков.
Фонематическое восприятие – это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.
Развитый фонематический слух позволяет:
- правильно произносить звуки;
- чётко произносить слова;
- владеть голосом (регулировать скорость, громкость, ..);
- овладеть лексико-грамматикой языка;
- успешно освоить чтение и письмо.
При несформированности фонематического слуха ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что сказали, а то, что он услышал.
Чем чревата несформированность фонематического слуха?
Сначала у дошкольников нарушается звукопроизношения, отмечаются замены звуков, их смешение, перестановка; отмечается в речи нарушение слоговой структуры, неправильное произнесение окончаний, пропуски предлогов…
Затем, у школьников, те же самые проблемы проявляются при чтении и на письме.
Страдает связная речь.
О достаточной сформированности фонематического слуха у дошкольника можно говорить, если:
к 2м годам – ребёнок начинает говорить (это самый яркий показатель, т.к. это значит, что у ребёнка формируется способность к восприятию человеческой речи);
в 3-4 года – ребёнок может дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твёрдые, соноры, шипящие и свистящие;
к 5ти годам – у ребёнка закончилось формирование правильного звукопроизношения.
Этапы формирования фонематического слуха:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса (дети узнают друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных).
3. Различение слов, близких по звуковому составу (миашка-миска, вагон или фагон..).
4. Различение слогов (на-ма-на, са-ца-са, па-ба-па..).
5. Различение звуков родного языка.
К школе ребёнку надо уметь:
- иметь понятие о неречевых звуках (природные, предметные, животные, музыкальные, звуки речи);
- выделять звуки в словах, определять место заданного звука (начало, середина, конец слова);
- делить слова на части (слоги), определять ударный слог (тот, который мы выделяем голосом, произносим громче других);
- определять количество звуков в слове, произносить звуки в слове последовательно;
- проводить анализ и синтез слов (разложить слова на звуки, слоги; собрать слово из звуков, слогов);
- определять количество слов в предложении, называть слова последовательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"
Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р" можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы ...
Формирование фонетико-фонематических представлений у дошкольников
Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной группы....
Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ
В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...
Фонетика для малышей. Зачем это нужно?
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать ...
Фонетика для малышей.зачем это нужно? (продолжение)
Фонетическое развитие ребёнка должно быть уже с самого раннего возраста. Это доступно родителям. Так чем же и как могут родители помочь своему малышу....
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...
Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне Лаврентьева, О. И. Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне / О. И. Лаврентьева, Л. О. Сафонова. — Текст : непосредс
Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас...