Фонетика. Зачем её развивать?
консультация по логопедии

Столярова Елена Владимировна

Фонетическое развитие включает в себя такие понятия, как фонематический слух и фонематическое восприятие.

         Фонематический слух – это способность человека к различению отдельных звуков.

Фонематическое восприятие – это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetika._zachem_nuzhno_razvivat.docx384.67 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетическое развитие – умение слушать и слышать.

Зачем развивать у детей?

 (консультация для воспитателей)C:\Users\User\Searches\Desktop\Screenshot_20200928_111630.jpg

Фонетическое развитие включает в себя такие понятия, как фонематический слух и фонематическое восприятие.

         Фонематический слух – это способность человека к различению отдельных звуков.

Фонематическое восприятие – это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.

Развитый фонематический слух позволяет:

- правильно произносить звуки;

- чётко произносить слова;

- владеть голосом (регулировать скорость, громкость, ..);

- овладеть лексико-грамматикой языка;

- успешно освоить чтение и письмо.

При несформированности фонематического слуха ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что сказали, а то, что он услышал.

Чем чревата несформированность фонематического слуха?

Сначала у дошкольников нарушается звукопроизношения, отмечаются замены звуков, их смешение, перестановка; отмечается в речи нарушение слоговой структуры,  неправильное произнесение окончаний, пропуски предлогов…

Затем, у школьников, те же самые проблемы проявляются при чтении  и на письме.

Страдает связная речь.

О достаточной сформированности фонематического слуха у дошкольника можно говорить, если:

к 2м годам – ребёнок начинает говорить (это самый яркий показатель, т.к.  это значит, что у ребёнка формируется способность к восприятию человеческой речи);

 в 3-4 года – ребёнок может дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твёрдые, соноры,  шипящие и свистящие;

к 5ти годам – у ребёнка закончилось формирование правильного звукопроизношения.

Этапы формирования фонематического слуха:

1. Узнавание неречевых звуков.C:\Users\User\Searches\Desktop\Screenshot_20200928_111245.jpg

2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и  звуков по высоте, силе, тембру голоса (дети узнают друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных).

3. Различение слов, близких по звуковому составу (миашка-миска, вагон или фагон..).

4. Различение слогов (на-ма-на, са-ца-са, па-ба-па..).

5. Различение звуков родного языка.

К школе ребёнку надо уметь:

- иметь понятие о неречевых звуках (природные, предметные, животные, музыкальные, звуки речи);

- выделять звуки в словах, определять место заданного звука (начало, середина, конец слова);

- делить слова на части (слоги), определять ударный слог (тот, который мы выделяем голосом, произносим громче других);

- определять количество звуков в слове, произносить звуки в слове последовательно;

- проводить анализ и синтез слов (разложить слова на звуки, слоги; собрать слово из звуков, слогов);

- определять количество слов в предложении, называть слова последовательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"  можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы ...

Формирование фонетико-фонематических представлений у дошкольников

Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной группы....

Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ

В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы  коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...

Фонетика для малышей. Зачем это нужно?

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без  нее   нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать ...

Фонетика для малышей.зачем это нужно? (продолжение)

Фонетическое развитие ребёнка должно быть уже с самого раннего возраста. Это доступно родителям. Так чем же и как могут родители помочь своему малышу....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне Лаврентьева, О. И. Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне / О. И. Лаврентьева, Л. О. Сафонова. — Текст : непосредс

Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас...