Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"  можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы использовать во фронтальном занятии. Особенностью занятия и его важным элементом является работа с аппликацией, что развивает мелкую моторику, оптико-пространственные представления, внимание, наблюдательность. Тем самым к концу занятия у ребенка закрепляется не только звук Р, но еще он видит результаты своего труда в виде собственнной аппликации, которую даже можно подарить маме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_r.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Тема: Звук Р

Задачи

Образовательные:

  • расширение  и активизация словарного запаса;
  • закрепление умения составлять и анализировать словосочетания и предложения;
  • закрепление умения составлять рассказ по опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие:

  • вызывание звука «р» в звукосочетаниях тр, др;
  • выявление возможных позиций правильного произношения звука «р»;
  • автоматизация звукосочетаний в слогах, словах, предложениях;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие логического мышления;
  • развитие внимания, памяти и наблюдательности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к ручному труду;
  • обучение навыку сотрудничества со взрослым.

Тип занятия: стандартное.

Форма занятия: индивидуальное.

Оборудование:

  • Лист с написанным предложением и картинкой (3 шт.);
  • Готовая аппликация на картоне;
  • Отдельные заготовки к данной аппликации для ребенка;
  • Изготовленное пособие «найди выход из лабиринта».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Л – Логопед.

Л: - Сегодня у нас экзамен. И мы с тобой покажем нашим гостям, как мы научились красиво и правильно говорить. Сядь, пожалуйста, прямо, спина прямая, на стульчике сидим спокойно. Руки на столе.

  1. Артикуляционная гимнастика

Л: - А сейчас мы разомнем язычок. Он должен быть очень послушным, чтобы помогать тебе красиво говорить. Какое у нас первое упражнение? – «Лягушки». Вот понравилось лягушкам, тянут губы прямо к ушкам. – «Трубочка» (1-3), «Лягушки – трубочка». «Окошко», «Лошадки», «Грибок», «Вкусное варенье», «Гармошка».

  1.  Вспомнить правильную артикуляцию при произнесении тр, др. Вызывание звукосочетания «тр». Порядок упражнения.

Л: - Давай  вспомним, что мы учились говорить на прошлых занятиях. Как у нас заводится трактор? – «Тр». А теперь давай красиво скажем. Вспомним, где у нас находится язык. Рот открыт, язык поднят к небу. Ножка длинная, стройная, красивая. Боковые края язычка прижаты к верхним зубам. Глубоко вздохнули и с силой выпустили воздух. Зубы видны. Очень хорошо трактор заводится. А теперь давай подольше произнесем тр.

Добиться раскатистого длительного произнесения звукосочетания тр.

  1. Отраженная речь

Л: - Я тебе буду сейчас говорить слоги и слова, в которых есть эти слоги, а ты будешь за мной следить, чтобы ты так же правильно и красиво говорил, как я, хорошо?

Тра – трамплин;

Тро – трогать, трогает, тронут;

Тру – трудно, трудность;

Тры – отрывок.

Л: - А теперь посмотри, какое задание мы сейчас будем выполнять. Внимательно слушай.

Инструкция: Я сейчас буду читать предложения, а ты должен будешь смотреть на картинку и дополнять то, что я не назвала. А потом без меня правильно повторишь эти предложения.

Давай попробуем.

Петр видел (страуса).

Трофим поит лошадь из (ведра).

В (тетради) осталось одна страница.

Л: - Молодец, все выполнил верно.

  1. Выполнение аппликации

Л: - А теперь мы с тобой поиграем. Посмотри, какая у меня интересная картинка. Ты знаешь, как делают такие картинки?

- Из цветной бумаги.

А посмотри, на что наклеены части картинку. Как эта бумага называется? (показать) –картон.

- Правильно. Посмотри, у меня есть специально приготовленные части картинки. Ты должен расположить эти части как картинке так же, как и у меня, и обязательно назвать эти части.

-Что сначала возьмешь? (траву)

- Потом построили дом.

-Из каких геометрических фигур состоит дом? (из красного квадрата и желтого треугольника).

- А теперь давай построим дом.

- Что у нас треугольной формы? (крыша)

- А что ты видишь на крыше? (трубу). Какого она цвета?

- Какой номер дома? (три)

- Что еще ты видишь на картинке?

- Около дома дрова. На траве лежат дрова, – повтори.

- Еще что ты видишь? (тропу к дому).

-Кто бежит по тропе? (Собака). Давай назовем собаку Дружок.

- Где бежит Дружок?

Дружок бежит по тропе, - повтори.

- А еще что видишь? Забор, облака.

-Облака какие? Кудрявые.

По небу плывут кудрявые облака, - повтори.

  1. Д/И «Найди выход из лабиринта»

Л: - Очень хорошо ты мне рассказал про картинку. Давай мы ее пока отложим, потом приклеим. А теперь посмотри вот сюда. Видишь, это сказочная тропа. И мы сейчас с тобой будем искать выход, составляя маленький рассказ. Вот посмотри на эти картинки – помощники. Они тебе покажут правильный выход.

- Послушай меня, я начну рассказ, а ты будешь мне помогать.

(Составление рассказа по изготовленному пособию).

- Давай теперь посмотрим, какую картину нарисовал Буратино.

Вопросы по картине:

  1. Что изображено на картине?
  2. А ты знаешь, что такое отражение?

Л: - Давай посмотрим в зеркало.

Отражение – это то, что мы видим в зеркале, в воде, в окне. А теперь внимательно посмотри на картину. Видишь, все дома, башни, троллейбус, кран видны в воде. Это их отражение.

  1. - Скажи, заметил ли ты какие-нибудь неточности в картине?

Все ли правильно нарисовал Буратино? Посмотри, как расположены башни, кран и т.п.

- Буратино неверно изобразил отражение.

- Ты слышал, что у тебя не всегда правильно и красиво получается слова. Но я уверенна, что ты очень постараешься и будешь говорить без ошибок.

  1. Подведение итога

Л: - Что тебе больше всего запомнилось на занятии? А что понравилось?

- Что мы составляли по картинкам?

- Какой звук мы учились выговаривать? и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность " Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".

Данное занятие позволяет развивать у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи чувство ритма, плавную, связную речь....

Конспект занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»

Тема: Дифференциация звуков [C-Cь-З-Зь]. Буквы С, З.Задачи:1.     Коррекционно-образовательные:- Закреплять знания о звуках [C-Cь-З-Зь] и буквах С и З; понятия «гласный – согласный...

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением...

Организация комплексного подхода в формировании пространственных представлений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Комплексный подход в формировании пространственных представлений у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста должен строиться в соответствии с последовательностью их формировани...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе по теме "Звук А".

Конспект  открытого фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе по теме "Звук А"....

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе “Звук и буква С”

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе “Звук и буква С&rdquo...

Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи

Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи...