Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р" можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы использовать во фронтальном занятии. Особенностью занятия и его важным элементом является работа с аппликацией, что развивает мелкую моторику, оптико-пространственные представления, внимание, наблюдательность. Тем самым к концу занятия у ребенка закрепляется не только звук Р, но еще он видит результаты своего труда в виде собственнной аппликации, которую даже можно подарить маме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuk_r.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Тема: Звук Р
Задачи
Образовательные:
- расширение и активизация словарного запаса;
- закрепление умения составлять и анализировать словосочетания и предложения;
- закрепление умения составлять рассказ по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие:
- вызывание звука «р» в звукосочетаниях тр, др;
- выявление возможных позиций правильного произношения звука «р»;
- автоматизация звукосочетаний в слогах, словах, предложениях;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственных представлений;
- развитие логического мышления;
- развитие внимания, памяти и наблюдательности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к ручному труду;
- обучение навыку сотрудничества со взрослым.
Тип занятия: стандартное.
Форма занятия: индивидуальное.
Оборудование:
- Лист с написанным предложением и картинкой (3 шт.);
- Готовая аппликация на картоне;
- Отдельные заготовки к данной аппликации для ребенка;
- Изготовленное пособие «найди выход из лабиринта».
Ход занятия
- Организационный момент
Л – Логопед.
Л: - Сегодня у нас экзамен. И мы с тобой покажем нашим гостям, как мы научились красиво и правильно говорить. Сядь, пожалуйста, прямо, спина прямая, на стульчике сидим спокойно. Руки на столе.
- Артикуляционная гимнастика
Л: - А сейчас мы разомнем язычок. Он должен быть очень послушным, чтобы помогать тебе красиво говорить. Какое у нас первое упражнение? – «Лягушки». Вот понравилось лягушкам, тянут губы прямо к ушкам. – «Трубочка» (1-3), «Лягушки – трубочка». «Окошко», «Лошадки», «Грибок», «Вкусное варенье», «Гармошка».
- Вспомнить правильную артикуляцию при произнесении тр, др. Вызывание звукосочетания «тр». Порядок упражнения.
Л: - Давай вспомним, что мы учились говорить на прошлых занятиях. Как у нас заводится трактор? – «Тр». А теперь давай красиво скажем. Вспомним, где у нас находится язык. Рот открыт, язык поднят к небу. Ножка длинная, стройная, красивая. Боковые края язычка прижаты к верхним зубам. Глубоко вздохнули и с силой выпустили воздух. Зубы видны. Очень хорошо трактор заводится. А теперь давай подольше произнесем тр.
Добиться раскатистого длительного произнесения звукосочетания тр.
- Отраженная речь
Л: - Я тебе буду сейчас говорить слоги и слова, в которых есть эти слоги, а ты будешь за мной следить, чтобы ты так же правильно и красиво говорил, как я, хорошо?
Тра – трамплин;
Тро – трогать, трогает, тронут;
Тру – трудно, трудность;
Тры – отрывок.
Л: - А теперь посмотри, какое задание мы сейчас будем выполнять. Внимательно слушай.
Инструкция: Я сейчас буду читать предложения, а ты должен будешь смотреть на картинку и дополнять то, что я не назвала. А потом без меня правильно повторишь эти предложения.
Давай попробуем.
Петр видел (страуса).
Трофим поит лошадь из (ведра).
В (тетради) осталось одна страница.
Л: - Молодец, все выполнил верно.
- Выполнение аппликации
Л: - А теперь мы с тобой поиграем. Посмотри, какая у меня интересная картинка. Ты знаешь, как делают такие картинки?
- Из цветной бумаги.
А посмотри, на что наклеены части картинку. Как эта бумага называется? (показать) –картон.
- Правильно. Посмотри, у меня есть специально приготовленные части картинки. Ты должен расположить эти части как картинке так же, как и у меня, и обязательно назвать эти части.
-Что сначала возьмешь? (траву)
- Потом построили дом.
-Из каких геометрических фигур состоит дом? (из красного квадрата и желтого треугольника).
- А теперь давай построим дом.
- Что у нас треугольной формы? (крыша)
- А что ты видишь на крыше? (трубу). Какого она цвета?
- Какой номер дома? (три)
- Что еще ты видишь на картинке?
- Около дома дрова. На траве лежат дрова, – повтори.
- Еще что ты видишь? (тропу к дому).
-Кто бежит по тропе? (Собака). Давай назовем собаку Дружок.
- Где бежит Дружок?
Дружок бежит по тропе, - повтори.
- А еще что видишь? Забор, облака.
-Облака какие? Кудрявые.
По небу плывут кудрявые облака, - повтори.
- Д/И «Найди выход из лабиринта»
Л: - Очень хорошо ты мне рассказал про картинку. Давай мы ее пока отложим, потом приклеим. А теперь посмотри вот сюда. Видишь, это сказочная тропа. И мы сейчас с тобой будем искать выход, составляя маленький рассказ. Вот посмотри на эти картинки – помощники. Они тебе покажут правильный выход.
- Послушай меня, я начну рассказ, а ты будешь мне помогать.
(Составление рассказа по изготовленному пособию).
- Давай теперь посмотрим, какую картину нарисовал Буратино.
Вопросы по картине:
- Что изображено на картине?
- А ты знаешь, что такое отражение?
Л: - Давай посмотрим в зеркало.
Отражение – это то, что мы видим в зеркале, в воде, в окне. А теперь внимательно посмотри на картину. Видишь, все дома, башни, троллейбус, кран видны в воде. Это их отражение.
- - Скажи, заметил ли ты какие-нибудь неточности в картине?
Все ли правильно нарисовал Буратино? Посмотри, как расположены башни, кран и т.п.
- Буратино неверно изобразил отражение.
- Ты слышал, что у тебя не всегда правильно и красиво получается слова. Но я уверенна, что ты очень постараешься и будешь говорить без ошибок.
- Подведение итога
Л: - Что тебе больше всего запомнилось на занятии? А что понравилось?
- Что мы составляли по картинкам?
- Какой звук мы учились выговаривать? и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность " Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".
Данное занятие позволяет развивать у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи чувство ритма, плавную, связную речь....
Конспект занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»
Тема: Дифференциация звуков [C-Cь-З-Зь]. Буквы С, З.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:- Закреплять знания о звуках [C-Cь-З-Зь] и буквах С и З; понятия «гласный – согласный...
Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи
Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением...
Организация комплексного подхода в формировании пространственных представлений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Комплексный подход в формировании пространственных представлений у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста должен строиться в соответствии с последовательностью их формировани...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе по теме "Звук А".
Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе по теме "Звук А"....
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе “Звук и буква С”
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе “Звук и буква С&rdquo...
Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи
Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи...