Формирование фонематического восприятия у детей
методическая разработка по логопедии

Мельникова Светлана Александровна

Формирование фонематического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование фонематического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста"

Учитель-логопед: Мельникова С.А.

МБДОУ

2

Формирование фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы) является ведущим направлением в преодолении различных нарушений речи: стойкое исправление речи может быть осуществлено при опережающем формировании фонемовосприятия. "При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов писала Левина Р.Е. . Такими узловыми образованиями Левина Р.Е. считала фонематическое восприятие и звуковой анализ - операция мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) сочетание звуков, слогов и слов. В дошкольный период выделяют 5 этапов формирования фонематического восприятия:

Этапы формирования фонемовосприятия

3

I ЭТАП: Этапы узнавания неречевых звуков

ЦЕЛЬ: развитие и тренировка физического слуха, сравнение акустических восприятий.

Усложнения:

  • увеличение количества звучащих предметов (5-6);
  • наличие зрительной опоры (+, -);
  • уменьшение контрастности звучащих предметов.

Значение:

  • развивается ведущий анализатор в усвоении речи окружающих - слуховой;
  • формируется умение воспринимать звук, шум, выделять заданный;
  • развивается слуховое внимание, слуховая память.

4

II-ЭТАП:        "Различие одинаковых звукокомплексов"

Усложнения:

  • увеличение количества звуков в звукокомплексе;
  • зрительная опора (+,-); картинки атрибуты.

Значение:

  • развивать умение выделять отличие в звучание:
  • воспроизводить отличающиеся звукокомплексы.

5

III- ЭТАП: Различие слов близких по звуковому составу

ЦЕЛЬ:        - развитие слухового внимания;

- формирование понятия о рифме.

IV ЭТАП: Дифференциация слогов.

ЦЕЛЬ: Развитие умения различать слоги сходные по артикуляции или по звучанию.

V ЭТАП: Дифференциация

6

фонем

ЦЕЛЬ:        - развитие артикулярного праксиса;

- создание акустико - артикуляторного образа звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования фонематического восприятия у детей с ОНР."

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умению различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы....

формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста....

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение  эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»

Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...