Использование ватных палочек в логопедической работе для постановки звуков
методическая разработка по логопедии
В настоящее время, когда количество детей с ТНР увеличивается, и при коррекции звукопроизношения логопеду необходима комплексная работа (артикуляционная гимнастика и механическая помощь), используются зонды, но многие дети боятся их, да и купить каждому ребенку свои зонды невозможно, поэтому я использую зондозаменители ( ватные палочки). Зондозаменители (ватные палочки) имеют много преимущест в коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_vatnyh_palochek_v_logopedicheskoy_rabote.odt | 346.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАТНЫХ ПАЛОЧЕК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
Богданова М.В.
г.Тихвин, 2020 г.
Всем известно, что развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается с 7 годами.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, несформированность связной речи, сокращение звуко-слоговой структуры слова.
Выделяют такие речевые нарушения, как:
1. ФФНР (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с нарушением восприятия (фонематический слух) и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
2. ЗРР (Задержка речевого развития) - характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов речи: ребенок не только не-правильно произносит большинство согласных звуков, но и не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью. Некоторые ученые считают задержку речевого развития проблемой более психологической, чем логопедической, так как именно психология рассматривает вопросы задержки развития психических функций.
3.ОНР (Общее недоразвитие речи))– это «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте».
У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
- речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;
- речь детей с ОНР малопонятна.
Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
- I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Это группа, так называемых, «неговорящих детей». Тем не менее у них присутствует «лепетная речь».
- II уровень ОНР. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Развитие речи и произношение таких детей значительно отстают от возрастной нормы.
- III уровень ОНР характеризуется лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим недоразвитием при развернутой фразовой речи.
- IV уровень ОНР характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.
4. Дизартрия. Возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи), нарушение голосообразования и дыхания. Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объему. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать многие известные им слова в активной речи. Про детей-дизартриков действительно можно сказать, что они все понимают, но многое сказать не могут. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такие специфические ошибки, как пропуск предлогов (мять толом – мяч под столом), недоговаривание окончаний (зё-ни сяй – зеленый шар), что тоже связано с трудностями произношения мно-гих звуков.
В дошкольные учреждения с логопедическими группами чаще всего по-ступают дети со стертой дизартрией.
5. Алалия. Алалия - это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Алалию и вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Последние исследования доказывают, что при алалии имеют место множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий. Некоторые ученые отмечают ведущую роль в возникновении алалии родовых черепно-мозговых травм и асфиксии (кис-лородного голодания) новорожденных. При чем в большинстве случаев родовые травмы и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание (внутриутробную гипоксию). К возникновению алалии могут привести так же внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг. Некоторые западные исследователи подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности к алалии.
Нельзя считать алалию просто временной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется в последующем на патологической основе. В современной логопедии принято говорить о моторной и сенсорной алалии.
При моторной алалии отмечаются позднее речевое развитие, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, позднее формирование фразовой речи, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи (желания общаться с помощью речи). Если говорить о неречевой симптоматике моторной алалии, то следует отметить недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Исследователи отмечают сужение объема памяти и быстрое угасание возникших следов. Особенно у ребенка с алалией страдает память на слова, фразы, тексты. Можно отметить характерные для детей с моторной алалией ограниченность и неустойчивость внимания и восприятия. Дети как бы скользят взглядом по предметам, объектам, картинкам, не улавливая существенных деталей. Многие исследователи сходятся на том, что интеллект у них вторично изменен в связи с состоянием речи, и можно говорить о вторичной задержке умственного развития. Следует отметить примитивизм, конкретность мышления детей с моторной алалией. Интеллектуальная недостаточность усугубляется повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, работоспособности. У большинства детей отмечаются физическая недостаточность и соматическая (физическая) ослабленность. Обязательно следует отметить общую моторную неловкость детей с моторной алалией, неуклюжесть, раскоординированность, заторможенность или расторможенность движений. Особенно страдает мелкая моторика пальцев. Малыш с трудом овладевает навыками самообслуживания, долго держит ложку и карандаш в кулачке, не может застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
При сенсорной алалии первично нарушение понимания речи, что приводит к затруднениям в формировании экспрессивной (активной) речи. У детей с сенсорной алалией не формируется связь между словом и обозначаемым им предметом. Усвоение экспрессивной речи во многом зависит от имитационных способностей ребенка с сенсорной алалией. Некоторые дети с сенсорной алалией совсем не понимают речи окружающих, относятся к ней как к шуму, не реагируют даже на собственное имя, не различают звуки речи и неречевые шумы. Другие – понимают отдельные обиходные слова, но теряют их на фоне развернутого высказывания. У отдельных детей наоборот понимание изолированных слов затруднено более, чем понимание фраз. В ряде случаев дети понимают обращенную к ним фразу только после неоднократного повторения, так как одноразовый раздражитель оказывается недостаточным для восприятия. Некоторые исследователи отмечают, что при сенсорной алалии всегда наблюдается незначительное снижение тонального (физического) слуха, но оно не является ведущим в картине речевого недоразвития. Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфическим состоянием коры головного мозга. Дети с сенсорной алалией широко использую жесты и мимику, игру сопровождают модулированным лепетом, четко реагируют на изменение интонации обращающегося к ним человека, не понимая при этом смысла фраз. При правильно организованном обучении дети с сенсорной алалией начинают понимать ситуативную речь. При наличии собственной речи они говорят легко, плавно, не задумываясь над подбором слов, не замечая ошибок в собственной речи. У безречевых детей с сенсорной алалией часто отмечается двигательное беспокойство, дети хаотичны в деятельности. Можно говорить о нарушениях личности, разнообразных трудностях поведения, импульсивности, вторичной задержке умственного развития. В чистом виде сенсорная алалия встречается крайне ред-ко. Чаще недостаточность речи при моторной алалии приводит к снижению понимания вторичного характера, поэтому можно говорить о смешанной форме алалии – моторной алалии с сенсорным компонентом или сенсомоторной алалии.
Причины речевых нарушений:
- различная внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;
- родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
- заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);
- травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в дошкольном возрасте, ранняя логопедическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время формирование навыков правильной речи имеет большое значение, и детей с речевыми патологиями становится все больше и больше, поэтому очень важен поиск наиболее эффективных форм. При коррекции звукопроизношения с детьми со значительными речевыми расстройствами используются 3 способа постановки звуков:
- по подражанию;
- с механической помощью;
- смешанный.
Первый способ основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук по подражанию логопеду. При этом кроме акустических опор, используются зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Работа предусматривает развитие артикуляторной моторики при помощи артикуляционной гимнастики. Чем лучше подготовлен язык, тем более успешно будет найдена нужная поза для произнесения того или иного звука. Но сложность в том, что у многих детей сейчас артикуляционный аппарат не развит. И артикуляционной гимнастики недостаточно для постановки звуков.
Второй способ основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными постановочными зондами. Многие дети боятся зондов, всячески избегая общения с ними. Здесь на помощь логопеду приходят «зондозаменители». В своей работе по коррекции звукопроизношения, я использую такие «зондозаменители», как ватные палочки.
Преимущества использования ватных палочек:
1. Использование знакомых предметов меньше пугает детей.
2. При соблюдении определенных гигиенических правил, использование ватных палочек может быть очень эффективным.
3.Являются индивидуальными для каждого ребенка.
4. Используются для проведения легкого логопедического массажа.
5. Подходят для растягивания подъязычной складки (подъязычной уздечки) и для формирования правильный артикуляционных укладов.
Зонды для постановки звуков, могут быть изготовлены из титана или нержавейки (проволока). Минимальный комплект содержит 6 постановочных зондов. Этого достаточно для работы над всеми группами звуков. Есть комплекты из 8 и 12 постановочных зондов.
Описание постановочных логопедических зондов по Рау:
1.Постановочный логопедический зонд №1 (для постановки заднеязычных звуков и шипящих звуков,).
2.Постановочный логопедический зонд №2 (для постановки свистящих звуков).
3.Постановочный логопедический зонд №3 (для постановки шипящих звуков).
4.Постановочный логопедический зонд №4 (для постановки звука Л).
5.Постановочный логопедический зонд №5 (для постановки шипящих и заднеязычных звуков).
6.Постановочный логопедический зонд №6 (для постановки звука Р).
Комплект постановочных зондов я заменяю ватными палочками. Ватными палочками я ставлю свистящие звуки, помогая ребенку соблюдать артикуляцию, упирая язычок в нижние резцы.
Для постановки шипящих звуков, удерживая язычок, если мышцы языка слабые и ребенку трудно удерживать артикуляцию. Для постановки соноров. Также с детьми мы «заводим мотор», «стреляем из пулемета», используя ватные палочки. Этот метод очень доступен, нравится и детям, и родителям.
Литература:
1.http://school34spb.ru/attachments/article/239/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8_%D1%81_%D0%A2%D0%9D%D0%A0.pdf
2.https://www.detki-psy.ru/glossarij/onr.html
4.https://edu.tatar.ru/n_chelny/page92702.htm/page1735976.htm
5.https://www.logopedplus.ru/articles/logopedicheskie-zondy/postanovochnye-zondy-po-rau/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Постановка звука [с]». (с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий, ИКТ).
Постановка звука [с]...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Использование камешков Марблс в логопедической работе по постановке и автоматизации поставленных звуков
камешки Марблс материал, который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями....
Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий для индивидуальной работы по постановке звуков"
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Психолого-педагогические исследов...
Консультация для логопедов "Использование камешков Марблс в логопедической работе по постановке и автоматизации поставленных звуков"
Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работ...