Игры, развивающие сенсомоторный уровень речи
методическая разработка по логопедии

Оксана Геннадьевна Карпова

Мастер-класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraya_razvivaem_rech.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №23 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Мастер-класс для воспитателей на тему:

 «Играя, развиваем речь»

Составил:

учитель-логопед

Карпова О.Г.

Проверил:

старший воспитатель

Родкина Н.В.

г.Домодедово

январь, 2017

Цель:

     научить педагогов ориентироваться в многообразии игр, развивающих сенсомоторный уровень речи детей.

Задачи:

  1. сформировать представления об играх, развивающих пространственные представления и межполушарное взаимодействие
  2. обучить соединению артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук
  3. заинтересовать в организации и проведении подобных игр на прогулке и в группе, а также в создании соответствующих пособий.

 

    Психическое и соматическое здоровье детей сегодня не просто вызывает интерес профессионалов. В последние годы обозначилась тенденция к очевидному отягощению соматического развития. Почти каждый ребенок сегодня развивается на фоне общего «нездоровья». Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Для многих детей характерно речевое недоразвитие. Возникая в раннем возрасте, неблагоприятные нюансы развития ребенка (без соответствующей профилактики и коррекции) благополучно перекочевывают в дошкольную, а затем и в школьную реальность. И если, в силу разных обстоятельств, где-то произошел сбой в программе психического развития, трудности будут нарастать, как снежный ком. Ведь в психологическом развитии нет изолированных линий. Речь и пространственные представления, эмоции и движение, восприятие, память и мышление формируются в едином потоке.

     Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития  сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. 

     Сенсомоторное  воспитание – это не только ознакомление детей с цветом, формой и величиной предметов. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.   
Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться. 
    Сенсомоторный уровень любого психического процесса (восприятие, речь, движение) является базой, фундаментом речевой, когнитивной и регуляторной систем. (Слайд 1)

Важной частью развития сенсомоторных способностей являются:

  • Пространственные представления
  • Межполушарное взаимодействие
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
  • Ритмизованные игры
  • Хороводы
  1. Пространственные представления являются одной из наиболее рано дебютирующих, но долго формирующихся в онтогенезе психических функций. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма. И все это скажется на успешности ребенка в жизни.

Объективно существует 3 вида пространственных представлений:

Соматогнозис – схема тела.

Внешнее  пространство.

      Квазипространство – упорядоченность в системах знаков и символов, выработанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям. (Слайд 2)

  1. Межполушарное взаимодействие

Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. А сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст. Главная задача – это восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями мозга. Чем гармоничнее работают оба полушария, тем успешнее ребенок. (Слайд 3)

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела.
Данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Они так же улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и пониманию (перекрестные шаги и прыжки; ленивые восьмерки; двойной рисунок).

Упражнения, стимулирующие мыслительные процессы.

Данные упражнения повышают способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимают стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.

(энергетическая зевота; качания головой; шапка для размышлений)

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (биоэнергопластика)

это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

  4. Ритмизованные игры

  5. Хороводы

Хоровод способствует коммуникации и сплочению детей, а также развивает координацию движений, память и речь. Подвижные хороводные игры – это ваша палочка-выручалочка. Их преимуществом является то, что место проведения не ограничивается рамками, а сам ход игры, зачастую, приводит детей в восторг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающий сенсомоторнный кубик "Я - сам".

Развивающий кубик помогает научиться пользоваться различными видами застёжек: пряжками, фиксаторами, пуговицами, липучками, молниями, кнопками, развязывать и завязывать шнурки. Пособие развивает ...

Программа коррекции сенсомоторного уровня речи «Дельфины»

I.  Пояснительная запискаДанная программа представляет собой цикл занятий, направленных на коррекцию и абилитацию детей с отклоняющимся типом развития, имеющих различные варианты недоразвития реч...

Авторское пособие "Развивающая сенсомоторная зона"

Многие логопеды, начиная свою профессиональную деятельность, неизбежно  сталкиваются с проблемой организации  и оформления  логопедического кабинета. Я хочу поделиться опытом того, как ...

Организация предметно-развивающей среды во второй группе раннего возраста с использованием развивающей сенсомоторной среды «Фиолетовый лес».

Самой любимой и естественной деятельностью дошкольников является игра. Она  сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятельнос...

Консультация для родителей на тему "Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6-7 лет с недоразвитием речи".

Считается, что главное от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, у ребенка формируется звукоподражание, в процессе звукопод...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...