Игры, развивающие сенсомоторный уровень речи
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №23 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Мастер-класс для воспитателей на тему:
«Играя, развиваем речь»
Составил:
учитель-логопед
Карпова О.Г.
Проверил:
старший воспитатель
Родкина Н.В.
г.Домодедово
январь, 2017
Цель:
научить педагогов ориентироваться в многообразии игр, развивающих сенсомоторный уровень речи детей.
Задачи:
- сформировать представления об играх, развивающих пространственные представления и межполушарное взаимодействие
- обучить соединению артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук
- заинтересовать в организации и проведении подобных игр на прогулке и в группе, а также в создании соответствующих пособий.
Психическое и соматическое здоровье детей сегодня не просто вызывает интерес профессионалов. В последние годы обозначилась тенденция к очевидному отягощению соматического развития. Почти каждый ребенок сегодня развивается на фоне общего «нездоровья». Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Для многих детей характерно речевое недоразвитие. Возникая в раннем возрасте, неблагоприятные нюансы развития ребенка (без соответствующей профилактики и коррекции) благополучно перекочевывают в дошкольную, а затем и в школьную реальность. И если, в силу разных обстоятельств, где-то произошел сбой в программе психического развития, трудности будут нарастать, как снежный ком. Ведь в психологическом развитии нет изолированных линий. Речь и пространственные представления, эмоции и движение, восприятие, память и мышление формируются в едином потоке.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Сенсомоторное воспитание – это не только ознакомление детей с цветом, формой и величиной предметов. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.
Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться.
Сенсомоторный уровень любого психического процесса (восприятие, речь, движение) является базой, фундаментом речевой, когнитивной и регуляторной систем. (Слайд 1)
Важной частью развития сенсомоторных способностей являются:
- Пространственные представления
- Межполушарное взаимодействие
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
- Ритмизованные игры
- Хороводы
- Пространственные представления являются одной из наиболее рано дебютирующих, но долго формирующихся в онтогенезе психических функций. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма. И все это скажется на успешности ребенка в жизни.
Объективно существует 3 вида пространственных представлений:
Соматогнозис – схема тела.
Внешнее пространство.
Квазипространство – упорядоченность в системах знаков и символов, выработанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям. (Слайд 2)
- Межполушарное взаимодействие
Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. А сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст. Главная задача – это восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями мозга. Чем гармоничнее работают оба полушария, тем успешнее ребенок. (Слайд 3)
Упражнения, пересекающие среднюю линию тела.
Данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Они так же улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и пониманию (перекрестные шаги и прыжки; ленивые восьмерки; двойной рисунок).
Упражнения, стимулирующие мыслительные процессы.
Данные упражнения повышают способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимают стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.
(энергетическая зевота; качания головой; шапка для размышлений)
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (биоэнергопластика)
это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
4. Ритмизованные игры
5. Хороводы
Хоровод способствует коммуникации и сплочению детей, а также развивает координацию движений, память и речь. Подвижные хороводные игры – это ваша палочка-выручалочка. Их преимуществом является то, что место проведения не ограничивается рамками, а сам ход игры, зачастую, приводит детей в восторг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающий сенсомоторнный кубик "Я - сам".
Развивающий кубик помогает научиться пользоваться различными видами застёжек: пряжками, фиксаторами, пуговицами, липучками, молниями, кнопками, развязывать и завязывать шнурки. Пособие развивает ...
Программа коррекции сенсомоторного уровня речи «Дельфины»
I. Пояснительная запискаДанная программа представляет собой цикл занятий, направленных на коррекцию и абилитацию детей с отклоняющимся типом развития, имеющих различные варианты недоразвития реч...
Авторское пособие "Развивающая сенсомоторная зона"
Многие логопеды, начиная свою профессиональную деятельность, неизбежно сталкиваются с проблемой организации и оформления логопедического кабинета. Я хочу поделиться опытом того, как ...
Организация предметно-развивающей среды во второй группе раннего возраста с использованием развивающей сенсомоторной среды «Фиолетовый лес».
Самой любимой и естественной деятельностью дошкольников является игра. Она сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятельнос...
Консультация для родителей на тему "Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6-7 лет с недоразвитием речи".
Считается, что главное от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, у ребенка формируется звукоподражание, в процессе звукопод...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...
Консультация игры развивающие мышление и речь у малышей.
Консультация...