Организация предметно-развивающей среды во второй группе раннего возраста с использованием развивающей сенсомоторной среды «Фиолетовый лес».
статья
Самой любимой и естественной деятельностью дошкольников является игра. Она сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом потребности детей и в соответствии с образовательной программой. Огромное количество методических разработок, программ, методик и технологий дают педагогу возможность найти наиболее результативный и продуктивный путь решения педагогических задач. Однако опыт работы педагогов показывает, что существует некая недостаточность современного методического материала для работы с детьми раннего возраста. В связи с этим, при организации развивающей среды второй группы раннего возраста мы используем сказочное панно «Фиолетовый лес».
«Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень представлений в соответствии с возрастными особенностями. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_predmetno-razvivayushchey_sredy_vo_vtoroy_gruppe_rannego_vozrasta.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды во второй группе раннего возраста с использованием развивающей сенсомоторной среды «Фиолетовый лес».
Ильина Т.М., старший воспитатель, СП детский сад «Журавленок» ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
Самой любимой и естественной деятельностью дошкольников является игра. Она сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом потребности детей и в соответствии с образовательной программой. Огромное количество методических разработок, программ, методик и технологий дают педагогу возможность найти наиболее результативный и продуктивный путь решения педагогических задач. Однако опыт работы педагогов показывает, что существует некая недостаточность современного методического материала для работы с детьми раннего возраста. Это отчасти объясняется сокращением в детских садах групп для детей 2-3 лет и отсутствием в связи с этим достаточного количества специально разработанного методического материала.
Наряду с этим, современные требования к системе дошкольного образования и развитие общества в целом, нацеливают нас на то, что детство ребенка должно быть насыщенным, поэтому возникает необходимость подбора материала, сочетающего в себе «полезные» для ребенка вещи, стимулирующие всестороннее его развитие. В соответствии с ФГОС ДО развивающая среда детского сада должна быть насыщенной, вариативной, полифункциональной, способствовать всестороннему развитию детей и, что немало важно для работы с воспитанниками 2-3 лет, должна быть наполнена положительными эмоциями для комфортного самочувствия ребенка в данной среде.
В связи с этим, при организации развивающей среды второй группы раннего возраста мы используем сказочное панно «Фиолетовый лес».
«Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень представлений в соответствии с возрастными особенностями. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи.
В использовании в работе педагогов с детьми 2 – 3 лет «Фиолетовый лес» способствует
- ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, растительным и животным миром);
- развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);
- формированию первоначальных математических представлений и развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации;
- развитию связной речи, построению грамматически правильных предложений.
«Фиолетовый лес может использоваться в разных видах детской деятельности детей второй группы раннего возраста:
- в игровой деятельности;
- в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;
- в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;
- в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;
- двигательной деятельности.
Таким образом, охватывая почти все виды детской и совместной с взрослым деятельности детей второй группы раннего возраста.
С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и сказочные герои, которые близки и знакомы детям.
Изучив материал по данной тематике, мы пришли к выводу, что для в работе педагогов второй группы раннего возраста так же актуальна тема адаптации детей и одним из основных акцентов в сказках «фиолетового леса» – мы делаем на профилактику эмоционального состояния детей и развитие у детей уверенности в своих силах, в связи с этим снижение ситуативной тревожности.
Исходя из опыта внедрения данной технологии, мы делаем следующие выводы:
-у детей присутствует и развивается познавательный интерес («Фиолетовый лес» привлекает к себе внимание множеством манипуляции (на панно присутствуют деревья, плоды, листья, звери, солнышко, тучка и многое другое) далее возникает у ребенка желанием подойти, рассмотреть, потрогать, то есть появляется мотивация к самостоятельному и совместному действию). Еще, чем примечательно панно «Фиолетовый лес», это то, что ребенку одновременно доступен осваиваемый материал и то что, ребенок получает от этого удовольствие. И в свою очередь длительность ребенка зависит от вариативности использования материала, чем больше тайн скрыто в игровом пособии, тем чаще ребенок захочет его использовать, экспериментировать, поделиться своими открытиями в этом и состоит дальнейшая задача педагога (Например, на панно расположен паучок: Тебе нравятся бабочки? А где они живут? А кто еще живет в лесу? А в нашем лесу живет много разных насекомых? Хочешь узнать, кто здесь живет и, чем они занимаются? (педагог совместно с ребенком рассматривает, кто еще живет на панно). Что плетет паучок? А паутина какая? (действия педагога совместно с ребенком предполагают создание сюжета). Кто попадает в его паутину? А как ты думаешь можно спасти насекомых от паучка? У меня есть друг малыш Гео, он всегда приходит на помощь…) Таким образом, сказку можно продолжать и разворачивать сюжет либо по замыслу воспитателя, либо по желанию ребенка.
- использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует развитию самостоятельности (ребенок действует здесь самостоятельно, c помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений, он сам герой сказочного леса: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие).
- использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует успешному сенсорному и познавательному развитию (развитию мелкой моторики детей, представлений детей о цвете и форме, способности сопоставлять предметы и окружающую действительность (что растет в лесу, что или кто живет в лесу, озере и др.).
Дидактический материал педагоги второй группы раннего возраста дополняет самостоятельно, в зависимости от интереса детей, сезонности, потребности в изучении нового материала и т.д.
Положительный опыт работы педагогов второй группы раннего возраста, где расположен «Фиолетовый лес», и успешного познавательного и сенсорного развития детей, позволяет сделать вывод о том, что данная развивающая среда результативна и способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, способствует более успешной адаптации ребенка к детскому саду, дает эмоциональный комфорт во время пребывая в группе, возможность погрузиться в сказку и быть ее героем, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованиям ФГОС ДО.
Литература
Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 208 с.
Материал с официального сайта www.geokont.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно – развивающая среда во второй группе раннего возраста.
Предметно – развивающая среда во второй группе раннего возраста. Организация предметно – развивающей среды в группе «Ягодка» выстроена в соответствии с принципами Федерального государственного образов...
презентация по предметно развивающей среде во второй группе раннего возраста
Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер, склонности, способности, отношение к окружающему миру и к себ...
Предметно-развивающая среда во второй группе раннего возраста
Предметно-развивающая среда во второй группе раннего возраста...
«Организация предметно - развивающей среды Во второй младшей группе ОУ»
организация предметно - развивающей среды для всестороннего развития детей....
«Методические рекомендации по организации предметно – развивающей среды для детей раннего дошкольного возраста»
В методической разработке представлены рекомендации по организации образовательного пространства для детей младенческого и раннего возраста...
Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающа...
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...