Авторское пособие "Развивающая сенсомоторная зона"
учебно-методическое пособие по логопедии по теме
Многие логопеды, начиная свою профессиональную деятельность, неизбежно сталкиваются с проблемой организации и оформления логопедического кабинета. Я хочу поделиться опытом того, как созданная мною сенсомоторная зона, помогает мне решать не только коррекционно-развивающие проблемы. Она стала одновременно украшением моего маленького кабинета и уголком, в котором интересно поиграть всем без исключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторское пособие "Развивающая сенсомоторная зона" | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторское пособие "Развивающая сенсомоторная зона"
Этот уголок кабинета логопеда изначально создавался как зона по развитию мелкой моторики. Она должна была заменить разнообразные игры по развитию мелкой моторики, функциональное размещение которых в маленьком кабинете достаточно проблематично. Но в процессе работы стало очевидным, что ее возможности белее широкие, она способна развивать у детей и сенсорные навыки. О том, насколько универсально это пособие, можно судить по объему и широте охвата решаемых коррекционно-педагогических задач.
Центральное место в ней отведено домику. Он хоть и небольшой, но насыщен большим количеством деталей. Элементы крыши, выполненные из искусственной кожи, пристегиваются и отстегиваются с помощью кнопок. Форма черепицы-треугольники и ромбики. Пристегивая детали крыши на место, дети соотносят форму и место под нее. Такая работа развивает логику, глазомер, чувствительность пальчиков, силу рук. На ставнях окон - декоративные гвозди для резиночек, которые можно натягивать как самостоятельно, так и по инструкции логопеда. Этот вид деятельности способствует развитию щепоти, что так пригодится детям в школе при письме. Резиночки можно располагать: хаотично, вертикально, горизонтально, крестообразно, треугольниками, квадратами, прямоугольниками. Такие же декоративные гвозди использованы и на наличниках крыши. Здесь они используются для шнуровки. Детям предлагаются различные варианты работы со шнуровкой: наматывание, обхват, переплет, собирание шнурка с узелками в ладошку. Деталей дома, на которых можно использовать шнуровку, много, что позволяет играть у домика одновременно двум детям.
Еще одним видом работы служит отстегивание и пристегивание заборчика с помощью пуговиц. Этот вид работы используется и при креплении листочков на дерево.
Дети, у которых не развито или плохо развито умение завязывать узелки и бантики, могут восполнить этот пробел. Разноцветные бантики на шейках пушистых цыплят приятно многократно завязывать и развязывать даже тем ребятам, которые давно научились это делать. Для бантиков используется материал разной фактуры: мягкий тканевый, жесткий кожаный. Кстати, количество цыплят во дворе тоже не случайно. Их пять. Это значит, что можно сосчитать головы, хвосты, гребешки, лапки, крылья, глаза у цыплят. Еще можно ответить на вопрос логопеда: «Сколько крыльев у одного цыпленка и сколько их у 5 цыплят?». Можно проследить, изменилось ли местонахождение любимого цыпленка, потому что он легко снимается с липучки и крепится в другом месте. Открывающиеся и отстегивающиеся детали пособия позволяют манипулировать цыплятами. Таким способом дети знакомятся с различными предлогами, простыми ( в, на, за, из, под, перед) и сложными (из-за, из-под), узнают значение «маленьких» слов. А можно ……. пофантазировать и вспомнить целые семьи других домашних птиц и животных. А можно придумать имя того, кто в домике живет. Может это Маша (Машенька, Машуля) или Ваня (Ванюша, Ванечка) или еще кто-то другой. Кстати фигурки детей можно располагать в проеме открывающейся двери домика или у ворот.
Уже с первых занятий у детей есть возможность называть увиденные предметы ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Птица, сидящая в гнезде, устланном перьями, служит для поддувания с целью развития целенаправленной воздушной струи.
С помощью уголка «Огород» обогащается словарь детей, совершенствуется грамматический строй речи. В начале учебного года по темам «Сад», «Огород» проигрываются игры «Что где растет?», «Что какое?», «Какое из чего?»,
«Сравни предмет», «Что созревает на земле, под землей, над землей?», «Что делают в саду, в огороде?», «Сосчитай до 5», «Часть и целое», «Я знаю пять названий» и другие. Усвоенные грамматические категории закрепляются детьми в течение всего года на другом речевом материале. Уголок «Огород» способствует развитию грамматического строя речи, если предложить детям игровые задания словообразовательного характера или упражнять их в составлении предложений различного вида и степени сложности грамматических конструкций;
Использовать это своеобразное пособие можно и для составления сказок, вымышленных историй. Такой вид работы развивает творческое воображение дошкольников и их умение самостоятельно выстраивать связные устные высказывания. Так, дети, играя в «Огород», пополняют и активизируют словарный запас, в их речи появляются слова: борозда, лунка, семечко, посев, росток, плод и др.
В увлекательной для детей форме уточняются группы глагольной лексики, связанные с сезонностью работ: с посадкой овощей (сеять, засыпать, вскапывать, ровнять,), их выращиванием (поливать, опрыскивать, пропалывать, рыхлить, удобрять) и с уборкой урожая (срывать, срезать, выдергивать, выкапывать).
Кроме того, в ходе игры дошкольники имеют возможность существенно обогатить свою речь прилагательными (рыхлый, спелый, крепкий, сочный и др.).
С помощью опорных вопросов, наработанные существительные, глаголы, прилагательные, наречия вводятся в предложения различных грамматических конструкций. Отвечая на всевозможные «Почему?», «Для чего?», «А что было бы, если бы ...?», дети приучаются размышлять, рассуждать, думать, учатся формулировать свою мысль. У детей есть возможность составлять рассказы из личного опыта на тему «Работа с семьей на дачном участке». Так, в процессе развития речи, используя уголок сенсомоторной зоны «Огород», дети обретают представление об особенностях сельскохозяйственного труда, осознают его значимость.
Развивающая зона помогает активизировать и словарь антонимов: гладкая (поверхность) - шершавая, толстые (ветки) - тонкие, (веревочки) длинные - короткие, низкий (забор) - высокий (дом), узкая (дверь) - широкие (ворота), (цыпленок) близко - далеко, (смотрит) влево - вправо, (перышко) легкое - (груша) тяжелая.
Сенсомоторная развивающая зона расширяет круг представлений ребенка об окружающей действительности. Но одним из важных ее преимуществ, конечно же, является то, что она служит украшением логопедического кабинета. Маленьким дошколятам, которые впервые приходят с мамами на встречу с логопедом, всегда приятно поиграть в этом уголке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой
Об использовании авторских пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой...
Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.
В процессе коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк...
«Применение сенсомоторной зоны с целью повышения эффективности образовательной работы по развитию когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией».
материал предназначен для педагогов, методистов и родителей, которые желают развить сенсорные эталоны детей...
Использование авторского пособия - мягкая тактильная книга "Развивайка" в сенсомоторном развитии дошкольников сОВЗ
В процессе работы над созданием авторских пособий, немаловажную роль я отвела целенаправленному использованию наглядности и возможности практического действия с предметами. Тематика аппликаций разнооб...
Авторская сенсомоторная среда
Авторская сенсомоторная среда Цель среды - развитие познавательно-творческих способностей детей 2-3 лет· формировать элементарные...
Презентация "Использование авторских дидактических игр и пособий для сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста"
laquo;Раннее детство уникально и несет в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть не только признана, востребована, но и ре...
Консультация для педагогов "Авторский бизиборд как средство сенсомоторного развития детей с ОВЗ"
В данной консультации представлена одна из разработок итальянского педагога Марии Монтессори - бизиборд (развивающая доска для ребёнка), который является одним из наиболее успешных материалов для стан...