Программа коррекции сенсомоторного уровня речи «Дельфины»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
I. Пояснительная записка
Данная программа представляет собой цикл занятий, направленных на коррекцию и абилитацию детей с отклоняющимся типом развития, имеющих различные варианты недоразвития речи. Базой для программы служит программа Ланиной Т.Н. «Дельфины» (коррекция сенсомоторного уровня).
Ее новизной является интеграция логопедических и нейропсихологических методов коррекции. Актуальность данной программы определяется высокой численностью детей c отклоняющимся типом развития, трудностями их адаптации к современным требованиям в массовых и специализированных учебных заведениях. Эти трудности могут быть обусловлены обеднением и нарушением онтогенеза сенсомоторного репертуара как отдельных систем организма (оральный, мануальный, глазодвигательный аппарат и т.д.), так и их взаимодействий в сочетании с патологическими знаками (например, синкинезиями). Искажение сенсомоторного репертуара в дальнейшем приводит к нарушению развития высших психических функций, среди которых речь занимает центральное место, так как опосредует другие психические функции, является средством общения в социуме. В связи с этим определяется основная цель программы:
1.2. Научно-методологические и нормативно-правовые основы программы
Теоретической и методологической основой программы является теория А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга, теория Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов, идеологию метода замещающего онтогенеза (Семенович А.В., Симерницкой Э.Г., Московичюте Л.И.).
Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперёд) и обратно вниз от передних лобных отделов левого полушария идёт нисходящее контролирующее и регулирующее влияние. Это трёхмерная модель, мозг работает в трёх плоскостях - это нормальное развитие в онтогенезе. Но эти процессы становятся невозможными, если какой-либо мозговой субстрат недостаточно зрел и полноценен, т.е. кора, подкорка, мозолистое тело и другие системы потенциально не готовы к обеспечению психической деятельности. Второе необходимое условие для развития ребёнка – это востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы различных психологических факторов. Сегодня же мы можем говорить о том, что мозговая организация не развивается согласно онтогенезу, мы говорим о дизонтогенезе, т. е. о нарушении развития, или дефиците развития, или несформированности той или иной психической функции, потому что не зреют вовремя мозговые субстраты у наших детей, да и с востребованностью извне у нас не очень хорошо: мы требуем того, чего не может быть в определённом возрасте, в силу опять же несформированности мозгового субстрата. Например, нельзя учить ребёнка трёх лет читать, это невозможно в силу его мозговой организации, нет в этом возрасте зрелости функциональных систем чтения. Нет вообще такой системы в этом возрасте, он сформируется только к семи годам, потому, что составляющие этой системы – чтения – даже ещё не думали развиваться: это зрительное восприятие на образы – буквы, это фактор фонематического – речевого слуха и др.
Нормативно-правовая база программы:
· Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ;
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. № 26993;
· Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) развития образования города Москвы («Столичное образование»)
· Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
· Устав ГБУ ГППЦ ДОгМ
Адресат: дети дошкольного возраста 4-6 лет с нарушениями речевого развития.
Цель - развитие сенсомоторного уровня речи, который является базой, фундаментом речевой, когнитивной и регуляторной сфер.
Сенсомоторный уровень любого психического процесса (восприятие, движение, речь и др.) обеспечивается близкими, а подчас – идентичными мозговыми системами и процессами, которые в онтогенезе формируются, дифференцируются и интегрируются в строго упорядоченном, иерархизированном режиме. В связи с этим, задачами данной программы будут являться:
1) коррекция изолированных систем сенсомоторного уровня (руки, ноги, глаза, артикуляционный аппарат);
2) их функциональная дифференциации;
3) межфункциональная интеграция.
Задачи:
Требования к резултатам освоения программы:
Образовательные задачи программы:
· Формирование сенсомоторных взаимодействий.
· Формирование пространственных представлений.
· Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
· Развитие сенсомоторного уровня речи
Коррекционно-развивающие задачи:
· Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.
· Развитие зрительно-моторной координации.
· Развитие целостного образа тела.
· Развитие ВПФ (развитие восприятия, внимания, речи).
· Развитие произвольности
Воспитательные задачи:
· Воспитание межличностных отношений, желания взаимодействовать с окружающими людьми, заниматься в группе
Структура программы:
Программа используется как для индивидуальной, так и групповой работы. Характер группы – закрытая. Комплектация групп происходит в следующем возрастном диапазоне: 4-6 лет. Количество обучающихся от 3 до 10-12 человек, в зависимости от тяжести дефекта детей. Программа “Дельфины” рассчитана от 4 до 9 месяцев работы. Режим работы: 1-2 занятия в неделю (от 30 до 60 минут, включая динамическую паузу). Дополнительно к занятиям задается серия домашних заданий по проработке пройденного материала.
Ведущий цикла должен иметь логопедическое, дефектологическое или психолого-педагогическое образование.
Требования к освоению результатов:
Метапредметные
· Ребенок умеет ориентироваться в своем теле
· Повышается уровень развития мелкой, общей и артикуляционной моторики
· Расширение объема восприятия
Личностные результаты:
· Ребенок самостоятельно, свободно, с интересом участвует в занятиях, проявляет интерес к физическим упражнениям
· Умеет сотрудничать с детьми и взрослыми в процессе занятия
· У ребенка развивается самоконтроль
· Ребенок самостоятельно может справиться с заданиями, без помощи взрослого.
· Ребенок открывает новые возможности своего тела.
Критерии оценки результативности работы по программе:
1. Общая моторика:
- Изолированные движения: тест - попрыгать на одной ноге (правой, левой).
- Синхронные движения: тест - попрыгать на двух ногах.
- Реципрокные движения: тест - попеременные прыжки, то на одной ноге, то на другой.
- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.
2. Мелкая моторика:
- Изолированные движения: тест – кулак-ребро-ладонь.
- Синхронные движения: тест - пальцевый праксис поз (коза-корова).
- Реципрокные движения: тест - кулак-ладонь.
- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.
3. Артикуляционный праксис:
- Объем движений: тест – качели (рот открыт, поднимать язык вверх-вниз).
- Переключаемость поз: - улыбка-трубочка (губы вытягивать в улыбку, растягивать в трубочку).
- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.
4. Глазодвигательный праксис:
- Слежение глазами за предметом на расстоянии вытянутой руки по 4-ем основным направлениям (верх-низ,право-лево).
- Конвергенция – сведение глаз.
- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.
Баллы:
«0» - норма,
«1» - незначительные погрешности,
«2» - значительные трудности,
«3» - невозможность выполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель психокоррекционной программы «Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»
Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обижен...
Рабочая программа "Коррекция ОНР-II-III уровня у дошкольников 4,5-5,5 лет"
Программа носит коррекционно-развивающий характер.В основу положены обоснования, выводы, направления программы Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей дошкольного возра...
Рабочая программа логопеда: "Коррекция общего недоразвития речи первого уровня".
Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста
В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическ...
Балашова О.П. Программа коррекции ОНР первого уровня
Работа над речью детей, имеющих I уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности...